Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является разработка прогнозов основных показателей сельскохозяйственного производства Курской области на основе применения наивных и экспертных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
изучить структуру агропромышленного комплекса, выявить особенности прогнозирования и планирования развития сельского хозяйства как основной его сферы;
изучить различные классификации методов прогнозирования ;
исследовать модификации экспертных оценок, представленных в учебной и научной литературе;
выявить области применения экспертных оценок в условиях современной российской практики, освоить технологию прогнозного процесса на основе применения метода “Дельфи ”;
проанализировать совокупность наивных методов прогнозирования;
изучить сельскохозяйственное производство Курской области и обосновать необходимость применения наивных методов и экспертных оценок в прогнозировании;
Введение……………………………………………………………………........3
1.Теоретические аспекты экономического прогнозирования развития агропромышленного комплекса........................................................................................................5
1.1.Агропромышленый комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика..........................................................................................................5
1.2.Сущность прогнозов и их классификация………………………… ….....7
1.3.Прогнозирование в управлении социально-экономическими системами.......................................................................................................9
2.Методология прогнозирования сельскохозяйственного производства..........................12
2.1.Общая характеристика методов прогнозирования....................….......12
2.2.Экспертные методы: проблемы и технологии их применения.....…....16
2.3.Прогнозирование наивными методами........................................…....24
3.Прогнозирование основных показателей развития сельского хозяйства Курской области............................27
3.1. Сельское хозяйство как основная сфера АПК Курской области…….27
3.2. Практическое применение метода “ Дельфи ” в прогнозировании сельскохозяйственных показателей......................................................…...30
3.3.Прогнозирование методом экстраполяции динамических рядов…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................37
Список использованных источников....................
В
зависимости от целей прогноза можно
выделить два типа: поисковый и
нормативный. Нормативный прогноз-прогноз,
который предназначен для указания
возможных путей и сроков достижения
заданного, желаемого конечного
состояния прогнозируемого объекта.
Поисковый прогноз не ориентируется на
заданную цель, а рассматривает возможные
направления будущего развития прогнозируемого
объекта. Поисковый прогноз отталкивается
при определении будущего состояния объекта
от его прошлого и настоящего, нормативный
же прогноз осуществляется в обратном
порядке: от заданного состояния в будущем
к существенным тенденциям и их изменениям
в свете поставленной цели [4, с.19].
1.3.Прогнозирование
в управлении социально-
Прогнозирование (греч. prognosis - знание вперёд) - вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта, на основе анализа тенденций его развития. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов и явлений различают три формы предвидения : гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз и план. Исходное начало этого процесса – гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре объекта ,характере элементов и связей, образующих этот объект, механизме его функционирования и развития. На уровне гипотезы даётся качественная характеристика объекта, выражающая общие закономерности его поведения .
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, поскольку основывается не только некачественных, но и на количественных характеристиках и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, так как связан с будущим, которое всегда стохастично. План представляет собой систему взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий. В нём фиксируется пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами ,обосновываются принятые управленческие решения. Существенное различие между планом и прогнозом состоит в том, что план-отражение и воплощение уже принятого хозяйственно политического решения, а прогноз - это поиск реалистического, экономически верного пути. Прогнозирование представляет собой исследовательскую базу планирования, имеющую собственную методологическую и методическую основу, которая во многом отличается от планирования.
Таким образом, задачи прогнозирования в управлении социально-экономическими системами следующие:
Управление
социально-экономическими системами
должно иметь соответствующую
Разработка статистической или любой иной системы данных должна, очевидно, основываться на конкретных задачах, которые данная система призвана решать.
Научный инструмент, в наибольшей степени приспособленный для анализа функционирования крупных экономических систем - это модель.
Модель представляет собой не уменьшенную копию оригинала, а, скорее, карту, чертеж, отображающий его структуру и взаимосвязи между всеми его частями. Модельный подход сегодня может считаться практически незаменимым средством систематического изучения функционирования или же нарушений функционирования современной экономики, поиска потенциальных и фактических источников таких нарушений и определения путей и средств их устранения.
Метод построения моделей широко используется как правительством, так и частными предприятиями. Он признан эффективным средством контроля и руководством для принятия решений о сложных системах производства, перевозок и распределения, а также анализа рынка [8, с.227].
