Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

До вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
2. Краткая характеристика и история ГААТ………………………………..4
3. Характеристика и роль ВТО…………….…………………………………6
4. Вступление России в ВТО ……………………...…...…………………7
5. Последствия вступления России в ВТО: за или против?…………........9
6. Заключение ……………………………………………………………14
7. Список используемой литературы …………………………………….16

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет  делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит  деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением  соглашения ГАТС. В его составе  находятся Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением  соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных  с международной торговлей поддельными  товарами.

Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати.

Вступление России в ВТО.

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к  ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства  Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована  в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации  и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации  М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств  и ведомств. Основная функция Комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом  работы на внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и  правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Российская делегация  на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями  стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС  на уровне глав государств в 2002-2005 годах  приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах  по присоединению к ВТО. Данные вопросы  регулярно обсуждаются на сессиях  Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.

В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и  Украины регулярно проводится сравнительный  анализ позиций стран «четверки» на переговорах по присоединению  к ВТО. Результаты этого анализа  используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так  и при координации процесса присоединения  к ВТО заинтересованными сторонами  «четверки».

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции  на переговорах по присоединению  ВТО проводится с представителями  российских деловых кругов. Начиная  с 2000 года, представители Минэкономразвития  России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года проведено  свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу  российских товаров на зарубежные рынки  во всех федеральных округах и  в 50 субъектах Федерации. Мероприятия  были организованы Минэкономразвития  России при участии комитетов  Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых  опросов общественного мнения, к  середине 2005 года более половины россиян  высказывались за присоединение  России к ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах  российская делегация вышла на завершающую  стадию присоединения, в ходе которой  предстоит решить наиболее сложные  и проблемные вопросы. Обсуждение условий  присоединения с основными торговыми  партнерами проходит практически в  непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и  ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания  переговорного процесса по присоединению  России к ВТО.

В июле 2006 г. стороны  вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу  на российские рынки товаров и  услуг, однако финальных договоренностей  достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций  по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов  для достижения договоренностей  по ветеринарным мерам и режиму импорта  мясной продукции, а также принимаемым  в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США  о присоединении России к ВТО.

Переговоры по присоединению  России к ВТО продолжаются с января 2007 г. на многостороннем уровне. По оптимистичному варианту, многосторонние переговоры могут быть завершены летом 2007 года, точнее, до 31 июля, так как в августе  ВТО уходит на каникулы. В начале одобрение должно быть получено на рабочей группе. Потом будет процедура  утверждения присоединения России к ВТО на генсовете этой организации. Генсовет обычно проходит несколько  раз в год, и одно из заседаний  обычно проводится в конце июля. После необходимо будет внести пакет  документов с условиями о присоединении  в Госдуму и Совет Федерации  и после его ратификации через 30 дней мы становимся - уже юридически - членами ВТО. При этом сценарии, скорее всего, процедура будет выстроена  так, что обязательства вступят  в силу с 1 января 2008 года. Но согласно договоренностям, в течение первого  года присоединения к ВТО ни одна из пошлин снижена не будет. На данный момент вероятность этого оптимистичного варианта можно оценивать как  высокую.

Последствия вступления России в ВТО: за или против?

Логическим продолжение  российских реформ должно стать включение  на равных правах отечественных товаров  и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг  станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления  реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в  проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в  ВТО, необходимо иметь ясное представление  о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

Членами Всемирной  торговой организации являются уже  более 140 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению  к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером  на мировом рынке. Та неимоверно сложная  и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана  Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации  мирохозяйственных связей и взаимозависимости  национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО  дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления  торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

· международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и  нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего  благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно  снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для  товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими  компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных  внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

· возможность легализации  системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

· защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

· Получение лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более  благоприятного климата для иностранных  инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке  правил международной торговли с  учетом своих национальных интересов;

· Улучшение имиджа России в мире как полноправного  участника международной торговли.

Однако не следует  забывать, что при вступлении России в ВТО в середине 2007 года начнется активное освоение отечественного рынка  иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию  во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых  расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных  предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится  к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и  электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и  розничной торговли, мелкому и  среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что  при слиянии национального и  международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в  десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом из-за снижения экспортных пошлин, отрывающих широкую дорогу импортным товарам  на отечественный рынок. Страны ВТО  настаивают на снижении размера импортной  пошлины до 11%, тогда как в настоящее  время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам  средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а  в дальнейшем - до уровня 5%. Существенно  может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует  обеспечения равного доступа  частного капитала к оказанию любых  услуг и открытой международной  конкуренции в этой области. Это  будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые  компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых  компаний предоставит российским гражданам  и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более  качественными услугами. Поэтому  сегодня отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу  на рынок нерезидентов и усилить  свои бизнесы, чтобы составить достойную  конкуренцию международному бизнесу  и сохранить контроль над национальной экономикой. Рассмотрим, на что сегодня  опирается российский бизнес и что  лежит в основе бизнеса иностранных  компаний. К сильным сторонам резидентов относятся:

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО