Проблемы участия российских авиакомпаний в международных воздушных перевозках

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:13, диссертация

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление позитивных и негативных факторов, воздействующих на деятельность российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок, и разработка практических рекомендаций по обоснованию приоритетов экономической политики, а также выявление путей решения текущих проблем отрасли на микроуровне.
В ходе проведения исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• на основе комплексного анализа мирового и российского рынков международных авиаперевозок, особенностей макроэкономического положения России и состояния конъюнктуры отрасли – выявить основные тенденции отрасли и проблемы участия российских авиакомпаний в сфере международных воздушных перевозок;
• выработать практические рекомендации по решению текущих проблем российской отрасли международных авиаперевозок и общему повышению эффективности работы российских авиакомпаний в этой сфере;
• определить основные направления государственной политики в области воздушного транспорта и проанализировать их с учетом текущего положения и потребностей отрасли;
• выделить современные проблемы развития авиакомпании Аэрофлот как безусловного отраслевого лидера в России и обосновать тенденции ее развития в контексте современной мирохозяйственной ситуации;
• исследовать достоинства и недостатки концепции низкобюджетной (low-cost) авиакомпании и оценить возможности её применения в современных российских условиях;
• определить наиболее эффективные методы повышения конкурентоспособности, используемые традиционными зарубежными авиакомпаниями и применимые в современных российских условиях.

Работа содержит 1 файл

avtoref_tunyaev.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

                                                                 

На правах рукописи

 

 

Тюняев Алексей  Евгеньевич

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ  РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

В МЕЖДУНАРОДНЫХ  ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

 

 

              

 

 

Специальность 08.00.14 – «Мировая экономика»

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата экономических  наук

 

 

 

Москва – 2010

 

Работа выполнена на кафедре  Менеджмента Московского государственного технического университета гражданской  авиации.

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

Научный консультант:

доктор экономических  наук, профессор

Афанасьев Василий Григорьевич

 

доктор экономических наук, профессор

Дрыночкин Алексей Викторович

   

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Халевинская Елена Дмитриевна

 

 

кандидат экономических наук

Жихарева Ирина Николаевна

 

Ведущая организация:

Российский университет дружбы народов (РУДН)


 

 

 

Защита состоится «10»  июня 2010 года в 14-00 часов на заседании  Диссертационного совета Д 209.001.02 в Дипломатической академии  Министерства иностранных дел России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Дипломатической  академии МИД России.

 

 

 

Автореферат разослан «7» мая 2010 г.

 

 

 

 

Ученый секретарь 

Диссертационного совета

кандидат экономических  наук              Рыбинец А.Г.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДИССЕРТАЦИИ

 

Обоснование актуальности выбранной темы. В условиях глобализированного мира авиационный транспорт превратился в один из системообразующих элементов мировой экономики, обеспечивающих скоростное и комфортное перемещение людей и некоторых специфических видов грузов. Усиление интегрированности мирового хозяйства и необходимость обеспечения транспортно-коммуникационного взаимодействия между различными регионами способствовало небывалому экономическому росту сферы международных авиаперевозок, наблюдавшемуся с начала 2000-х гг.

Это нашло отражение и в развитии этой сферы в России. Большая протяженность  территории нашей страны, когда 60% территории России доступно практически только для воздушного транспорта, в сочетании с выгодным геостратегическим положением имеют большое значение как для развития российской авиаотрасли, так и для укрепления международного сотрудничества и интеграции России в систему международных экономических связей. В условиях наличия высокой заинтересованности иностранных авиакомпаний в эксплуатации целого ряда маршрутов (например, транссибирского или кроссполярного) создаются возможности для получения дополнительных доходов в бюджет России.

Вместе с тем, мировой финансово-экономический кризис вкупе с отдельными природными катаклизмами последних лет негативно сказался на всей сфере авиауслуг, фактически поставив её на грань выживания. В этой ситуации для российских авиаперевозчиков усиливается необходимость  более тесного участия в интеграционных процессах, постепенного обновления устаревающего авиапарка, применения современных информационных технологий и маркетинговых методов управления конкурентоспособностью. Одновременно требуется грамотный анализ проводимой государственной политики в области развития авиатранспорта и внесения научно обоснованных корректив, позволивших бы добиться улучшения эксплуатационных показателей, социальных аспектов авиаперевозок, а также совершенствования внешнеэкономических и таможенных инструментов регулирования отрасли.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью и высокой практической значимостью  проведения комплексного анализа мирового и российского рынка международных  авиаперевозок, выявления наиболее острых проблем и поиск возможных путей их решения, а также способов повышения эффективности работы и качества предоставляемых услуг российских авиаперевозчиков в международном воздушном транспорте.  

