Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

В процессе общественного развития потребности растут и изменяются. Наряду с исчезновением одних товаров появляются другие, новые, и круг их постоянно расширяется. Вместе с количественными происходят качественные изменения, как в самих потребностях, так и в их структуре. Увеличивается роль социальных и культурных потребностей в развитии производства и человеческой личности. Особенно в настоящее время, когда производство взяло большой скачок в своём развитии, развитии рекламной деятельности, которая, несомненно, действует на психику человека.

Содержание

Введение.



Покупательский спрос: сущность, определяющие факторы.


Виды покупательского спроса и их классификация.


Прогнозирование покупательского спроса.
3.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования.
3.2.Виды прогнозирования и их классификация.
3.3.Методы прогнозирования.
3.3.1.с помощью коэффициента эластичности
3.3.2.балансовый метод
3.3.3.нормативный метод
3.3.4.метод экспертных оценок
3.3.5.метод экстраполяции рядов динамики


Заключение.

Работа содержит 1 файл

Экономика (Курсовая).doc

— 92.50 Кб (Скачать)
 

  Предприятия,  расположенные в центральных  районах города, рядом с достопримечательностями,  ж/д вокзалами, аэропортами, входят  в зону проявления максимального  микроспроса на товары и услуги.

   В зону  проявления повышенного микроспроса  на товары входят предприятия,  расположенные в районах рядом  со станциями метро, остановками  общественного транспорта, вдоль  центральных магистралей города.

   Предприятия,  расположенные в торговых центрах  микрорайона, входят в зону проявления среднего микроспроса на товары.

   Зону  проявления пониженного микроспроса  на товары и услуги образуют  предприятия, расположенные в  районах новостроек, в отдалённых  или «спальных» районах.

    Так  как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдельно и совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание является индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спросе, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы торгового предприятия и осуществляться весь процесс реализации товаров и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производственно-торгового процесса каждого предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1. Понятие, сущность  и принципы прогнозирования. 

   Прогнозирование покупательского спроса – процесс организации прогнозирования развития спроса населения на товары народного потребления и услуги. Результаты прогнозирования покупательского спроса используются при обосновании заказа торговли, планировании капитальных вложений в развитие производства и т.д.

   Методология прогнозирования  покупательского  спроса зависит от:

  • Цели прогноза (определение объёма, структуры, темпов роста спроса);
  • Степени детализации структуры спроса, объекта прогноза (глобальный, региональный, локальный, системный);
  • Периода упреждения прогноза (оперативный – на 1.3 или 6 месяцев; краткосрочный – на 1 год; среднесрочный – до 5 лет; долгосрочный или перспективный – от 5 лет).

     В  методологии прогнозирования покупательского  спроса выделяют следующие основные методы:

    • Дельфийский метод;
    • Нормативный метод (на базе научнообоснованных норм потребления продуктов питания и рациональных нормативов обеспеченности населения товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения);
    • Определение ёмкости рынка;
    • Математические методы и  математические модели (экстраполяция продаж с помощью моделей тренда, многофакторные модели).

Основными экономическими предпосылками  прогнозирования  розничного товарооборота  являются:

      1. Решения правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны.
      2. Изучения социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны.
      3. Анализ баланса денежных доходов и расходов населения за отчётный и на прогнозируемый период.
      4. Анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет.
      5. Перспективы деятельности предприятия торговли в прогнозируемый период.

Цели  прогнозирования:

        • Экономически обосновать объём розничного товарооборота в соответствии с объёмом спроса населения и возможностями торгового предприятия;
        • Привести структуру товарооборота в соответствии с изменением спроса;
        • Обеспечить рациональное распределение прогнозируемого объёма розничного товарооборота во времени и пространстве.
 
 

3.3.1. Метод прогнозирования с помощью коэффициента эластичности. 

    Для  количественного измерения влияния  какого-либо фактора на спрос  используют коэффициент эластичности.

