Прогнозирование и планирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование в Японии.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

История развития прогнозирования  во многих странах показывает жизнестойкость и оправданность применения эконометрических моделей. Речь не идет о какой-либо жесткой  спецификации типов, каждая страна и  регион выстраивает наиболее оптимальную  модель для прогнозирования своего развития. При этом в России необходимо начать разработку подобных эконометрических моделей социально-экономического развития отдельных регионов и всей страны в целом.

Весьма продуктивным может  стать использование японского  опыта построение прогнозов социально-экономического развития. Скользящий характер прогнозов  социально-экономического развития присущ и современной России, однако в  Японии реализован механизм общественного  обсуждения прогнозов. Данный аспект может  существенно повысить качество итоговых результатов.

Ни один прогноз, ни один план не может быть построен без  наличия необходимой, достоверной  статистической информации. Одним из направлений реформирования сложившейся  системы планирования и прогнозирования  должно стать совершенствование  деятельности органов государственной  статистики, повышение их статуса, расширение полномочий. Хорошим примером может  служить опыт Японии.

Таким образом, зарубежный опыт в области планирования и прогнозирования  может быть весьма полезен в процессе реформирования сложившейся в России системы планирования и прогнозирования.

Особенности долгосрочного прогнозирования  и планирования в США, Японии и  Южной Корее

В Японии все крупные фирмы  имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху - вниз. Временной  горизонт планирования обычно равен  пяти годам, горизонт прогнозирования - пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные  планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального  прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  прогнозов, планов и научно технологических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и  планирования социально-экономических  процессов занимаются Экономический  совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и  промышленности (МВТП), Управление по науке  и технологии. В Японии разрабатываются  пятилетние планы-программы (носящие  индикативный характер) как было сказано  выше. Они разрабатываются по заданию  правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы  представляют собой совокупность государственных  программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных  путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство  и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются  статистические данные, конкурентоспособность  продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли  и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Общепризнано, что основой  японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи  утверждают, что страна буквально  укутана сетью планов, и план в  Японии не противоречит рынку. Большое  внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным  на достижение крупных целей и  развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно  внедряться с 1950 года. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны.

Правительство и предприниматели  обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда  возникают возражения правительства  или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято  называть адаптивным. Частные фирмы  составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие  общенациональные задачи и правительственные  финансово-кредитные и налоговые  льготы. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, работающих на предприятии  и принимающих участие в планировании. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом по контролю над поставленными целями.

Правительство концентрирует  свои ресурсы в основном на получении  принципиально новых знаний и  их применении (т.е. на фундаментальных  и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных  специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы». Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI века. В ее основе Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой - само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм. Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, государственный заказ. Льготное кредитование - основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский Банк Развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

  • Особенности внутрифирменного планирования Японии

В послевоенные годы в результате быстрых темпов экономического роста  превратилась во вторую по экономической  мощи державу мира. Планирование в  Японии носит индикативный характер.

Разработчики первого  общегосударственного плана («Пятилетний  план экономического самообеспечения») с 1956 по 1960 года исходили из того, что  основу экономики составляют частные  предприятия.

Процесс разработки планов носит длительный характер, в нем  так или иначе все правительственные  учреждения, имеющие отношение к  экономике, и в частности Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, привлекаются многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных  специалистов и экспертов. Но главную  и координирующую и исполнительную роль играет управление экономического планирования и Экономический Совет.

Японские специалисты  составили модель планирования на основе обследования значительного числа  Японских компаний. Модель состоит  из 4-х стадий:

    1. формирование предпосылок;
    2. уточнение проблемы;
    3. долгосрочная стратегия;
    4. среднесрочные планы.

Рассмотрим каждую из стадий подробно:

Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с учетом имеющихся ресурсов. На основе собранной информации (о внешней  среде, о состоянии и развитии отрасли, конкуренции) составляются прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов позволяет выявить  возможности и угрозы. Оценка результатов  прошлой деятельности и текущих  итогов выявляет проблемы и дает информацию для следующего прогнозирования.

Исходя из вышеперечисленных  предпосылок определяются уровни притязаний. Затем прогнозируются важнейшие  результаты при условии сохранения действующей политики. Эти результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются резервы, и вырабатываются стратегии, которые позволяют задействовать  выявленные резервы.

Чтобы устранить разрывы  прогнозными значениями, показателей  и тем на которые претендует компания разрабатываются новые стратегии  «продукт - рынок». Затем изучают  варианты расширения производства и  снижение издержек. Прогнозируются результаты при использовании различных  стратегий, при этом выявляется, будут  использованы резервы или нет.

Долгосрочная стратегия  состоит из 3-х элементов:

    • долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочной стратегией;
    • долгосрочные стратегические проекты;
    • долгосрочная политика в основных областях.

Среднесрочные планы состоят  из 3-х частей:

    • Намечаются среднесрочные проекты, осуществляется их хронологическая привязка, и распределяются ресурсы.
    • Намечаются планы, по укрупненной номенклатуре продукции исходя из стратегии конкурентной борьбы для каждого вида продукции.
    • Составляются функциональные планы корпорации, то есть развитие производственных мощностей, составляются планы по труду и кадрам.

Особенности данной модели следующие: во-первых, устанавливаются  разрывы между проектируемым  и текущим показателями, и различаются  меры по их преодолению; во-вторых, целью  является не максимизация производства, а удовлетворительное исполнение поставленных целей; в-третьих, сначала разрабатываются  долгосрочные стратегии, а дальше директивы  для среднесрочных планов.

Стратегическое прогнозирование  в Японии

В предыдущем номере мы рассмотрели  проблемы развития социально-экономического прогнозирования в России, возможное состояние системы стратегического планирования и прогнозирования в будущем. Возможно, однако, более целесообразно было бы начать с опыта соседей, достигших в этой области впечатляющих успехов.

Япония уже давно и  серьезно занимается развитием стратегического планирования и прогнозирования, и занималась этими вопросами как в период фантастического высокотехнологичного роста японской экономики, так и в недавний период серьезных кризисных проблем.

Новая стратегия  роста

Сегодня Япония выступает  с новой стратегией экономического роста, учитывающей реалии современного состояния японской и мировой экономики, перспективные угрозы и вызовы развития мировой экономики в будущем. В стратегии дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом в Японии.

В стратегии ставятся на перспективу амбициозные задачи дальнейшего усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа — всемерного развития человеческого и социального капитала Японии. Предполагается, что Япония в перспективе будет создавать новые ценности, систему ценностей, привлекательную для всего мира. Таким образом, Япония предстает не только как мощный экономический центр, но и генератор новых социально-экономических идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический и политический статус в мире.

Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом показал всему миру, что слабости можно превращать в силу (весьма характерный лозунг япон-

ской философии: «поддайся  и победи») — именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму: «работай эффективно или погибнешь».

Примечательно, что именно Япония и Венгрия, страны в значительной степени лишенные собственных ресурсов, показывали примеры хорошей и эффективной работы, изобретательности. Тут есть над чем подумать — у нас в избытке природных ресурсов, территории, и именно это подталкивает часто к экстенсивным и малоэффективным решениям, не говоря уже об объективной возможности крупномасштабных хищений и растрат, о которых нам постоянно и сообщают. При этом еще у нас часто раздаются голоса, что нам чего-то не хватает в природе, что для остального мира выглядит просто либо комичным, либо заведомо ложным.

Сокращение трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное  развитие научно-технического прогресса  и внедрение его достижений, безлюдных роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще — всемерных вложений в человеческий капитал, повышение его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного высокотехнологичного роста.

В японской стратегии развития анализируются новые формы экономического роста при сокращении и старении населения, различные инновационные циклы и динамика спроса, большое значение придается азиатской кооперации и специализации.

Анализ ситуации приводит к необходимости проведения в перспективе ряда реформ, которые, по мнению экспертов, позволят сделать японскую экономику в будущем весьма успешной.

Во главу угла

Япония предполагает стать  крупнейшим мировым инновационным центром, обеспечивать рост экономической эффективности на базе интернет-технологий и т. п. Достаточно интересна аналогия с Россией — мы сейчас хотим стать мировым энергетическим центром... Но таким центром можно быть по-разному, например, просто распродать все имеющиеся у нас природные ресурсы лет за 50, а потом смотреть что будет дальше. Кроме большой печали в этом случае, конечно, ничего не будет. Другой путь— стать именно инновационным энергетическим центром планеты, который благодаря поступающим сейчас сверхдоходам от продажи ресурсов широким фронтом будет осуществлять инновации в энергетике, разрабатывать новые технологии, активно внедрять их в отечественное производство, стать лидером в разработке и внедрении альтернативной энергетики. Тогда может быть и ресурсов хватит не на 50, а на 500 лет. Но организовывать и управлять этим процессом, поддерживать его должно именно государство. Только государство в целом заинтересовано в получении таких масштабных макроэкономических эффектов, никакая частная инициатива снизу и саморегулирующийся рынок такие макрозадачи автоматически не решат, как и не решат проблем организации современной научной базы, необходимой для достижения поставленных целей. Конечно, и в этой сфере необходимо обширное государственно-частное партнерство, но опять же, стратегически планировать его и управлять им может только государство. Если пустить эти процессы на самотек и в частные руки, то эффект может появиться, например, через сотню лет и проявиться, с точки зрения народного благосостояния, только в резком увеличении благосостояния ограниченных олигархических кругов (да и то, в основном торговых, а не производящих).

Информация о работе Прогнозирование и планирование в Японии