Производственная инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы можно назвать изучение процесса организации инфраструктуры производственного предприятия с точки зрения ее эффективности.
В задачи курсовой работы входят:
1) углубленное изучение инфраструктуры предприятия, как в теоретическом, так и в практическом аспекте;
2) ознакомление с работой оборонного предприятия;
3) изучение основных направлений совершенствования организации производства на примере предприятия города Омска;
4) получение и закрепление навыков по расчету основных экономических показателей и показателей эффективности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия
1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры 5
1.2. Вспомогательные подразделения 7
1.3. Обслуживающие хозяйства 11
Глава 2. Характеристика производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия 16
2.2. Особенности технологического процесса изготовления платин 23
2.3. Производственная инфраструктура предприятия ОАО «Сатурн» 30
Глава 3. Пути совершенствования производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
3.1. Мероприятия по совершенствованию производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн» 36
3.2. Изменение потребности в ресурсном обеспечении производства 37
3.3. Изменение организационных и экономических показателей предприятия 42
Заключение 45
Библиографический список 46
Приложение 48

Работа содержит 1 файл

курсовая политех.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

      Система планово-предупредительного ремонта  строится на использовании следующих  нормативов:

      • ремонтные циклы и их структура;

      • длительность межремонтных периодов и  периодичность технического обслуживания;

      • категории сложности ремонта;

      • нормативы трудоемкости;

      • нормы запаса деталей и оборотных  узлов.

      Под ремонтным циклом следует понимать время между двумя капитальными ремонтами, а первый ремонтный цикл начинается с ввода оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта. В этот промежуток времени включается выполнение всех мероприятий по техническому обслуживанию и всех видов ремонтов.

      При составлении ремонтного цикла необходимо учитывать различные факторы: тип  производства, вид и свойства обрабатываемых материалов, эксплуатационные условия, квалификация персонала, степень загрузки оборудования.

      Межремонтный  период, периодичность выполнения ремонтных  работ, а также их трудоемкость и  материалоемкость зависят от конструктивных особенностей оборудования. Исходя из этого, все оборудование на предприятии группируется по категориям ремонтной сложности. Каждой группе соответствует определенное число единиц сложности ремонта, которые устанавливаются по справочнику, и в конечном итоге формируется категория сложности ремонта. Причем отдельно оценивается категория сложности ремонта электрической и механической частей оборудования, а их итог дает искомую величину – категорию сложности ремонта конкретного оборудования.

      На  основе вышеприведенных нормативов строится готовый график планово-предупредительного ремонта, охватывающий все имеющееся в эксплуатации оборудование, рассчитывается трудоемкость и материалоемкость ремонтных работ, а также численность ремонтного персонала [12].

      1.3. Обслуживающие хозяйства 

      1) Транспортное хозяйство. Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

      По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний  транспорт.

      Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

      Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

      Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

      На  предприятиях находят применение, различные виды транспортных средств, от железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и до конвейеров разнообразного вида, типа и назначения.

      К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

      В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

      Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков.

      Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

      Величина  грузовых потоков зависит от организационно-производственного  типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузооборота и схема грузопотоков.

      Шахматная таблица грузооборота строится в  разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица  по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

      Анализ  грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств [12].

      2) Энергетическое хозяйство. Предприятия являются основными потребителями всех видов энергоресурсов: топлива, электроэнергии, пара, тепла, сжатого воздуха, воды и др. Перебои в энергоснабжении ведут к большим производственным потерям в любом типе производства. Особая ответственность энергообеспечения связана с тем, что процесс производства энергоресурсов совпадает с их потреблением, т.е. энергоресурсы не могут накапливаться. Вторая особенность связана с тем, что постоянно увеличивающиеся потребности в энергоресурсах предприятий не могут быть полностью удовлетворены ограниченными мощностями топливно-энергетического комплекса страны, поэтому возникает проблема строжайшей экономии и лимитирования потребления энергоресурсов.