    Коэффициент эластичности спроса – это показатель, характеризующий относительное изменение спроса под влиянием изменения фактора.

 Коэффициент эластичности можно рассчитать по формуле: 

 Кэл. = (∆У/У) / (∆Х/Х)

Кэл.- коэффициент эластичности.

∆У – изменение  спроса в отчётном периоде по сравнению  с базисным.

У – показатель спроса в базисном периоде.

∆Х – изменение фактора в отчётном периоде по сравнению с базисным.

Х – показатель фактора в базисном периоде.

   Кэл. показывает, на сколько % изменится спрос (У) при изменении фактора (Х) на 1%. Если показатели У и Х в базисном периоде равны 100%, то формула Кэл. будет иметь вид:

   Кэл.= ∆У/∆Х 

   Рассчитанный  Кэл. может быть использован для  краткосрочного прогнозирования при  условии, что известно, на сколько  изменится фактор в прогнозируемом периоде.

   ∆Упр.=∆Х * Кэл. 

   ∆Упр. – изменение спроса в прогнозируемом году.

   ∆Х  – изменение фактора в прогнозируемом периоде.

   Кэл. –  коэффициент эластичности между  спросом и выбранным фактором.

    

   По  этой формуле можно рассчитать, на сколько % измениться спрос в прогнозируемом периоде по сравнению с последним  значением в ряду динамики. Затем  можно определить объём спроса в прогнозируемом периоде:

    

   Рn = n-1*(100+∆У)] / 100

   Рn – объём спроса в прогнозируемом периоде.

   Рn-1 – объём спроса в последнем периоде до прогноза. 
 
 
 

   3.3.2. Балансовый метод. 

   При изучении формирующегося спроса ставится цель – выявить, главным образом, покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.

   Наиболее  разработанным и практически  сложившимися являются методы изучения реализованного спроса. Учёт продажи продовольственных товаров должен вестись постоянно. Полученные данные используют для составления заказов поставщикам. Методы изучения реализованного спроса можно условно разделить на 2 группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах.

   Наиболее  распространённым и эффективным  методом учёта реализованного спроса является балансовый метод. Он основан на формуле товарного баланса:

   Р = Он+П-Д-Ок 

   Р- объём  продажи товаров за период учёта.

   Он  – остаток товаров на начало периода  учёта.

   П –  поступление товаров за период учёта.

   Д –  документированный расход товаров, не связанных с продажей покупателям.

   Ок  – остаток на конец периода  учёта. 

   Исходные  данные берут из документов бухгалтерской отчётности, а затем рассчитывают размер продажи товаров за отчётный период. Трудоёмкость и громоздкость этого метода очевидны, но получаемые данные о продаже товаров являются не совсем точными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.3.4. Метод экспертных оценок. 

   Метод экспертных оценок – суть его такова: для прогноза розничного товарооборота  привлекают группу экспертов в 5-10 человек, состоящих из представителей производителей товара, работников торговых предприятий, экономистов, бухгалтеров, маркетологов. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором, быть независимыми в суждениях.

  1. этап- формируются задачи прогноза и осуществляется опрос экспертов для выявления мнения каждого.
  2. этап- отработка мнений экспертов, выявляют преобладающее мнение, крайние суждения, принципиальные расхождения во мнениях.
  3. этап- результаты доводят до всех экспертов и каждый из них анализируют результаты обработки мнений экспертов и осуществляют переоценку своего первого мнения.
  4. этап- выявляют преобладающее мнение.

Достоинства данного  метода заключаются в учёте влияния  многих факторов посредством учёта  мнения экспертов, достаточно высокая  точность расчётов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

   Для обеспечения рыночного равновесия необходимо достижение соответствия между объёмом и структурой спроса на товары и услуги и объёмом и структурой их предложения. Важным условием достижения рыночного равновесия является изучение и прогнозирование покупательского спроса, требующее обоснованных подходов и обширного объёма информационного обеспечения. 
 
 
 
 
 
 

       
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары