Прогнозирование и планирование структуры экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.
Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Прогнозирование и планирование структуры экономики. Программа структурной перестройки экономики РБ………………………………………. 3
2. Программа структурной перестройки экономики РБ………………………. 7
3. Критерии и показатели эффективности общественного производства характеризующие качество экономического роста. Методы их прогнозирования………………………………………………………………... 10
4. Межотраслевой баланс и система национальных счетов в прогнозировании и планировании развития экономики. Интеграция МОБ и СНС……………. 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы………………………………………….. 22

Работа содержит 1 файл

Учреждение образования.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

· предоставления права покупателям акций открытых акционерных обществ на участие  в работе их органов управления с  правом голосования по важнейшим  вопросам их деятельности, по согласованию с соответствующими органами приватизации.

Приоритетными способами приватизации небольших  объектов останутся их аукционная или  конкурсная продажа. Преобразование государственных  унитарных и арендных предприятий  в открытые акционерные общества будет осуществляться как по предложениям работников предприятий, так и по инициативе Правительства Республики Беларусь, а также субъектов приватизации.

    К реформированию крупных предприятий  и промышленных комплексов будет  применяться индивидуальный подход (с учетом анализа сложившейся экономической ситуации), одной из главных целей которого ставится привлечение инвестиций, прежде всего иностранных, и достижение повышения эффективности производства.

Предусматривается расширение инструментария приватизации за счет организации купли-продажи акций на биржевом и внебиржевом рынках, продажи акций на аукционах по методу понижения их начальной цены, приобретения дополнительно на льготных условиях акционерами – работниками приватизированных предприятий акций своих предприятий.

Выполнению  поставленных задач должно способствовать ожидаемое принятие нового закона о приватизации государственного имущества. Проект закона предусматривает: расширение прав и ответственности органов приватизации, отраслевых министерств и концернов, местных органов управления; возможность увеличения уставных фондов акционерных обществ за счет включения в баланс преобразуемого предприятия неиспользуемых объектов недвижимости и имущественных комплексов в целом, являющихся собственностью других государственных предприятий, а также принадлежащих государству пакетов акций других обществ; расширение способов приватизации – от трех (по действующему законодательству) до двенадцати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Критерии  и показатели эффективности общественного  производства характеризующие качество экономического роста. Методы их прогнозирования. 

    Весь  процесс экономического и социального  развития находит отражение в  системе показателей. Их состав и  перечень определяется содержанием  экономической программы. Система  показателей должна отражать общий замысел, цели и задачи развития экономики и социального развития.

    Показатели  не могут устанавливаться произвольно. При введении тех или иных показателей  необходимо соблюдать определенные требования. Система показателей  должна быть комплексной, т.е. охватывать различные стороны общественного воспроизводства и социального развития. Она должна учитывать специфику отдельных отраслей, соответствовать ориентации развития экономики на более полное и эффективное удовлетворение общественных потребностей, способствовать повышению эффективности и качества работы всех звеньев народного хозяйства.

Все показатели, используемые в процессе регулирования  экономики, подразделяются на:

· утверждаемые;

· индикативные и расчетные;

· количественные и качественные;

· натуральные и стоимостные;

· абсолютные и относительные;

· синтетические  и индивидуальные.

Показатели  находятся в неразрывной связи  друг с другом, поскольку они характеризуют  разные стороны и отношения взаимосвязанных  явлений и процессов экономической  и социальной жизни. В то же время каждый из показателей выполняет свою роль, имеет свое определенное назначение.

    К группе утверждаемых показателей относятся  такие, которые устанавливаются (утверждаются) вышестоящими органами и доводятся  до нижестоящих. При переходе к рыночным отношениям главным утверждаемым показателем стал государственный заказ.

    Государственный заказ - это планово-хозяйственная  категория, которая обеспечивая  гарантированное решение важнейших  общегосударственных задач, кардинально  ограничивает сферу влияния административных методов управления. В зарубежных странах эта категория используется давно (в США - с 1993 г.). В нашей республике впервые государственный заказ был сформирован в 1988г. и постоянно совершенствуется. Его предназначение - стать одним из основных инструментов управления экономикой.

Наряду  с понятием показатели выделяются такие  однопорядковые с ним понятия, как  нормативы и лимиты. Они утверждаются вышестоящими органами доводятся до предприятий и выступают в  качестве регуляторов экономики.

Лимит - это ресурсный показатель, представляющий предельно допустимую величину затрат того или иного ресурса для  достижения определенных целей.

    Нормативы представляют собой показатели в  относительном выражении. Они предназначаются  для отчисления средств предприятии в государственный и местные бюджеты образования различных фондов денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, доходы и прибыль и др. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.

Индикативные  показатели носят рекомендательный, а расчетные - вспомогательный характер.

По характеру  выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Первые характеризуют объем производства продукции и услуг, фонд оплаты труда  и т.д. Они определяются как в натуральном, так и стоимостном выражении. Вторые устанавливаются в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства продукции, снижения издержек производства или обращения, в удельных весах).

    В связи с наличием товарно-денежных отношений процесс воспроизводства осуществляется, как в материально-вещественной форме, так и в стоимостной. Поэтому в планировании и учете используются натуральные и стоимостные показатели.

Натуральные показатели характеризуют потребительские свойства продукции и ее качество. С их помощью определяется объем производства продукции, устанавливаются внутриотраслевые и межотраслевые взаимосвязи материально-вещественных элементов воспроизводства. Ввиду многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции могут применяться условно натуральные измерители на основе единой меры и переводных коэффициентов. Например, все виды топлива переводятся в условное топливо на основе его теплотворной способности

Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производимой и реализуемой продукции, выражается величина затрат общественного труда, определяются доходы и расходы предприятий, государства, устанавливаются важнейшие народнохозяйственные пропорции.

    По  экономическому назначению показатели подразделяются на количественные и  качественные.

    Количественные  показатели выражают преимущественно  количественную сторону явлений, работы, развития. К ним относятся объемные, сетевые и другие подобные показатели. Первые характеризуют, например, объем производимой продукции и т.д. Вторые характеризуют развитие сети дошкольных учреждений, учебных заведений, поликлиник больниц, аптек, торговых предприятий и т.д.

      Качественные  показатели применяются для характеристики качественной стороны экономических явлений и процессов, эффективности производства и качества работы. Они подразделяются на технико-экономические и экономические. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

    В зависимости от степени охвата экономических  процессов показатели подразделяются на синтетические и индивидуальные.

    Синтетические показатели отражают сложные явления, выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических  и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К  ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др.

    Индивидуальные  показатели выражают какие-то отдельные, конкретные экономические или социальные явления и неприменимы к измерению  других явлений.

Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.

Следует отметить, что проблема показателей  всегда была одной из сложных проблем. Большие изменения в систему  показателей были внесены в связи  с коренной перестройкой управления экономикой и переходом к рыночным отношениям. Сузился круг утверждаемых показателей. Стали доводиться до объединений (предприятий), организаций государственный заказ, лимиты и нормативы. В настоящее время совершенствование системы показателей осуществляется в направлении установления более обоснованной системы нормативов и заданий на поставку продукции для государственных нужд.

    Методы  прогнозирования:

    Применение  программно-целевого метода планирования вытекает из принципа ведущего звена  в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам выделялась как одно из важнейших направлений совершенствования планирования.

    Нормативный метод.

    В связи с усилением роли прогнозирования  и косвенного регулирование экономических  и социальных процессов повышается значимость нормативного метода. Сущность этого метода заключается в технико-экономическом  обосновании планов-прогнозов, программ с применением норм и нормативов.

Под нормами  понимаются показатели расхода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции или работы в принятых единицах измерения.

Нормативы это относительные показатели, характеризующие степень использования ресурсов (коэффициенты выхода готовой продукции из исходного сырья и материалов я др.).

С применением  норм и нормативов осуществляются прогнозные расчеты потребности в ресурсах, обосновывается выпуск продукции, устанавливаются пропорции, рассчитываются показатели использования ресурсов. Для расчетов на макроуровне применяются укрупненные нормы и нормативы.

    В отраслях непроизводственной сферы  используются специфические виды норм, которые в отраслях материального  производства не встречаются. Например, нормы жилой площади на одного жителя в жилищном хозяйстве, нормы потребления воды на душу населения в коммунальном хозяйстве и др.

При переходе к рыночным отношениям особая роль стала отводиться финансовым, социально-экономическим и экологическим нормативам, которые используются в качестве регуляторов развития экономики, обеспечения социальной защиты населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Нормы и нормативы составляют часть  всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:

- нормы  затрат труда (нормы выработки, нормы времени трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);

- нормы  использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных  и вспомогательных материалов, топлива,  электроэнергии, нормы запасов сырья,  топлива);

- нормы  и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостных (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов).

Информация о работе Прогнозирование и планирование структуры экономики