      Типовая структура энергетического хозяйства  предприятия состоит из энергетической системы и энергоремонтного цеха. В энергетическую систему входят: электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, пневмосистемы, вакуумные системы, вентиляционная система, кондиционирование воздуха, связь, водоснабжение, канализация, ливневая канализация. Электромеханический цех производит ремонт электрооборудования и электроаппаратуры [2].

      3) Материально-техническое снабжение предприятия. Основной задачей службы материально-технического снабжения является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.

      Служба (отдел) материально-технического снабжения  представляет собой организационно-структурное подразделение предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов.

      В состав звеньев системы материально-технического снабжения входят отдел материально-технического снабжения и находящиеся в  его подчинении снабженческие склады.

      Характерными  видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства [12].

      4) Отдел технического контроля (ОТК) является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно техническому директору.

      В задачи ОТК входят: предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

      Таким образом, важным условием нормального бесперебойного хода производства является поддержание в рабочем состоянии оборудования, питание агрегатов энергией, своевременное обеспечение рабочих мест предметами труда, инструментом и приспособлениями, т.е. четкая организация производственной инфраструктуры (вспомогательных и обслуживающих процессов) [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн» 

2.1. Краткая  характеристика и технико-экономические показатели предприятия

      Открытое  акционерное общество «Сатурн», правопреемник  Омского электротехнического завода им. К. Маркса, – современное, динамично развивающееся предприятие. Основной вид деятельности ОАО «Сатурн» с момента создания в 1949 году и по настоящее время – выпуск радиоэлектронной аппаратуры специального назначения. За истекшие годы освоено и внедрено в серийное производство более 30 наименований радиоэлектронной спецаппаратуры, а также теплообменной аппаратуры для комплексов ПВО.

Рис. 3 Организационная  структура управления ОАО «Сатурн»

      В настоящее время ОАО «Сатурн» является одним из ведущих предприятий  оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение, и  входит в состав вертикально-интегрированной структуры открытого акционерного общества «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В числе участников кооперации ОАО «Сатурн» с ведущими производителями и разработчиками изделий спецтехники для комплексов ПВО задействовано на выполнении государственного оборонного заказа и госконтрактов.

      Таблица 1

      Адресно-справочные данные ОАО «Сатурн»

1 Отраслевая  принадлежность 49001 - хозяйственное  общество, образованное из государственного  предприятия; 32.20.1 - производство радио-  и телевизионной передающей аппаратуры
2 Наименование  интегральной структуры, в которую  входит предприятие (организация) ОАО "Концерн  ПВО "Алмаз-Антей"
3 Полное наименование предприятия Открытое акционерное  общество "Сатурн"
4  Сокращенное  наименование предприятия  ОАО "Сатурн"
5 Юридический, почтовый адрес:  
а) Республика, край, области Омская область
б) Район, город Омск
в) Почтовый индекс 644046
г) Улица, № дома проспект К. Маркса, 41
д) Адрес электронной  почты saturn@saturnomsk.ru
6 Когда и на каком  основании (дата и номер документа) создано предприятие 28.11.1994г., свидетельство  о государственной регистрации  №36892086, выдано Департаментом недвижимости  городской регистрационной палаты  Администрации г. Омска
7 Организационо-правовая форма собственности (в соответствии с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) открытое акционерное  общество
8 Размер уставного  капитала 54 001 400 руб. увеличение  уставного капитала путем конвертации  акций, дата регистрации 24.10.2002г.
9 Для акционерных  обществ - характеристика структуры акционерного капитала обыкновенные  акции - 20 250 500 штук, номинальной стоимостью 2 руб., общий объем выпуска 40 501 000 руб.; привилегированные акции (типа А) - 6 750 200 штук, номинальной стоимостью 2 руб., общий объем выпуска 13 500 400 руб.

Информация о работе Производственная инфраструктура