Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:00, реферат
До вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.
Введение…………………………………………………………………….3
2. Краткая характеристика и история ГААТ………………………………..4
3. Характеристика и роль ВТО…………….…………………………………6
4. Вступление России в ВТО ……………………...…...…………………7
5. Последствия вступления России в ВТО: за или против?…………........9
6. Заключение ……………………………………………………………14
7. Список используемой литературы …………………………………….16
В подчинении Министерской
конференции находится
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат
ВТО, не принимает решений, так как
эта функция возлагается на сами
страны-члены. Основные обязанности
Секретариата - обеспечивать техническую
поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской
конференции, оказывать техническое
содействие развивающимся странам,
проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации.
Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи
в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать
членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается
Вступление России в ВТО.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.
Российская делегация
на регулярной основе проводит консультации
по проблематике ВТО с представителями
стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС
на уровне глав государств в 2002-2005 годах
приняты решения о направлениях
совершенствования
В рамках работы Группы
экспертов высокого уровня по формированию
Единого экономического пространства
(ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и
Украины регулярно проводится сравнительный
анализ позиций стран «четверки»
на переговорах по присоединению
к ВТО. Результаты этого анализа
используются как при реализации
Концепции формирования ЕЭП, так
и при координации процесса присоединения
к ВТО заинтересованными
Большая информационная
работа по обсуждению российской позиции
на переговорах по присоединению
ВТО проводится с представителями
российских деловых кругов. Начиная
с 2000 года, представители
С 2002 года проведено
свыше 170 мероприятий (круглых столов,
конференций, семинаров) по проблематике
ВТО, поддержке экспорта, доступу
российских товаров на зарубежные рынки
во всех федеральных округах и
в 50 субъектах Федерации. Мероприятия
были организованы Минэкономразвития
России при участии комитетов
Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных
администраций и деловых
В результате интенсификации
переговорного процесса в 2003-2005 годах
российская делегация вышла на завершающую
стадию присоединения, в ходе которой
предстоит решить наиболее сложные
и проблемные вопросы. Обсуждение условий
присоединения с основными
Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.
В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к ВТО.
Переговоры по присоединению
России к ВТО продолжаются с января
2007 г. на многостороннем уровне. По оптимистичному
варианту, многосторонние переговоры
могут быть завершены летом 2007 года,
точнее, до 31 июля, так как в августе
ВТО уходит на каникулы. В начале
одобрение должно быть получено на
рабочей группе. Потом будет процедура
утверждения присоединения
Последствия вступления России в ВТО: за или против?
Логическим продолжение
российских реформ должно стать включение
на равных правах отечественных товаров
и услуг в международную
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
· международно-правовую
защиту, гарантируемую принципами и
нормами ВТО, включая такие важные
положения, как режим наибольшего
благоприятствования, благодаря которому
Россия сможет использовать постоянно
снижающиеся тарифы других стран-членов
ВТО, и национальный режим для
товаров и услуг, экспортируемых
и импортируемых российскими
компаниями, защиту от возможного применения
иностранными государствами
· возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
· защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· Создание более
благоприятного климата для иностранных
инвестиций в результате приведения
законодательной системы в
· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
· Создание условий
для повышения качества и конкурентоспособности
отечественной продукции в
· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· Улучшение имиджа
России в мире как полноправного
участника международной
Однако не следует забывать, что при вступлении России в ВТО в середине 2007 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.
Аналогичная ситуация
сложится и вокруг других отраслей
экономики главным образом из-