Пути и методы повышения конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных причин такого положения является то, что ни один комитет Государственной Думы, ни одно министерство или ведомство, ни один НИИ в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности, не смотря на то, что Россия несколько лет строит рыночные отношения.

Содержание

1. Введение 3
2. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория 4
3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товара 5
4. Оценка конкурентоспособности товаров 8
5. Пути и методы повышения конкурентоспособности товаров 15
6. Заключение 19
7. Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 183.79 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

1. Введение                                                                                                                        3

2. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория                        4

3. Факторы,  определяющие конкурентоспособность товара                                       5

4. Оценка  конкурентоспособности товаров                                                                   8

5. Пути  и методы повышения конкурентоспособности  товаров                                 15

6. Заключение                                                                                                                   19

7. Список использованной литературы                                                                          22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Как отмечается в литературе, в этом году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 43-го на 47-е место. По жизненному уровню населения Россия находится на 57 месте в мире.

Одной из главных причин такого положения является то, что  ни один комитет Государственной Думы, ни одно министерство или ведомство, ни один НИИ в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности, не смотря на то, что Россия несколько лет строит рыночные отношения.

Руководство нашей страны просто обязано  во имя сохранения России, приостановить  падения жизненного уровня населения  принять адекватные меры, удержать и развить конкурентное преимущество по научно-техническому потенциалу, квалификации кадров и др.

В течение многих десятков лет в  нашей стране, в условиях высокой  монополизации производителей, регулятором  производства продукции являлся  не реальный спрос, а - с точностью  до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурентоспособность продукции  как экономическая категория

 

 

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном  общении подобное столкновение интересов  получило название конкуренция.

Понятие конкуренции лежит в  основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Прежде всего, необходимо различать  конкурентоспособность объекта  и субъекта.

Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. 

  Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей, и завоевании новых рынков сбыта, характеризует конкурентоспособность субъекта.

Термин «конкурентоспособность»  рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность - это, прежде всего, способность конкурировать  или соперничать.

Дальнейшее уточнение данного  термина раскрывает особенности  объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет  ответить на следующие вопросы:

  1. С кем (чем) конкурировать?
  2. По каким критериям и показателям?
  3. На каком уровне конкурировать?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как  указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают  особенности объекта и позволяют  увидеть, где и как реализуется  способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность  как термин нельзя рассматривать  вне связи с объектом. Объектами  оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.

Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Существует множество определений  конкурентоспособности продукции. Например, в работе Трубилина конкурентоспособность  товара трактуется как комплекс его  потребительских и стоимостных  характеристик, определяющих успех  на рынке. Однако, на мой взгляд, при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.

В работе Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. Но в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.

Я считаю, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции  является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, определяющие конкурентоспособность

 

 

Все факторы определяющие конкурентоспособность  можно разделить на 6 основных групп:

  1. Качество товаров и услуг
  2. Цена товаров и услуг
  3. Уровень квалификации персонала
  4. Технологический уровень производства
  5. Доступность источников финансирования
  6. Насыщенность рынка, спрос и предложение

 

Проанализируем все эти факторы.

1.Качество товаров и услуг.

Качество  главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным), только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми, так, например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей:

  • физические
  • технические
  • эксплуатационные
  • эстетические
  • затратные (ценовые и расходы связанные с эксплуатацией)
  • престижа и прочее

 

2.Цена товаров и услуг.

Цена  это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для косвенного измерения величины затраченного  на производство товара необходимого рабочего времени. Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

 

Факторы, влияющие на определение цены товара:

  • Совокупные издержки производства;
  • Затраты общественного труда;
  • Качество товара;
  • Функции и свойства товара;
  • Квалификация персонала;
  • Технологический уровень производства;
  • Налоговое законодательство страны;
  • Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
  • Затраты, связанные с арендой помещений для реализации тов
  • Упаковка товара;
  • Известность фирмы;
  • Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
  • Маркетинговая деятельность фирмы;
  • Спрос и предложение на данную продукцию;
  • Торговая наценка фирмы.

 

При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:

  • обеспечение выживаемости фирмы, например в случае острой конкуренции
  • максимизация текущей прибыли
  • завоевание лидерства по показателям доли рынка
  • завоевание лидерства по  показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара.

 

В этом случае цена будет весьма высокой, например трудно представить, что БМВ или Мерседес будут даже временно снижать цену на свою продукцию до уровня Опеля

или ФИАТа.

 

3.Уровень  квалификации персонала.

Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие  высококвалифицированного менеджмента, так как даже при  наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт

без предварительных  расчётов опытных маркетологов.

 

4.Технологический  уровень производства.

Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность финансирования.

 

5.Доступность  источников финансирования.

В основном используется два вида финансирования это заёмное и размещение ценных бумаг (в основном выпуск и котирование на бирже акций). Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций

может стать  требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий, скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники

Информация о работе Пути и методы повышения конкурентоспособности товара