Прогнозирование и планирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, рассмотреть основные методы прогнозирования и планирования инвестиций, определить их достоинства и недостатки, а также спрогнозировать возможные инвестиционные потоки и их объем.
Учитывая многоплановость данной проблемы, можно выделить следующие задачи:
1) исследовать сущность инвестиционных механизмов и виды инвестиций;
2) изучить японский опыт прогнозирования и планирования инвестиций;
3) рассмотреть методы прогнозирования инвестиций;
4) изучить нормативно-правовую базу инвестиционной деятельности;

Содержание

Введение 4
1 Теоретическое содержание планирования и прогнозирования инвестиций 5
1.1 Инвестиции, их содержание и состав 5
1.2 Опыт планирования и прогнозирования инвестиций в Японии 7
2 Методические основы прогнозирования инвестиций и нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. 11
2.1 Методы прогнозирования инвестиций 11
2.2 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности 15
3 Разработка прогнозов привлечения инвестиций и анализ эффективности их использования в республике беларусь 18
3.1 Прогноз инвестиционных потоков 18
3.2 Верификация полученных данных и рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А Инвестиции в основной капитал 29
Приложение Б Факторы, влияющие на объем инвестиций 30
Приложение В Прогнозные значения независимых факторов 31

Работа содержит 1 файл

Kursovaya2.docx

— 99.34 Кб (Скачать)

Наиболее важным звеном в  системе государственного программирования являются среднесрочные государственные  программы.

Для финансирования быстро развивающихся и самых перспективных  отраслей промышленности в Японии был  создан специальный Банк развития, в котором более 50% приходится на долю государственного капитала и который  предоставляет кредиты с более  низким процентом, чем частные банки.

Необходимо упомянуть  еще один фактор, имевший чрезвычайно  важное значение для повышения роли кредитно-финансовой сферы как эффективного рычага воздействия государства  на экономику страны. Если в Западной Европе и США доля собственных средств у частных корпораций составляет 60% и выше, то в Японии она, как правило, колеблется от 20 до 30%. Основным источником финансирования являются частные банки, использующие свыше 85% своих активов для кредитования промышленных и торговых компаний. Благодаря этому в Японии сложились благоприятные условия для государственного регулирования инвестиционной деятельности в частном секторе путем манипулирования учетной ставкой Банка Японии, который держит под своим контролем кредитную деятельность частных банков. Поэтому объем внутренних инвестиций можно спрогнозировать, учитывая планируемые изменения учетной ставки Банка Японии.

Важное значение государственного программирования заключается в том, что на основе многолетнего опыта частные корпорации признали важность долгосрочного планирования своей деятельности в интересах более рационального размещения инвестиций, повышения эффективности производства и совершенствования системы управления.

Поэтому практика применения методов долгосрочного планирования в японских компаниях и фирмах распространена значительно шире, чем  в США и в странах Западной Европы. По данным обследования, проведенного в 1990г., 90% ведущих японских корпораций имели долгосрочные планы инвестиционной и коммерческой деятельности, тогда  как в США такие планы имели 78%, а в Западной Европе 60% ведущих компаний и фирм.

Большинство японских компаний разрабатывает перспективные планы  на те же сроки, что и государственные  программы, то есть на пять лет, причем использует последние в качестве важной исходной информационной базы.

Так как масштабы и политика развития государственного сектора  экономики определялись исходя из намечаемых в планах темпов роста, то естественно, что дисбаланс между общественным и частным секторами экономики  Японии приобрел крайне острый характер. Низкий уровень и низкий коэффициент  реализации инвестиций общественного  назначения (здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды, коммунальное хозяйство и т. д.) привели  в конечном итоге к обострение общеэкономических диспропорций.

В ряде случаев более гибкое понимание и предвидение ее стратегических задач, государственное программирование в Японии иногда вступает в противоречие с интересами отдельных монополистических  групп, вплоть до прямого ограничения  их действий директивными методами (например, в области экологии, промышленного  размещения, концентрации и т.д.).

Наибольшие достижения японского  программирования, утверждают американские исследователи, проистекают не от самих  планов, а от их подготовки. Одним  из таких достижений является просто интенсивное взаимодействие сотен  чиновников из широкого круга министерств  с тысячами лидеров делового мира, которое способствует рациональному  обсуждению существующих и потенциальных  проблем.

В будущем вопреки возможному усилению конфликтности между государством и частным сектором необходимость  действенного государственного программирования будет возрастать. Это диктуется  объективными процессами роста обобществления капиталистического производства и  все более явной неспособностью механизма "свободного предпринимательства" регулировать перестройку современной  капиталистической экономики.

Никакая отдельная компания и никакая из возможных комбинаций частных компаний не в состоянии  финансировать крупномасштабные общенациональные научно-исследовательские программы, которые требуются для решения  научно-технических задач в таких  сферах, как термоядерная энергетика, освоение ресурсов океана, создание крупных  солнечных энергетических систем и  т.д.

Крупные средства в виде финансирования исследований, гарантированных  займов для перехода к промышленному  освоению, субсидий, компенсирующих высокие  издержки производства, контрактов на закупку продукции по фиксированной цене и так далее может предложить только государство [4].

На основании японского  опыта можно сделать ряд выводов:

- планирование инвестиций, как и других экономических показателей, должно совмещать индикативный и директивный характер для того чтобы достичь гибкости планов при решении социальных проблем;

- при планировании и  прогнозировании объема внутренних  инвестиций следует учитывать  планируемые изменения учетной  ставки центрального банка страны;

- долгосрочное планирование  инвестиций на уровне организации должно осуществляться с учетом государственных инвестиционных программ;

- подготовку инвестиционных  программ государства следует  проводить при участии представителей  деловых кругов.

 

2 Методические основы прогнозирования инвестиций и нормативно-правовая база инвестиционной деятельности.

2.1 Методы прогнозирования инвестиций

Становление рыночных отношений, развитие различных  форм собственности, возникновение  альтернативных источников финансирования инвестиций, существенные изменения амортизационной, инвестиционной и структурной политики диктуют необходимость применения новых подходов к решению воспроизводства основных фондов и определению инвестиций.

Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.

На основе многовариантных  прогнозных расчетов устанавливаются  реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определяются плановые показатели инвестиций, формируются  их структура, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде. Прогнозирование инвестиций предполагает:

- осуществление количественного  и качественного анализа тенденций  инвестиционных процессов, существующих  проблем и новых явлений;

- альтернативное предвидение  будущего развития отраслей народного  хозяйства как возможных объектов  вложения капитала;

- оценку возможностей  и последствий вложения средств  в ту или иную сферу экономики.

Инвестиционное прогнозирование  должно осуществляться на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и  подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных  предприятий (микроуровень) [5, с. 296].

При планировании инвестиций должны соблюдаться принципы целенаправленности и приоритетности.

Процесс прогнозирования  инвестиций можно условно подразделить на три этапа:

1) прогнозирование возможных  инвестиционных потоков;

2) прогнозирование потребности  в инвестициях; 

3) оценка экономической  эффективности использования инвестиций  с учетом факторов инвестиционного  риска.

Возможные инвестиционные потоки (ресурсы) можно определить по доле инвестиций в ВНП. Нормативная величина инвестиций определяется путем умножения нормативной доли инвестиций в ВНП на прогнозируемый объем ВНП. Для обеспечения простого воспроизводства доля инвестиций должна быть не ниже 20%, расширенного – 30-40%. Важным компонентом возможных инвестиционных потоков являются иностранные инвестиции. Потребность в иностранных инвестициях определяется исходя из прогнозных расчетов общей потребности страны в инвестициях и возможного ее покрытия за счет собственных средств организаций, бюджета, инвестиционных и других фондов, внутренних кредитов.

Таким образом, возможный  объем реальных инвестиций по народному  хозяйству (Iо) можно представить в виде формулы

 

                             Iо = Kи × ВНП + Iин,                                                (2.1)

 

где Kи – коэффициент, характеризующий долю инвестиций в ВНП;

Iин – возможный объем иностранных инвестиций.

На предприятиях возможный  объем инвестиций определяется с  учетом всех источников финансирования (собственных, заемных, привлеченных) [6, c 85].

Сложность, многоаспектность, наличие большого числа обратных связей обуславливают необходимость  использования разнообразных подходов и методов при определении  потребности в инвестициях.

На начальном этапе  прогнозирования при определении  потребности в инвестициях целесообразно  использовать методы экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

Среди методов экстраполяции  наиболее приемлемыми в современных  условиях в данной сфере являются методы подбора функций и экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.

 Первый метод позволяет  осуществить выбор оптимальной  функции, описывающей динамический  ряд по инвестициям, с помощью  которой определяется зависимость  показателя (инвестиций) от фактора  времени. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходных данных с целью облегчения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания временного ряда. Задача выбора функции заключается в подборе по фактическим данным (xi, yi) формы зависимости (линии) так, чтобы отклонения (Δi) данных исходного ряда yi от соответствующих расчетных yi', находящихся на линии, были наименьшими. После этого можно продолжить эту линию и получить прогноз.

Расчет параметров (a,b) для конкретной функциональной зависимости осуществляется методом наименьших квадратов (МНК) и его модификацией. Суть МНК состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих отклонения расчетных значений от соответствующих значений исходного ряда, т.е. искомые параметры должны удовлетворять условию:

                             ,                                           (2.2)

где n –  число наблюдений;

      у’ - расчетное значение параметра;

     у – фактическое значение параметра;

     i – номер значения в ряду.

 Второй метод позволяет  учитывать старение данных, используемых  для прогнозирования инвестиций, и с помощью параметра сглаживания  обеспечивает получение параметров  тренда, характеризующих тенденцию,  сложившуюся к моменту последних наблюдений [7, c 154].

Но при этом при использовании  трендовых моделей существуют ограничения. При углублении в прогнозный период возникает большая погрешность  в расчетах прогнозных значений. Также  в трендовых моделях учитывается только один фактор, а остальные принимаются за константу. Тем не менее, данную модель можно использовать, когда объект прогнозирования развивается устойчиво. Поэтому данная модель используется только на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

В мировой  практике при прогнозировании потребности в инвестициях широко используются методы экспертных оценок и анкетных обследований экономических агентов. В первом случае, происходит опрос квалифицированного специалиста или группы специалистов по вопросам объемов и структуры инвестиций. С учетом их мнения составляется прогноз. Методом анкетных обследований (опросов) определяются будущие изменения на рынках инвестиционных товаров на основе изучения массового поведения функционирующих на нем отдельных экономических агентов [6, с. 86].

Эти методы позволяют составить прогноз  в нестабильной экономической обстановке. Но при этом эксперт или группа экспертов должна быть квалифицирована в вопросе инвестиций, а выборка экономических агентов – репрезентативна.

При прогнозирования инвестиций на перспективу используется динамическая модель межотраслевого баланса, которая предполагает увязку прироста объема производства товаров и услуг по периодам с инвестициями.

Потребность в инвестициях  может определяться исходя из структурных  сдвигов в экономике и планируемого обновления основных фондов. Расчет проводится по формуле

 

                                      I(КВ) = k × ΔМп + Iобн + Iз – НС                            (2.3)

 

где k – удельные реальные инвестиции на единицу прироста мощности (продукции, услуг);

      ΔМп – планируемый прирост мощности (продукции, услуг) за счет инвестиций, направляемых на развитие новых производств и сферы услуг;

      Iобн – инвестиции на обновление основных фондов;

      Iз – инвестиции на создание строительного задела;

     НС – незавершенное строительство в стоимостном выражении на начало планируемого периода [8, с. 86].

Информация о работе Прогнозирование и планирование инвестиций