По форме модель представляет собой систему уравнений. Некоторые из входящих в нее переменных описывают затраты, выпуск и цены различных товаров и услуг, а также уровни дохода и занятости в различных отраслях и регионах; другие представляют, например, уровни капиталовложений в новые производственные мощности или объемы экспорта и импорта. Параметры, входящие в описание отдельных уравнений, представляют структурные характеристики различных частей экономики.
Модели
различаются по широте охвата и степени
детализации. Существуют модели определенных
производственных секторов, таких как
сельское хозяйство и нефтехимическая
промышленность; модели отдельных географических
регионов и модели экономики в целом [8,
с.229].
2.Методология
прогнозирования
сельскохозяйственного
производства
2.1.Общая
характеристика методов
прогнозирования
Наиболее распространенной в экономической литературе является классификация методов прогнозирования по степени формализации, которая приводится на рисунке ниже (рис.1).
Рис.1
- Классифиация методов прогнозирования
по степени формализации
В
правой части схемы представлены
формализованные методы, наиоболее
часто употребляемые для
Интуитивные
методы прогнозирования (основные из которых
представлены в левой части рисунка)
как научный инструмент решения
сложных неформализуемых
В
случае применения методов экспертных
оценок для предвидения результатов
развития экономических объектов
преимущественно реализуется
Методы экспертных оценок “в чистом виде” используются в следующих случаях:
Экспертные методы прогнозирования, которые также называют интуитивными, по принципу действия можно разделить на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные оценки целесообразно использовать только тогда, когда есть очень компетентный специалист в сфере деятельности, подлежащей прогнозному исследованию. Индивидуальная экспертная оценка включает методы прогнозирования, основанные на использовании в качестве источника информации одного эксперимента. В зависимости от того, каким образом проводится опрос эксперта, индивидуальные экспертные оценки можно условно разделить на методы прямого и анонимного экспертного опроса К первой группе относятся методы интервью и психоинтеллектуальной генерации идей, а ко второй - аналитическая индивидуальная оценка (докладные оценки), метод сценария, морфологический анализ и др. При аналитической индивидуальной оценке эксперт анализирует представленную ему совокупность достоверных и разнообразных сведений по исследуемой проблеме.
Метод
построения сценария – аналитический
метод прогнозирования, основанный
на установлении логической последовательности
состояний объекта
Морфологический анализ – метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик объекта прогнозирования и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний этих значений. Важнейший принцип морфологического анализа, проводимого экспертом с целью прогнозной оценки развития какого-либо объекта, состоит в рассмотрении и систематизации по всем без исключения возможным аспектам изучаемой проблемы. Недостатком метода является субъективность выбора наилучшего варианта решения проблемы, а достоинством - возможность широкого использования ЭВМ для “перебора” альтернативных решений.
Методы коллективных экспертных оценок представляют собой попытку повысить степень объективности мнений экспертов , увеличить достоверность коллективного суждения . Метод коллективного экспертного опроса – метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщённой объективированной оценки экспертной группы путём обработки индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу.
Методы коллективной экспертной оценки могут осуществляться путём непосредственного опроса экспертов (метод комиссии, методы коллективной генерации идей), а также “заочно” с помощью анкетирования (метод “Дельфи”, эвристическое прогнозирование и др.). Первая группа методов может быть отнесена к “зависимому интеллектуальному эксперименту”, так как каждый эксперт “лицом к лицу” должен аргументировать или отстаивать своё мнение, в идеале независящее от мнения большинства, от личностного восприятия и эмоциональной окраски отдельных суждений и т.д., что на практике весьма затруднительно. Вторая группа методов характеризует “независимый интеллектуальный эксперимент”, когда с помощью анкет, обеспечивающих анонимность экспертов и возможность всесторонне обдумать свою точку зрения, выявляется достаточно согласованное мнение экспертной группы. Согласованность суждений достигается путём многоэтапного (два, три и более раз) анкетирование экспертов, причём итоговые характеристики каждого предыдущего этапа доводятся до сведения всех без исключения экспертов с просьбой мотивировать своё суждение, если оно в достаточной степени отлично от усреднённой оценки.
Таким
образом , можно сделать вывод, что
сущность экспертного метода состоит
в проведении интуитивно-логического
анализа проблемы, выполняемого привлечёнными
для этой цели специалистами экспертами,
обладающими необходимым профессиональным
образованием, опытом и интуицией [6,
с. 27].