Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – анализ требований заказчика в процессе проектирования информационной системы организации. Тема интересная и довольно обширная, т.к. данная область знаний включает в себя множество специализированных аспектов и конкретизаций.
Информационная система (ИС) - программно-аппаратная система, предназначенная для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающая, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации. Ключевым моментом в этом определении является понятие "целенаправленной деятельности", т.к. речь идет о деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед пользователем (организацией).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация требований заказчика в процессе проектирования информационной системы……………………………………5
Определение понятия требования………………………………………….5
Классификация требований………………………………………………...5
Требования к продукту и процессу………………………………………6
1.2.2.Уровни требований…………………………………………………………7
1.2.3. Системные требования и требования к программному обеспечению….9
1.2.4. Функциональные, нефункциональные требования и характеристики продукта………………………………………………………………………….10
1.2.5. Классификация Rational Unified Process (RUP)…………………………12
1.3. Свойства требований………………………………………………………..12
Глава 2. Анализ требований заказчика в процессе проектирования ИС…….21
2.1. Выявление требований……………………………………………………..24
2.2. Формирование видения…………………………………………………….26
2.3. Классификация и специфицирование требований…………………….....30
2.4. Расширенный анализ требований………………………………………….37
2.5. Документирование требований……………………………………………40
2.6. Проверка требований……………………………………………………….46
Глава 3. Моделирование деятельности детского развлекательного центра…48
3.1. Краткая информация о компании………………………………………….48
3.2. Формирование бизнес-процессов………………………………………….50
3.3. Моделирование бизнес-процессов в программной среде AllFusion rocess Modeler (BPwin)………………………………………………………….57
Заключение………………………………………………………………………62
Список использованных источников…………………………………………..63
Проблема состоит в том, что требования формулируются к создаваемой, еще не существующей системе, т.е. решается начальная подзадача задачи проектирования ИС, а представители Заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. Поэтому, наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической группы исполнителя, внешних экспертов и т.д.
Результирующий, часто достаточно сырой материал рассматривается, как документ "Требования совладельцев". На требования совладельцев обычно не накладывается никаких специальных ограничений.
Продолжая рассуждения, начатые в предыдущей лекции, модель создаваемой информационной системы в определенной мере должна отражать модель ОС.
Поэтому другим важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть документы с описанием бизнес-процессов предприятия, выполненные консалтинговым агентством, либо просто документы (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые на предприятии. Одной из немногих методологий, в которой специально выделяется рабочий поток делового моделирования, является Rational Unified Process.
Еще одна альтернатива, используемая при выявлении требований - так называемые "лучшие практики", широко используемые в настоящее время в бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных систем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности успешных компаний отрасли, используемые длительное время в сотнях и тысячах компаний по всему миру.
Подытоживая сказанное, отметим, что основными источниками, образующими "вход" процесса выявления требований, являются требования, высказанные совладельцами, как таковые или (и) артефакты, описывающие объект исследования. Однако, это - достаточно упрощенный взгляд: чтобы данные поступили "на вход", аналитики требований должны проделать немалую работу, связанную с подбором респондентов и информационных материалов, организацией интервью и т.д.
Приведем
стратегии выявления
2.2. Формирование видения
Работы по формированию видения продукта и границ проекта обычно начинаются на самой ранней фазе проекта, до начала широкомасштабных консультаций по выявлению подробных требований, хотя в целом наличие и последовательность данных шагов зависит от выбранной методологии. На практике данные работы зачастую совмещаются. Правила извлечения требований могут быть использованы и при формировании видения.
Анализируя литературу по рассматриваемой тематике, можно выделить следующие широко употребимые ключевые слова: с одной стороны - концепция, видение, образ, с другой - рамки, границы, контекст.
В первом случае речь идет о видении того, какой должна быть система. Обсуждаются высокоуровневые требования (возможности, свойства) продукта и наиболее существенные ограничения.
Понятие видения широко употребимо в бизнес-анализе. Если у топ-менежмента компании имеется представление о том, какие ключевые цели, сегменты рынка, товарные позиции, прибыль должны быть достигнуты, допустим, через 5 лет - значит, компания имеет долгосрочное видение себя на рынке. Способ снятия ограничений при выработке видения позволяет выработать новый взгляд на вещи, "подняться над ситуацией", планировать будущее, отталкиваясь не от текущих ресурсов и ограничений, а от стратегических целей, применяя инновации, ноу-хау и т.п.
Данный опыт формирования видения во многом переносим и на процесс разработки информационных систем: нужно "увидеть" в горизонте средне- и (или) долгосрочного планирования, как ИС впишется в организационные процессы предприятия, какие ключевые выгоды она даст, какие проблемы позволит разрешить. При поиске новых методов и средств управления предприятием на основе информационных технологий зачастую приходится "перекраивать" существующие бизнес-процессы; по сути внедрение ИС, затрагивающей существенный процент процессов предприятия, неизбежно приводит к перестройке этих процессов с целью оптимизации деятельности предприятия, достижения ключевых факторов эффективности и пр.
Во втором случае (рамки, границы, контекст) обсуждаются такие вопросы, как граница системы и среды, требуемые ресурсы на создание системы, сроки. Построив "ничем не ограниченное видение", рано или поздно приходится вернуться к таким прозаическим вещам, как бюджет, календарное планирование, подбор персонала, вехи проекта.
Зачастую Заказчик осознает необходимость автоматизации, как способ решения накопившихся проблем. Сформулировав для себя проблему, Заказчик часто видит и вариант ее решения, с которым приходит к Исполнителю ("мне нужен сайт", "требуется CRM-система" и т.п.). Квалифицированный Исполнитель не должен, сломя голову, спешить решать задачу в формулировке Заказчика, а должен помочь выявить именно те требования к системе, которые помогут ему оптимизировать работу своего предприятия в долгосрочной перспективе.
Поэтому этап формирования концепции важен, но он предъявляет и к Заказчику и к Исполнителю достаточно высокие требования: Заказчик должен выделить ресурсы и быть готовым к трудозатратам на совместный поиск решений; Исполнитель должен обладать достаточной квалификацией как в сфере IT-, так и в сфере управления предприятиями, чтобы разрабатываемое средство автоматизации действительно принесло пользу. Все вышесказанное ничуть не исключает возможность работы без концепции: либо речь идет о небольшом проекте, закладывать в бюджет которого этап выработки концепции просто нерентабельно, либо Заказчик сам обладает достаточной квалификацией, чтобы сформулировать требования к ИС, имея "концепцию в голове" и время для консультирования Разработчика.
Видение в RUP. Шаги, которые необходимо пройти для формирования документа "Видение":
Для описания проблем предлагается шаблон, показанный в Таблице 1.
Проблема | (описание проблемы) |
Затрагивает | (совладельцы, затрагиваемые проблемой). |
Ее следствием является | (каково влияние проблемы). |
Успешное решение | (список некоторых
ключевых преимуществ от |
Таблица 1. Шаблон
Идентификация совладельцев предполагает поиск и фиксацию интересантов проекта - представителей Заказчика и Исполнителя, инвесторов, внешних экспертов и пр.
Определение границ системы представляет собой нетривиальный процесс. Для этого используют контекстные диаграммы. RUP в поиске границ предлагает отталкиваться от акторов и вариантов использования.
Среди источников ограничений обычно выделяют:
Описание возможностей системы представляет собой формулировку высокоуровневых требований.
Шаблон документа "Vision" RUP содержит следующие основные разделы:
Во введении описываются цель документа, его контекст (связь и взаимовлияние с различными проектами), определения, акронимы и сокращения, ссылки на другие документы, краткое содержание.
В разделе "позиционирование" помещается определение решаемой проблемы (проблем), указывается целевой заказчик и исследуются деловые преимущества изделия перед аналогичными на рынке.
В описании совладельцев и пользователей, помимо собственно описания этих двух групп, исследуется демография рынка: целевые рыночные сегменты, размер и темпы роста рынка, существующие конкурентные предложения на рынке, репутация Разработчика на рынке.
Краткий обзор изделий содержит резюме изделия, описание его перспектив и ключевых возможностей, предположения и зависимости, указывается стоимость и ее калькуляция, рассматриваются вопросы лицензирования и инсталляции.
В разделе, посвященном возможностям продукта, они описываются более подробно, каждая - в отдельном параграфе.
В раздел "Ограничения" следует выносить существующие технические, технологические и др. обстоятельства, которые необходимо учитывать на данной стадии.
Раздел "Показатели качества" содержит описание наиболее существенных нефункциональных требований к системе (эффективности, надежности, отказоустойчивости и др.).
Раздел "Старшинство и приоритеты" ранжирует сформулированные ранее требования и возможности системы по степени важности, очередности реализации и т.п.
Раздел
"Другие требования к изделию"
описывает применяемые
В требованиях к документации приводятся ключевые характеристики руководства пользователя, интерактивной справки, руководства по установке и конфигурированию, файла Read Me.
В
приложение выносятся атрибуты возможностей.
RUP рекомендует следующий набор
атрибутов: статус, выгода, объем работ,
риск, стабильность, целевой выпуск,
назначение, причина.
2.3. Классификация и специфицирование требований
Результатом выявления требований является реестр требований. Требования совладельцев обычно оформляются в простой письменной форме, без какой-либо особой регламентации. Типовой пример оформления требования к программе электронной почты - "Система должна позволять набирать текст сообщения с возможностью форматирования текста и вставки смайликов". Данные требования далеко не во всем могут удовлетворять критериям, сформулированным ранее: они могут противоречить друг другу, быть неясными, неточными и т.д. Тем не менее, документ "Требования совладельцев", несмотря на невысокий уровень формализации, играет очень важную роль: в нем собраны мнения всех заинтересованных сторон и главная цель сбора начальных требований заключалась в том, чтобы получить по возможности как можно более полный набор требований, не пропустив чего-то важного.
Для того, чтобы повысить уровень информативности требований, устранить взаимные противоречия и добиться выполнения их других основных характеристик, осуществляется переход от полностью неформализованных текстов к частично регламентированным, классификация, присвоение наборов атрибутов, построение моделей, прототипирование.