Прогнозирование и планирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование в Японии.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

Новая стратегия экономического роста Японии опирается на несколько базовых блоков, таких как оживление региональных экономик, среднего и малого бизнеса, реформирование сектора услуг. Все это, однако, сильно взаимоувязано с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого также необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций.

Отдельно выделяется развитие экономики знаний, особенно знаний, важных для управленцев.

Для Росси может быть крайне интересен японский подход к развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, ведь в этой сфере, как известно, Япония уже давно достигла впечатляющих высот, но, тем не менее, это там считается далеко недостаточным для достижения новых поставленных целей перспективного развития.

Япония предполагает еще  больше активизировать фундаментальные и прикладные научные исследования и содействовать еще более быстрому внедрению достижений науки в практику, причем достижение основного эффекта видится именно на стыке различных научных дисциплин и сфер. Даже в своей развитой системе управления научными исследованиями и инновациями в Японии видят серьезные проблемы и барьеры на пути ее совершенствования.

Предполагаются систематические  реформы в индустрии, академической сфере, государственном партнерстве, общественных институтах в целях интерактивного содействия продвижению новейших технологий на рынок— ускоренные инновации, планирование инновационного «суперхайвэя», ускорение, концентрация и интерактивная кооперация на стратегических направлениях исследований.

Новая стратегия экономического роста Японии не страдает излишней абстрактностью, новая поощрительная индустриальная политика ставит вполне конкретные практические цели, например, такие как создание новых энергоносителей, роботов, цифровой потребительской электроники, нового поколения электроавтомобилей, источников питания для них, авангардного медицинского оборудования и технологий для борьбы с раком, авиации нового поколения и др. Выделяются стадии индустриального развития, которые необходимо пройти для достижения поставленных целей.

Ученый капитал

Как мы видим, перенесенные Японией кризисы только повысили качество ее стратегического планирования и прогнозирования. Конечно кризисы в России были более масштабными, глубинными и системными, если не сказать архитектоническими, но все-таки столь быстрое превращение из страны передовой науки в страну передовой торговли ресурсами было явно чрезмерным и во многом, особенно если говорить о последних 10 годах, ситуация связана с явным недосмотром со стороны государства. Наличие огромных фондов, запасов и профицитов, безусловно, уже несколько лет потенциально позволяет подумать посерьезней об интеллекте нации, передовой науке и всей экономике знаний в России. Пока, прямо скажем, усилия и успехи здесь умеренные.

Это особенно досадно, ведь речь идет о поддержке очень ограниченного  научного контингента в России. В  тяжелые годы перестройки этот контингент вымирал, приобретал челночную квалификацию, вынужденно уезжал за границу (все, кто хотел сам, уехали уже давно), эффективно торговал на морозе, терял квалификацию, исчезали целые отечественные научные школы. При этом науку постоянно лихорадили радикальные реформы, которые радикально выкашивали ее ряды. Самое страшное, что по многим направлениям была прервана преемственность, прервана подготовка научных кадров. Конечно, в России многие защищают диссертации, получают научные степени и звания, но если посчитать реальное количество ныне живущих кандидатов и докторов наук, профильно работающих именно в научно-исследовательских институтах и центрах, то мы увидим устрашающе малую популяцию научных работников, особенно если учесть их средний возраст. До сих пор ясно, что у молодежи нет пока почти никаких реальных стимулов идти в науку и серьезно заниматься наукой (любой продавец в средненьком магазине получает больше).

Хотелось бы закончить  на оптимистичной ноте. Может быть для того, чтобы мы уж совсем не отстали от Японии в области науки и техники, сделать простую вещь. Поскольку реальных ученых у нас значительно меньше, чем детей, может как-то и на них распространить идею материнского капитала (ну хотя бы на каждого второго ученого...). Как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Но уже не шуткой выглядит предположение, что через несколько лет каждый реальный ученый-исследователь пофамильно будет получать отдельной строкой из федерального бюджета достойное содержание только для того, чтобы он был.


Информация о работе Прогнозирование и планирование в Японии