Процесс исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ процесса исполнения бюджета.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Общие принципы исполнения бюджета 5
Глава 2. Казначейское исполнение бюджета 9
Глава 3. Стадия составления и утверждения
отчета об исполнении бюджета 22
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

курс раб ПИБ.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

Государственная Дума рассматривает проект закона во внеочередном порядке в трех чтениях общей продолжительностью 15 дней.

Первое  чтение должно состояться не позднее чем через 2 дня после внесения законопроекта. Процедура его такова. Дума заслушивается доклад Правительства и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет, принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в первом чтении, не позднее чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

Если  в указанный срок проект закона о  внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не был принят, Правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

Помимо недостаточного поступления  доходов в бюджет, в процессе его исполнения может возникнуть и обратная ситуация, когда фактическая сумма доходов превышает утвержденную законом о бюджете. Порядок использования дополнительных доходов также регулируется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним доходы, полученные сверх запланированной величины, должны быть направлены Министерством финансов на уменьшение дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства РФ. Внесения изменений в закон о бюджете при этом не требуется, Минфином составляется и утверждается дополнительная бюджетная роспись.

Дополнительные доходы могут быть направлены и на другие цели, однако процедура их распределения в этом случае будет иной. Финансирование расходов сверх ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете, осуществляется только после внесения в закон изменений и дополнений. Подобные корректировки делаются по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором фактические доходы превысили плановую величину. Законодательная процедура необходима также и в том случае, если ожидаемые доходы выше утвержденных годовых назначений более чем на 10%.

Законопроект  о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов готовится Правительством РФ. Он вносится в Государственную Думу не позднее чем через 10 дней после того, как на заседании Думы был рассмотрен отчет об исполнении федерального бюджета за квартал или полугодие, в котором было получено превышение доходов.

Проект  закона рассматривается Думой во внеочередном порядке в течение 15 дней. Процедура его рассмотрения также включает три чтения. Если законопроект не был принят в срок, Правительство имеет право равномерно индексировать расходы бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.

Выводы: Исполнение бюджета осуществляется органами исполнительной власти. Доходная часть бюджета составляется в соответствии с утвержденным планом. Основой формирования доходов являются налоговые платежи в бюджет, а также различные сборы. Расходная часть составляется расчетно, полностью зависит от объема доходов и осуществляется на основе закона о бюджете. Расходы не могут осуществляться более чем в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Стадия составления и утверждения

отчета  об исполнении бюджета

Четвертой, завершающей  стадией бюджетного процесса является, так называемая отчетная стадия бюджетного процесса. Данную стадию можно разделить  на три этапа:

1) составление бюджетной отчетности;

2) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

3) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетная отчетность включает в себя:

отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода;

отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде;

отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов;

пояснительную записку содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Бюджетная отчетность составляется на основе бюджетного учета, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Учет осуществляется методом начислений (поступление средств на лицевые счета) и кассовым методом (расходование средств с этих счетов).

Отчет об исполнении бюджета составляется "снизу в вверх", а именно главные распорядители, распорядители и получатели средств составляют отчеты об использовании бюджетных и представляют их в финансовый орган, который в свою очередь на основании этих отчетов составляет единый отчет об исполнении бюджета и иную отчетную документацию. Далее финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района, который представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта РФ. Также в финансовый орган субъекта РФ представляет свою отчетность финансовый орган городского округа либо внутригородской территории города федерального значения.

Финансовый  орган субъекта РФ представляет бюджетную  отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в Федеральное казначейство, туда же сдают свою отчетность органы управления внебюджетными фондами. Федеральное казначейство в свою очередь представляет отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Министерство финансов РФ.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит внешней проверке, которую проводит Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, после чего отчет передается на рассмотрение в законодательный (представительный) орган власти. Внешняя проверка необходима для получения сведений о качестве исполнения бюджета, так как депутаты законодательных (представительных) органов власти часто не обладают специальными полномочиями по анализу правильности исполнения бюджета.

По результатам  внешней проверки контрольный орган  готовит заключение по отчету об исполнении бюджета, где анализируется достоверность представленных показателей, а также эффективности деятельности органов государственной власти по исполнению соответствующего бюджета.

На этом же этапе отчетной стадии бюджетного процесса готовиться проект закона (решения) об исполнении бюджета, который одновременно с отчетом направляется в законодательный (представительный) орган власти.

Рассмотрение  отчета законодательным (представительным) органом - это основной этап отчетной стадии бюджетного процесса, на котором, прежде всего, обсуждаются все основные показатели отчета об исполнении бюджета. Эту деятельность можно отнести к последующему контроль со стороны законодательных (представительных) органов власти. Утверждение отчета об исполнении бюджета проходит в одном чтении.

После утверждения  отчета законодательный (представительный) орган власти принимает закон (решение) об исполнении бюджета.

Закон об исполнении бюджета - правовой акт, принимаемый ежегодно законодательным (представительным) органом, имеющий исключительно ретроспективный характер и характеризующий исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в отчетном финансовом году. Данный закон (решение) не должен содержать никаких общеобязательных правовых норм, а имеет исключительно политическое значение в системе разделения властей.

Отчет об исполнении бюджета составляется ежемесячно финансовым органом на основании справок о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета и консолидированного отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124).

Справка составляется ежемесячно администратором  доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании данных о средствах бюджета, находящихся на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации  для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде.

С целью отражения в Отчете об исполнении бюджета сумм доходов  бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, необходимо отразить в отчете о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств.

Отчет о кассовом поступлении (см. прилож.1.) и выбытии бюджетных средств с изменениями, установленными настоящим письмом, представляется в Федеральное казначейство управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, начиная с отчетности по состоянию на 1 августа 2010 г.

Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

К функциям учреждений Центрального банка  относятся: принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета; распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты; а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах (ст. 21 ФЗ «О центральном банке РФ»). Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.

Платежи в бюджет зачисляются следующим образом. Если тот или иной вид доходов полностью поступает в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость распределения доходов. Такие ведомости составляются по каждому финансовому органу на основании данных соответствующих лицевых счетов.

Средства  бюджетным организациям выдаются в  соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств с одного бюджетного счета организации на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев (например, в связи с неправильно произведенными расходами). Проверяется отчет следующим образом:

1. Годовой отчет об исполнении  бюджета до его рассмотрения  в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

2. Внешняя проверка годового  отчета об исполнении федерального  бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового  контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Информация о работе Процесс исполнения бюджета