Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:05, доклад
На рубеже ХХI в. проблемы инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике превратились в одну из наиболее острых и болезненных. Практически все сферы и отрасли экономики РФ испытывают острейшую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов, которые необходимы не только для оживления экономической ак
В совокупности, по оценке американской консалтинговой фирмы "Эрнст и Янг", в ближайшие 5-7 лет в российскую экономику необходимо привлечь 200-300 млрд. долл. Даже находящемуся в наиболее благоприятном по сравнению с другими отраслями топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов необходимы ежегодные капиталовложения в размере 25-30 млрд. долл.
Естественно, что в этих условиях определенные надежды, несмотря на мировой финансовый кризис и экономическое потрясение августа 1998 г., возлагаются на иностранных инвесторов, в том числе и американских. Их готовность к вложению капиталов в экономику России зависит от многих факторов, включая и ситуацию на мировых фондовых рынках. По мнению руководителей большинства ведущих западных фирм, для более масштабного привлечения иностранных инвестиций необходимо произвести изменения в налоговой системе РФ в сторону их понижения, принять работоспособное законодательство о разделе продукции, привести действующие в России правила бухгалтерского учета и аудита в соответствие с требованиями рыночной экономики, отвечающими международным стандартам, и, наконец, внести изменения в таможенное законодательство в направлении создания максимально благоприятных условий для предприятий с участием иностранного капитала.
Большинство американских инвесторов рассматривает в качестве негативных факторов своей деятельности в России неразвитость транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, проникновение криминогенных элементов в предпринимательскую среду, низкий уровень менеджмента и технологий, коррупцию и бюрократизм.
Помимо этого, иностранный капитал не спешит инвестировать средства в российскую экономику и по соображениям большей привлекательности рынков других стран, в том числе и ближайших соседей России. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. В 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу населения в нашей стране составлял 44 долл., в то время как в Польше этот показатель находился на уровне 140, а в Венгрии - 1300 долл. В России в настоящее время только 0,8% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в Венгрии - около 20%.
Все вышепречисленные факторы сдерживают привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в крупные проекты, и предопределяют сравнительно низкий рейтинг России у западных инвесторов. Публикуемый ежегодно английским журналом "Экономист" рейтинг оценивает политико-экономический риск в России на уровне 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских государств. В 1997 г. Россия по степени геополитического риска (интегральному показателю надежности) находилась на 86-м месте в мире. По уровню экономического развития, по оценке западных экспертов, Россия занимает 12-е место среди бывших социалистических государств, опережая другие страны СНГ.
Поэтому в ближайшие годы даже при самой благоприятной экономической и политической конъюнктуре Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций не больше чем на 10-15 млрд. долл. ежегодно.
Инвестиции США, накопленные в России на начало 1998 г., распределялись следующим образом: прямые инвестиции - 4,2 млрд. долл., или 68%, портфельные (вложения в российские ценные бумаги) - 0,03 млрд. долл., или 0,5%, и прочие (главным образом различные кредиты) - 1,9 млрд. долл., или 31,5%. По объему накопленных прямых инвестиций в экономике нашей страны (4,2 млрд. долл., или 42,5% общего объема иностранных прямых капиталовложений) США также занимают лидирующие позиции, намного опережая другие государства. Так, прямые инвестиции Великобритании в экономике России на тот же период составляли 0,8 млрд. долл., Германии - 0,76 млрд., Кипра - 0,59 млрд., Франции - 0,39 млрд. долл.
Характерной чертой притока прямых инвестиций США в экономику нашей страны является их быстрый рост в середине десятилетия. Так в течение трех лет (1992-1995 гг.) приток прямых капиталовложений составил 1,2 млрд. долл., в 1996 г. - 0,85 млрд., а в 1997 г. - более 2 млрд. долл. . При этом на долю США в 1997 г. приходилось около 77% общего притока прямых иностранных инвестиций в Россию.
Опережающий рост прямых инвестиций США в экономику России - факт благоприятный. Они, в отличие от портфельных и прочих инвестиций, являющихся срочными, возвратными и платными денежными средствами, более тесно связаны с развитием реального сектора экономики, передовыми технологиями и с использованием современных методов менеджмента и маркетинга. Кроме того, прямые инвестиции не ведут к образованию внешней задолженности России.
Американские прямые инвестиции в России сосредоточены главным образом в производственной сфере (примерно 3/4 от общего объема накопленных прямых инвестиций). При этом компании США являются крупнейшими инвесторами среди иностранных компаний в производственный сектор России: в 1997 г. на их долю приходилось около 54% общего объема прямых иностранных капиталовложений.
Хотя наибольший интерес для американских компаний представляют отрасли с низкой обработкой (добыча природных ископаемых) и быстроокупаемые проекты в отраслях, продукция которых пользуется спросом населения (производство продуктов питания), тем не менее инвестиции США направляются и в другие отрасли экономики России, в которых они рассчитывают получить высокие прибыли.
