Продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В 80-е годы мировые запасы зерна не опускались ниже этого расчетного уровня. Только в середине 70-х и 90-х годов они сократились до 40 дней. Так, в 1995 г. запасы зерна снизились до 14% мирового потребления, что вызвало значительный рост цен на зерновые. В целом, по расчетам, в мире производится достаточное количество продовольствия для удовлетворения потребностей населения.

Работа содержит 1 файл

Доклад 1.docx

— 34.41 Кб (Скачать)

 

Так, в Аргентине и Колумбии ценовые удержания составляли соответственно 38 и 55% стоимости сельскохозяйственной продукции в 1982-1987 гг. В группе беднейших  стран сельскохозяйственные производители  недополучали 25% их дохода. В этом же направлении на ценообразование  воздействует господство на мировом  рынке сельскохозяйственных продуктов  ТНК, занижающих закупочные цены. В  начале 80-х годов четыре ТНК контролировали 60-65% торговли сахаром, три ТНК - 80% рынка  бананов, три-пять ТНК - 85% чая и какао-бобов, от четырех до восьми ТНК держали  в своих руках 85-90% всей торговли кофе, табаком и хлопком.

 

5) Деформации воспроизводства  в аграрном секторе проявляются  не только в ценообразовании,  но и в приоритетах развития, включая финансирование со стороны  правительства сельскохозяйственных  услуг, инфраструктуры, исследований. Чтобы получить необходимые валютные  средства для сокращения внешней  задолженности, многие страны  под давлением МВФ, МБРР вынуждены  переключать значительные посевные  площади на производство экспортных  культур, таких, как хлопчатник, арахис и другие в ущерб  продовольственным. С этим связан  тот факт, что число импортеров  продовольствия возрастает.

 

Все это свидетельствует  о том, что продовольственная  проблема определяется различными аспектами  мирового развития - от экономических  и политических до социокультурных и этносоциальных. Среди них важнейшая роль принадлежит общему развитию производительных сил и производственных отношений.

 

Статистический анализ показывает, что сельскому хозяйству развивающихся  стран серьезный ущерб наносит  политика промышленно развитых стран. Отдельные оценки показывают, что  устранение нарушений в действии рыночных сил в их сельском хозяйстве  приведет к снижению самообеспеченности развитых стран продуктами питания  до 85%, повышению самообеспеченности развивающихся стран до 102%, и увеличению чистых поступлений развивающихся  стран от экспорта продовольствия.

 

Увеличение производства продовольствия в развивающихся  и восточноевропейских странах  и освобождение международной торговли от деформаций могут способствовать доступности продуктов питания  в этих странах и повышению  уровня питания. Но часто этого бывает недостаточно. Широкомасштабный голод  происходил, когда запасы продовольствия значительно не уменьшались (Эфиопия  – 1972-1974 гг.) или даже увеличивались (Бангладеш, 1974 г.). В то же время голода удавалось избегать, хотя происходило  сокращение производства продовольствия. Есть целый ряд стран, в которых, хотя обеспеченность продовольствием  на душу населения и улучшалась, но значительные слои населения хронически недоедали.

 

Это свидетельствует о  том, что достаточное количество продовольствия на национальном уровне не означает, что каждый житель сможет получить его в необходимом количестве. В современных условиях рыночные силы оказываются неспособными решить проблемы голода и недоедания людей  во многих районах мира. Дестабилизация рынков продовольствия, протекционистская  политика промышленно развитых стран, огромная финансовая задолженность  развивающихся стран делают практически  не реальным для большинства стран  импорт продовольствия в необходимых  количествах.

 

Продовольственная помощь.

 

Обострение положения  с продовольствием в целом  ряде развивающихся стран в начале 70-х годов вызвало необходимость  принятия срочных мер, направленных на смягчение продовольственной  проблемы. Важным инструментом уменьшения проблемы голода явилась продовольственная  помощь, под которой понимается передача средств на условиях льготных кредитов и безвозмездных даров.

 

Продовольственная помощь стала  одним из элементов обеспечения  продовольственной безопасности. С  середины 70-х годов ее объем возрос с 8 до 13 млн т зерна в год в 2000 г., или до 0,7% производства. Кроме того, за указанный период возросли льготные поставки незерновых продуктов питания (порошковое молоко, растительное масло) с 330 тыс. т до 1,2 млн т.

 

Следует отметить, что, несмотря на рост абсолютных размеров продовольственной  помощи, значение импорта зерна в  общих его поступлениях для потребления  населением развивающихся стран  постепенно увеличилось, а доля помощи сокращалась.

 

Основные поставки продовольственной  помощи идут в страны присахарской Африки, на долю которой приходится свыше 70% ее общего объема. В целом в последнее десятилетие произошло увеличение помощи наименее развитым странам. Среди других наиболее крупную помощь получают Египет, Иордания, Марокко и Тунис, в Азии — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, в Латинской Америке — Сальвадор, Гватемала, Ямайка, Перу. В связи с резким спадом сельскохозяйственного производства продовольственная помощь стала поступать в восточноевропейские страны и в республики Центральной Азии.

 

Многолетние поставки продовольственных  продуктов в больших количествах  дают несомненные временные выгоды странам-получателям. Они смягчают нехватку продовольствия, облегчают  оказание неотложной помощи голодающим. Помощь уменьшает валютные расходы  на импорт продовольствия и позволяет  сэкономить средства, необходимые для  других отраслей экономики.

 

Однако для социально-экономического развития принимающих стран она  может иметь отрицательные краткосрочные  и долгосрочные последствия. В связи  с этим происходит переориентация международной  помощи с поставок продовольствия на передачу технологии и снабжение  техникой и другими средствами производства. Техническая и финансовая помощь оказывается не только сельскому  хозяйству развивающихся стран, но и другим отраслям продовольственного комплекса. Отставание их от Запада у  развивающихся стран, так же как  и в развитии сельского хозяйства, большое.

 

Развивающиеся страны стремятся  исключить отрицательные воздействия  со стороны стран-доноров при  получении продовольственной помощи. Они выступают против использования  помощи для оказания политического  давления, проявляют интерес к  расширению помощи на многосторонней основе, к увеличению льготного кредитования и безвозмездной помощи, увязке продовольственной  помощи с программами экономического и социального развития.

 

Доноры продовольственной  помощи. Предоставление продовольственной  помощи осуществляется на двухсторонней  и многосторонней основах. Ею занимаются межгосударственные организации и  объединения — ОЭСР, ЕС, ОПЕК и  др. В 80— 90-е годы отмечалась тенденция  сокращения предоставляемой помощи через межгосударственные организации  и увеличение ее через неправительственные.

 

Крупнейшей международной  организацией, занимающейся вопросами  продовольствия и сельского хозяйства  в мире, является Продовольственная  и сельскохозяйственная организация (ФАО), созданная в 1945 г. Помимо сбора  и анализа информации ФАО занимается вопросами координации оказания продовольственной помощи развивающимся  странам, а также содействия развитию сельского хозяйства. Она разрабатывает  и осуществляет разнообразные проекты  технической помощи. В системе  ФАО с 1967 г. действует программа  промышленного сотрудничества, в  реализации которой принимают участие  более ста корпораций агробизнеса.

 

Существенный вклад в  разработку продовольственных вопросов вносят другие международные организации, в том числе созданный ООН  в 1974 г. Всемирный продовольственный  совет, который наблюдает за мировым  продовольственным положением и  организует помощь нуждающимся странам. В 1977 г. был создан Международный  фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), он оказывает содействие развивающимся  странам в целях улучшения  положения с продовольствием, предоставляя средства в виде займов на льготных условиях и в виде даров.

 

Основным поставщиком  помощи на двухсторонней и многосторонней основах являются США. В течение  многих лет они поставляют продовольственные  товары развивающимся странам либо на льготных условиях, либо безвозмездно. В середине 60-х годов на США  приходилось 96% объема продовольственной  помощи. В 90-е годы это доля понизилась на 40%. Являясь крупнейшим поставщиком  помощи, США в своих внешнеэкономических  отношениях не раз прибегали к  политике «продовольственного оружия». Крупные поставки продовольственной  помощи предоставлялись в 70-е годы Египту во времена Садата, Чили — после военного переворота. В 60-е годы значительная безвозмездная помощь предоставлялась Тунису, Филиппинам и Южному Вьетнаму, а на льготных условиях - Индии, Пакистану, Южному Вьетнаму и Южной Корее.

 

Наряду с оказанием  продовольственной помощи, расширением  сельскохозяйственного экспорта США  с конца 70-х годов пришли к политике стимулирования производства продовольствия в развивающихся странах. Они  исходили из того, что данный подход способствует политической и социальной стабилизации в мире и позволяет  США расширить свои торговые связи.

 

В 80-е годы в продовольственной  помощи возросла роль стран Западной Европы. В сравнении с США ЕС придерживается более умеренной  направленности в оказании продовольственной  помощи. Поставки продовольствия включают зерновые, порошковое молоко, топленое масло и сахар. Большая часть  помощи направляется в наименее развитые страны Африки и Азии. В основном она концентрируется в странах, связанных с Союзом системой различных  соглашений. Отдельное направление  в оказании продовольственной помощи ЕС — выделение средств на цели развития сельского хозяйства развивающихся  стран.


Информация о работе Продовольственная безопасность