Процесс исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ процесса исполнения бюджета.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Общие принципы исполнения бюджета 5
Глава 2. Казначейское исполнение бюджета 9
Глава 3. Стадия составления и утверждения
отчета об исполнении бюджета 22
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

курс раб ПИБ.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1.Общие принципы исполнения бюджета 5

Глава 2. Казначейское исполнение бюджета 9

Глава 3. Стадия составления и утверждения

отчета об исполнении бюджета 22

Заключение 31

Список литературы 32

Приложения 34

Введение.

Государственный бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Государственный бюджет  объединяет доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий  (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.     

Актуальность выбранной темы заключается  в значительной роли процесса исполнения бюджета, так как исполнение бюджета оказывает огромное влияние на экономику в целом.

Объектом исследования общественные отношения, осуществляющиеся  в процессе исполнения бюджета.

Предметом исследования является законодательная база, регулирующая эти отношения.

 Целью данной курсовой работы является анализ процесса исполнения бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть стадии бюджетного процесса;
  • выявить  проблемы исполнения бюджета;
  • найти способы решения этих проблем;
  • обозначить общие рекомендации для усовершенствования процесса исполнения бюджета.

Новизна работы состоит в необходимости усовершенствования бюджетного процесса с применением новых подходов.

Структура курсовой работы включает следующие элементы в порядке их расположения:

  • титульный лист
  • содержание
  • введение
  • основная часть (три главы)
  • заключение
  • перечень использованной литературы

Источники данной курсовой работы:

  1. Конституция РФ;
  2. Кодексы (БК РФ, НК РФ);
  3. ФЗ № 86 «О центральном банке РФ»;
  4. Учебные пособия и статьи.

Глава 1.Общие принципы исполнения бюджета

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс  на стадии рассмотрения и утверждения  схож по своему содержанию с законодательным  процессом, так как все бюджеты  в РФ принимаются либо в виде законов (Федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ), либо в виде подзаконных  актов (местные бюджеты). Однако существуют существенные особенности, которые  не встречаются в законодательном процессе.

Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: - прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; - приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; - общий объём расходов; - верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; - нормативная величина резервного фонда; - дефицит или профицит федерального бюджета;

В процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства, в случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

1) Предоставить законопроект в  согласительную комиссию (состав: совет федерации, Правительство, Госдума);

2) Вернуть в Правительство на доработку;

3) Поставить вопрос о  доверии Правительству (ст. 202 БК РФ);

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

  • приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования по разделам;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета  Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. При отклонении возвращается в Правительство на доработку.

Третьей стадием  бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета в РФ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря текущего финансового  года.

Исполнение федерального бюджета относится централизованному типу исполнения бюджета по признакам наличия единства кассы и соблюдения режима прозрачности.

Формой реализации принципа единства кассы при исполнении федерального бюджета РФ является внедрение единого счета федерального бюджета. В этой связи создан единый счет Федерального казначейства.

Федеральное казначейство также наделено кассовыми  полномочиями при исполнении всех бюджетов бюджетной системы РФ. Данные полномочия именуются, как "кассовое обслуживание исполнения бюджета". Помимо Федерального казначейства кассовыми полномочиями обладают Центральный банк РФ и иные уполномоченные кредитные учреждения, которые ведут (обслуживают) банковские счета Федерального казначейства.

Исполнение  бюджетов в РФ организуется соответствующим  финансовым органом (органом управления внебюджетным фондом) на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ).

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Кассовый  план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Бюджет исполняется  по трем основным направлениям: по доходам, по расходам, по источникам финансирования дефицита бюджета (применяется только при исполнении бюджетов с дефицитом).

В мировой практике известны следующие  системы исполнения бюджетов:

- казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетный учреждений.

- банковская, когда функцию организации исполнения бюджета выполняет центральный банк (коммерческие банки).

- смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

 

Выводы: Каждая стадия систематизирована из-за строгого ограничения во времени. Процесс рассмотрения бюджета Госдумой проходит в три чтения, каждое из которых имеет свои постоянные особенности. В каждом чтении бюджет рассматривается по определенным критериям, что позволяет наиболее точно определить доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета, с целью экономного использования бюджетных средств и удовлетворения потребностей государства и населения.

 

Глава 2. Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Казначейский метод имеет ряд  преимуществ, поэтому в мире он очень  широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета1.

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

  • налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые обязаны перечислять налоги и сборы (ст.3 НК РФ);
  • учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
  • органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
  • налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:

  • перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
  • учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;
  • распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
  • возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.

На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

Правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они уполномочены принять решение о возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый орган оформляет заключение, которое затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется документы на возврат или зачет налога.

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаются Федеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

Информация о работе Процесс исполнения бюджета