Приоритетными объектами вложений капитала США в производственную сферу России являются прежде всего топливная и пищевая промышленность. К другим сферам вложения капитала относятся авиакосмическая промышленность, телекоммуникации, производство медицинского оборудования и медикаментов, жилищное строительство, средства защиты окружающей среды, конверсия предприятий оборонных отраслей.
На непроизводственные отрасли приходится около четверти прямых инвестиций США. В основном они вложены в финансово-кредитную и страховую деятельность, пенсионное обеспечение, а также в сферу консультационных и информационных услуг.
Таким образом, несмотря на то, что большая часть американских прямых инвестиций сосредоточена в производственной сфере, их отраслевая структура свидетельствует об ее определенной деформированности в сторону гипертрофии топливно-энергетических и агропромышленных комплексов. Одна из причин консервации этих структурных перекосов - отсутствие мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Американские инвесторы пока сами выбирают сферы деятельности, руководствуясь нормой прибыли на вложенный капитал. Наше государство, к сожалению, не оказывает на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия.
Определенная неравномерность наблюдается в притоке американских инвестиций в территориальном разрезе. Инвесторы США вкладывают капиталы в региональные центры с развитой финансовой инфраструктурой, более высоким платежеспособным спросом населения и территории, богатые сырьем. Капитал США предпочитает также регионы, в которых власти предоставляют на большой срок землю в бесплатное пользование или долгосрочную аренду, а также обеспечивают инвесторов полной и точной информацией. В результате в экономику шести субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Лениградской, Сахалинской областей и Республики Коми - американские инвесторы вложили около 70% объема накопленных прямых капиталовложений.
Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности регионального распределения американских инвестиций. Одна из причин этой деформированности - слабость региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в области страхования, залога, гарантий безопасности капитала и инвесторов, обеспечения последних информацией об инвестиционных проектах. Иностранные капиталы желательно в первую очередь направлять в депрессивные районы.
В последние годы активизировала свою работу на российском рынке Корпорация иностранных частных инвестиций (ОПИК) - независимое агентство федерального правительства США, которое предлагает услуги некоммерческого характера, включая страхование американских фирм, действующих за рубежом, от политических и экономических рисков. ОПИК создает для малых, средних и крупных компаний США инвестиционные возможности на формирующихся рынках, снижая степень риска. Россия является с 1992 г. для ОПИК важнейшим, но достаточно рискованным рынком.
Портфель проектов корпорации в России постоянно растет. В 1992-1997 гг. Россия стала крупнейшей по сумме инвестиций страной в общем портфеле ОПИК. В последние годы ОПИК поддержала 125 проектов в России стоимостью около 3 млрд. долл. - от Санкт-Петербурга и Республики Коми на севере до Хабаровского края на востоке, а диапазон сфер их реализации - от средств дальней связи до производства безалкогольных напитков и добычи нефти и газа. В каждом секторе экономики реализуются проекты, поддерживаемые корпорацией: финансовые услуги, добыча полезных ископаемых, конверсия оборонной промышленности и др. Так, на конец 1997 г. ОПИК выделила для страхования и финансирования конверсионных проектов в России больше 500 млн. долл.
ОПИК поддерживает также несколько американских инвестиционных фондов, которые ориентированы на деятельность в России. Среди них - Инвестиционный фонд США-Россия (The U.S. - Russia Investment Fund), Фонд партнеров в агробизнесе (Agribusiness Partners Fund), Фонд нового тысячелетия Брунсвика (АIG Brunswick Millennium Fund), Фонд Пейна Уэббера с российскими партнерами (Рain Webber Russian Partners Fund) и др., с общим объемом привлеченных средств более 1 млрд. долл. Эти фонды ориентированы на сотрудничество с российскими партнерами в разработке месторождений нефти и газа, инвестирование капитала в связь и энергетику, переработку сельскохозяйственного сырья, высокие технологии, в конверсию военных предприятий Российской Федерации .
ОПИК в своей деятельности на территории России прибегает и к сотрудничеству с компаниями других стран, занимающихся предоставлением гарантий инвесторам. В 1996 г. ОПИК и финская "Финиш гэранти борд" (ФГБ) заключили соглашение - "Программа развития совместных инвестиций" - с целью содействия фирмам США и Финляндии, желающим совместно осуществлять проекты в России. Многие американские фирмы, обладающие крупными капиталами, считают российский рынок весьма привлекательным, хотя они не имеют опыта работы на этом рынке. У финских компаний имеется многолетний опыт работы с Россией, к тому же они хорошо расположены географически, однако у них нередко ощущается нехватка нужных ресурсов капитала и масштабного опыта в области маркетинга. Поэтому ОПИК и ФГБ объединили свои усилия по предоставлению услуг компаниям двух стран для осуществления ими операций на российском рынке. С введением в жизнь совместной американо-финской программы, одной из целей которой является страхование риска неплатежей, американские компании получили новый импульс для работы в России .
Информация о работе Прямые инвестиции США в экономику России