Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:50, курсовая работа
В процессе общественного развития потребности растут и изменяются. Наряду с исчезновением одних товаров появляются другие, новые, и круг их постоянно расширяется. Вместе с количественными происходят качественные изменения, как в самих потребностях, так и в их структуре. Увеличивается роль социальных и культурных потребностей в развитии производства и человеческой личности. Особенно в настоящее время, когда производство взяло большой скачок в своём развитии, развитии рекламной деятельности, которая, несомненно, действует на психику человека.
Введение.
Покупательский спрос: сущность, определяющие факторы.
Виды покупательского спроса и их классификация.
Прогнозирование покупательского спроса.
3.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования.
3.2.Виды прогнозирования и их классификация.
3.3.Методы прогнозирования.
3.3.1.с помощью коэффициента эластичности
3.3.2.балансовый метод
3.3.3.нормативный метод
3.3.4.метод экспертных оценок
3.3.5.метод экстраполяции рядов динамики
Заключение.
Предприятия,
расположенные в центральных
районах города, рядом с
В зону
проявления повышенного
Предприятия,
расположенные в торговых
Зону
проявления пониженного
Так
как спрос является достаточно
подвижной категорией, в реальной жизни
отдельные его разновидности в чистом
виде выделить достаточно сложно. Они
переплетаются, переходят из одного вида
в другой, образуют различные сочетания,
тем самым отдельно и совокупности воздействуя
на хозяйственную деятельность каждого
торгового предприятия. Такое влияние
и сочетание является индивидуальным,
и чем конкретнее будет информация о спросе,
тем эффективнее будут использоваться
товарные ресурсы торгового предприятия
и осуществляться весь процесс реализации
товаров и услуг. Поэтому степень воздействия
микроспроса необходимо изучать в целях
повышения эффективности всего производственно-торгового
процесса каждого предприятия.
3.1.
Понятие, сущность
и принципы прогнозирования.
Прогнозирование покупательского спроса – процесс организации прогнозирования развития спроса населения на товары народного потребления и услуги. Результаты прогнозирования покупательского спроса используются при обосновании заказа торговли, планировании капитальных вложений в развитие производства и т.д.
Методология прогнозирования покупательского спроса зависит от:
В
методологии прогнозирования
Основными экономическими предпосылками прогнозирования розничного товарооборота являются:
Цели прогнозирования:
3.3.1.
Метод прогнозирования
с помощью коэффициента
эластичности.
Для
количественного измерения
Коэффициент эластичности спроса – это показатель, характеризующий относительное изменение спроса под влиянием изменения фактора.
Коэффициент
эластичности можно рассчитать по формуле:
Кэл. = (∆У/У) / (∆Х/Х)
Кэл.- коэффициент эластичности.
∆У – изменение спроса в отчётном периоде по сравнению с базисным.
У – показатель спроса в базисном периоде.
∆Х – изменение фактора в отчётном периоде по сравнению с базисным.
Х – показатель фактора в базисном периоде.
Кэл. показывает, на сколько % изменится спрос (У) при изменении фактора (Х) на 1%. Если показатели У и Х в базисном периоде равны 100%, то формула Кэл. будет иметь вид:
Кэл.=
∆У/∆Х
Рассчитанный Кэл. может быть использован для краткосрочного прогнозирования при условии, что известно, на сколько изменится фактор в прогнозируемом периоде.
∆Упр.=∆Х
* Кэл.
∆Упр. – изменение спроса в прогнозируемом году.
∆Х – изменение фактора в прогнозируемом периоде.
Кэл. – коэффициент эластичности между спросом и выбранным фактором.
По этой формуле можно рассчитать, на сколько % измениться спрос в прогнозируемом периоде по сравнению с последним значением в ряду динамики. Затем можно определить объём спроса в прогнозируемом периоде:
Рn = [Рn-1*(100+∆У)] / 100
Рn – объём спроса в прогнозируемом периоде.
Рn-1 –
объём спроса в последнем периоде до прогноза.
3.3.2.
Балансовый метод.
При изучении формирующегося спроса ставится цель – выявить, главным образом, покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.
Наиболее разработанным и практически сложившимися являются методы изучения реализованного спроса. Учёт продажи продовольственных товаров должен вестись постоянно. Полученные данные используют для составления заказов поставщикам. Методы изучения реализованного спроса можно условно разделить на 2 группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах.
Наиболее распространённым и эффективным методом учёта реализованного спроса является балансовый метод. Он основан на формуле товарного баланса:
Р
= Он+П-Д-Ок
Р- объём продажи товаров за период учёта.
Он – остаток товаров на начало периода учёта.
П – поступление товаров за период учёта.
Д – документированный расход товаров, не связанных с продажей покупателям.
Ок
– остаток на конец периода
учёта.
Исходные
данные берут из документов бухгалтерской
отчётности, а затем рассчитывают размер
продажи товаров за отчётный период. Трудоёмкость
и громоздкость этого метода очевидны,
но получаемые данные о продаже товаров
являются не совсем точными.
3.3.4.
Метод экспертных
оценок.
Метод экспертных оценок – суть его такова: для прогноза розничного товарооборота привлекают группу экспертов в 5-10 человек, состоящих из представителей производителей товара, работников торговых предприятий, экономистов, бухгалтеров, маркетологов. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором, быть независимыми в суждениях.
Достоинства данного
метода заключаются в учёте влияния
многих факторов посредством учёта
мнения экспертов, достаточно высокая
точность расчётов.
Заключение.
Для обеспечения
рыночного равновесия необходимо достижение
соответствия между объёмом и структурой
спроса на товары и услуги и объёмом и
структурой их предложения. Важным условием
достижения рыночного равновесия является
изучение и прогнозирование покупательского
спроса, требующее обоснованных подходов
и обширного объёма информационного обеспечения.
Информация о работе Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары