Проектирование ИС

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – анализ требований заказчика в процессе проектирования информационной системы организации. Тема интересная и довольно обширная, т.к. данная область знаний включает в себя множество специализированных аспектов и конкретизаций.

Информационная система (ИС) - программно-аппаратная система, предназначенная для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающая, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации. Ключевым моментом в этом определении является понятие "целенаправленной деятельности", т.к. речь идет о деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед пользователем (организацией).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и классификация требований заказчика в процессе проектирования информационной системы……………………………………5
Определение понятия требования………………………………………….5
Классификация требований………………………………………………...5
Требования к продукту и процессу………………………………………6

1.2.2.Уровни требований…………………………………………………………7

1.2.3. Системные требования и требования к программному обеспечению….9

1.2.4. Функциональные, нефункциональные требования и характеристики продукта………………………………………………………………………….10

1.2.5. Классификация Rational Unified Process (RUP)…………………………12

1.3. Свойства требований………………………………………………………..12

Глава 2. Анализ требований заказчика в процессе проектирования ИС…….21

2.1. Выявление требований……………………………………………………..24

2.2. Формирование видения…………………………………………………….26

2.3. Классификация и специфицирование требований…………………….....30

2.4. Расширенный анализ требований………………………………………….37

2.5. Документирование требований……………………………………………40

2.6. Проверка требований……………………………………………………….46

Глава 3. Моделирование деятельности детского развлекательного центра…48

3.1. Краткая информация о компании………………………………………….48

3.2. Формирование бизнес-процессов………………………………………….50

3.3. Моделирование бизнес-процессов в программной среде AllFusion rocess Modeler (BPwin)………………………………………………………….57

Заключение………………………………………………………………………62

Список использованных источников…………………………………………..63

Работа содержит 1 файл

курсовая Пр ИС.doc

— 635.00 Кб (Скачать)
  • бизнес-требования и
  • требования пользователей.

      Проблема  состоит в том, что требования формулируются к создаваемой, еще  не существующей системе, т.е. решается начальная подзадача задачи проектирования ИС, а представители Заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. Поэтому, наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической группы исполнителя, внешних экспертов и т.д.

      Результирующий, часто достаточно сырой материал рассматривается, как документ "Требования совладельцев". На требования совладельцев обычно не накладывается никаких специальных ограничений.

      Продолжая рассуждения, начатые в предыдущей лекции, модель создаваемой информационной системы в определенной мере должна отражать модель ОС.

      Поэтому другим важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть документы с описанием бизнес-процессов предприятия, выполненные консалтинговым агентством, либо просто документы (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые на предприятии. Одной из немногих методологий, в которой специально выделяется рабочий поток делового моделирования, является Rational Unified Process.

      Еще одна альтернатива, используемая при  выявлении требований - так называемые "лучшие практики", широко используемые в настоящее время в бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных систем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности успешных компаний отрасли, используемые длительное время в сотнях и тысячах компаний по всему миру.

      Подытоживая сказанное, отметим, что основными  источниками, образующими "вход" процесса выявления требований, являются требования, высказанные совладельцами, как таковые или (и) артефакты, описывающие  объект исследования. Однако, это - достаточно упрощенный взгляд: чтобы данные поступили "на вход", аналитики требований должны проделать немалую работу, связанную с подбором респондентов и информационных материалов, организацией интервью и т.д.

Приведем  стратегии выявления требований:

  1. Интервью - ключевая стратегия выявления требований.
  2. Анкетирование - самый малозатратный и наименее эффективный для аналитика способ извлечения информации. Обычно применяется как дополнение к другим стратегиям выявления требований.
  3. Наблюдение за работой моделируемой организационной системы
  4. Самостоятельное описание требований. По результатам анализа документов и собственных знаний аналитик может составить описание требований и предложить его представителям Заказчика в качестве информации к размышлению, либо - основы для формирования технического задания.
  5. Совместные семинары 
  6. Прототипирование - ключевая стратегия выявления требований в большинстве современных методологий.

2.2. Формирование видения

      Работы  по формированию видения продукта и  границ проекта обычно начинаются на самой ранней фазе проекта, до начала широкомасштабных консультаций по выявлению подробных требований, хотя в целом наличие и последовательность данных шагов зависит от выбранной методологии. На практике данные работы зачастую совмещаются. Правила извлечения требований могут быть использованы и при формировании видения.

      Анализируя  литературу по рассматриваемой тематике, можно выделить следующие широко употребимые ключевые слова: с одной  стороны - концепция, видение, образ, с  другой - рамки, границы, контекст.

      В первом случае речь идет о видении того, какой должна быть система. Обсуждаются высокоуровневые требования (возможности, свойства) продукта и наиболее существенные ограничения.

      Понятие видения широко употребимо в бизнес-анализе. Если у топ-менежмента компании имеется представление о том, какие ключевые цели, сегменты рынка, товарные позиции, прибыль должны быть достигнуты, допустим, через 5 лет - значит, компания имеет долгосрочное видение себя на рынке. Способ снятия ограничений при выработке видения позволяет выработать новый взгляд на вещи, "подняться над ситуацией", планировать будущее, отталкиваясь не от текущих ресурсов и ограничений, а от стратегических целей, применяя инновации, ноу-хау и т.п.

      Данный  опыт формирования видения во многом переносим и на процесс разработки информационных систем: нужно "увидеть" в горизонте средне- и (или) долгосрочного планирования, как ИС впишется в организационные процессы предприятия, какие ключевые выгоды она даст, какие проблемы позволит разрешить. При поиске новых методов и средств управления предприятием на основе информационных технологий зачастую приходится "перекраивать" существующие бизнес-процессы; по сути внедрение ИС, затрагивающей существенный процент процессов предприятия, неизбежно приводит к перестройке этих процессов с целью оптимизации деятельности предприятия, достижения ключевых факторов эффективности и пр.

      Во  втором случае (рамки, границы, контекст) обсуждаются такие вопросы, как  граница системы и среды, требуемые  ресурсы на создание системы, сроки. Построив "ничем не ограниченное видение", рано или поздно приходится вернуться к таким прозаическим вещам, как бюджет, календарное планирование, подбор персонала, вехи проекта.

      Зачастую  Заказчик осознает необходимость автоматизации, как способ решения накопившихся проблем. Сформулировав для себя проблему, Заказчик часто видит и вариант ее решения, с которым приходит к Исполнителю ("мне нужен сайт", "требуется CRM-система" и т.п.). Квалифицированный Исполнитель не должен, сломя голову, спешить решать задачу в формулировке Заказчика, а должен помочь выявить именно те требования к системе, которые помогут ему оптимизировать работу своего предприятия в долгосрочной перспективе.

      Поэтому этап формирования концепции важен, но он предъявляет и к Заказчику  и к Исполнителю достаточно высокие требования: Заказчик должен выделить ресурсы и быть готовым к трудозатратам на совместный поиск решений; Исполнитель должен обладать достаточной квалификацией как в сфере IT-, так и в сфере управления предприятиями, чтобы разрабатываемое средство автоматизации действительно принесло пользу. Все вышесказанное ничуть не исключает возможность работы без концепции: либо речь идет о небольшом проекте, закладывать в бюджет которого этап выработки концепции просто нерентабельно, либо Заказчик сам обладает достаточной квалификацией, чтобы сформулировать требования к ИС, имея "концепцию в голове" и время для консультирования Разработчика.

      Видение в RUP. Шаги, которые необходимо пройти для формирования документа "Видение":

  • Формулировка проблем.
  • Идентификация совладельцев
  • Определение границ системы
  • Идентификация ограничений
  • Формулировка постановки задач
  • Определение возможностей системы
  • Оценка результатов

      Для описания проблем предлагается шаблон, показанный в Таблице 1.

Проблема (описание  проблемы)
Затрагивает (совладельцы,  затрагиваемые проблемой).
Ее  следствием является (каково влияние  проблемы).
Успешное  решение (список некоторых  ключевых преимуществ от успешного  решения).

Таблица 1. Шаблон

      Идентификация совладельцев предполагает поиск и фиксацию интересантов проекта - представителей Заказчика и Исполнителя, инвесторов, внешних экспертов и пр.

      Определение границ системы представляет собой  нетривиальный процесс. Для этого  используют контекстные диаграммы. RUP в поиске границ предлагает отталкиваться от акторов и вариантов использования.

      Среди источников ограничений обычно выделяют:

  • Политические,
  • Экономические,
  • Среды,
  • Технические,
  • Выполнения,
  • Системные.

      Описание  возможностей системы представляет собой формулировку высокоуровневых  требований.

      Шаблон  документа "Vision" RUP содержит следующие  основные разделы:

  1. Введение
  2. Позиционирование
  3. Описания совладельцев и пользователей
  4. Краткий обзор изделия
  5. Возможности продукта
  6. Ограничения
  7. Показатели качества
  8. Старшинство и приоритеты
  9. Другие требования к изделию
  10. Требования к документации
  11. Приложение.

      Во  введении описываются цель документа, его контекст (связь и взаимовлияние  с различными проектами), определения, акронимы и сокращения, ссылки на другие документы, краткое содержание.

      В разделе "позиционирование" помещается определение решаемой проблемы (проблем), указывается целевой заказчик и исследуются деловые преимущества изделия перед аналогичными на рынке.

      В описании совладельцев и пользователей, помимо собственно описания этих двух групп, исследуется демография рынка: целевые рыночные сегменты, размер и темпы роста рынка, существующие конкурентные предложения на рынке, репутация Разработчика на рынке.

Краткий обзор изделий содержит резюме изделия, описание его перспектив и ключевых возможностей, предположения и зависимости, указывается стоимость и ее калькуляция, рассматриваются вопросы лицензирования и инсталляции.

      В разделе, посвященном возможностям продукта, они описываются более подробно, каждая - в отдельном параграфе.

      В раздел "Ограничения" следует  выносить существующие технические, технологические  и др. обстоятельства, которые необходимо учитывать на данной стадии.

      Раздел "Показатели качества" содержит описание наиболее существенных нефункциональных требований к системе (эффективности, надежности, отказоустойчивости и др.).

      Раздел "Старшинство и приоритеты" ранжирует сформулированные ранее  требования и возможности системы  по степени важности, очередности реализации и т.п.

      Раздел "Другие требования к изделию" описывает применяемые стандарты, системные требования, эксплуатационные требования, требования к окружающей среде.

      В требованиях к документации приводятся ключевые характеристики руководства  пользователя, интерактивной справки, руководства по установке и конфигурированию, файла Read Me.

      В приложение выносятся атрибуты возможностей. RUP рекомендует следующий набор  атрибутов: статус, выгода, объем работ, риск, стабильность, целевой выпуск, назначение, причина. 

2.3. Классификация и  специфицирование  требований

      Результатом выявления требований является реестр требований. Требования совладельцев обычно оформляются в простой  письменной форме, без какой-либо особой регламентации. Типовой пример оформления требования к программе электронной почты - "Система должна позволять набирать текст сообщения с возможностью форматирования текста и вставки смайликов". Данные требования далеко не во всем могут удовлетворять критериям, сформулированным ранее: они могут противоречить друг другу, быть неясными, неточными и т.д. Тем не менее, документ "Требования совладельцев", несмотря на невысокий уровень формализации, играет очень важную роль: в нем собраны мнения всех заинтересованных сторон и главная цель сбора начальных требований заключалась в том, чтобы получить по возможности как можно более полный набор требований, не пропустив чего-то важного.

      Для того, чтобы повысить уровень информативности  требований, устранить взаимные противоречия и добиться выполнения их других основных характеристик, осуществляется переход от полностью неформализованных текстов к частично регламентированным, классификация, присвоение наборов атрибутов, построение моделей, прототипирование.

Информация о работе Проектирование ИС