Целью настоящего исследования является выявление позитивных и негативных факторов, воздействующих на деятельность российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок, и разработка практических рекомендаций по обоснованию приоритетов экономической политики, а также выявление путей решения текущих проблем отрасли на микроуровне.

В ходе проведения исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  • на основе комплексного анализа мирового и российского рынков международных авиаперевозок, особенностей макроэкономического положения России и состояния конъюнктуры отрасли – выявить основные тенденции отрасли и проблемы участия российских авиакомпаний в сфере международных воздушных перевозок;
  • выработать практические рекомендации по решению текущих проблем российской отрасли международных авиаперевозок и общему повышению эффективности работы российских авиакомпаний в этой сфере;
  • определить основные направления государственной политики в области воздушного транспорта и проанализировать их с учетом текущего положения и потребностей отрасли;
  • выделить современные проблемы развития авиакомпании Аэрофлот как безусловного отраслевого лидера в России и обосновать тенденции ее развития в контексте современной мирохозяйственной ситуации;
  • исследовать достоинства и недостатки концепции низкобюджетной (low-cost) авиакомпании и оценить возможности её применения в современных российских условиях;
  • определить наиболее эффективные методы повышения конкурентоспособности, используемые традиционными зарубежными авиакомпаниями и применимые в современных российских условиях.

Объектом исследования является современное состояние и тенденции развития российской авиатранспортной отрасли, рассматриваемые в контексте взаимодействия с международным рынком пассажирских авиаперевозок.

Предметом исследования данной диссертации являются факторы, обеспечивающие повышение конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на мировом рынке авиатранспортных услуг.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики воздушного транспорта, международной конкурентоспособности и фундаментального анализа, мировой экономики и маркетинговых подходов к управлению в сфере услуг.

В ходе работы над диссертацией были изучены работы российских учёных и специалистов в области воздушного транспорта, мировой экономики и конкурентоспособности: Артамонова Б.В., Афанасьева В.Г., Бариленко В.И., Бордунова В.Д., Воропаевой Л.Н, Горфинкеля В.Я., Еленцовой М.А., Ефимова М.В., Костроминой Е.В., Николайчук Н.Е., Рожко М.К., Столяревской Е.А., а также труды зарубежных исследователей: Барвуда С., Батлера Г., Бойда Э., Гиллена Д., Грэм Э., Дениса Н., Доганиса Р., Келлера М., Ким У. Ч., Котлера Ф., Моборн Р., Моррисона В., Портера М., Стюарта К., Томсетта М., Френч Д., Хамфри А., Шет Дж. и других. 

Информационную базу исследования составили статистические материалы и нормативные документы Правительства РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы государственной статистики, а также материалы ИАТА, ИКАО, ВТО и других международных организаций. В работе также были использованы аналитические обзоры и рейтинги, составленные агентствами «АвиаПорт», «Эксперт РА», «Aero International», и другие материалы периодической прессы, Интернет-издания и материалы Интернет-сайтов, а также финансовая отчетность авиакомпании Аэрофлот и годовые отчеты авиакомпаний Аэрофлот и Трансаэро.

В качестве инструментов исследования в работе применялись методы системного, логического и сравнительного анализа, а также фундаментального и SWOT-анализа. Анализ финансовых данных и построение графиков и диаграмм выполнено в прикладной программе Microsoft Excel.

Научная новизна. Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке и научном обосновании эффективных в экономическом и социальных аспектах, адаптированных к современным проблемам развития российской авиатранспортной отрасли методов, инструментов и организационно-экономических механизмов повышения эффективности деятельности российских авиакомпаний. Научная новизна работы также обусловлена обобщением опыта зарубежных авиакомпаний, в частности, в области интеграции и консолидации, в сфере использования современных методов управления с использованием информационных технологий, а также построения авиакомпаний на основе бизнес-модели low-cost. 

Наиболее существенные результаты диссертационной работы, обладающие научной новизной и характеризующие  личный вклад автора, состоят в  следующем:

  • определены основные тенденции развития мирового рынка воздушных перевозок (либерализация сферы международных авиаперевозок при сохранении некоторых региональных  протекционистских барьеров; движение в сторону приватизации авиакомпаний и их последующая интеграция; увеличение доли иностранных собственников авиакомпаний) и показано их воздействие на российских авиаперевозчиков;
  • сформулированы основные проблемы российских авиакомпаний, возникшие под влиянием мирового финансово-экономического кризиса, проведена их группировка в зависимости от степени экзогенности и определены параметры допустимых регуляторных воздействий; 
  • на основании выявления имеющихся конкурентных преимуществ российских авиакомпаний обоснованы возможности их использования на мировых рынках авиаперевозок и разработаны рекомендации по применению опыта зарубежных авиакомпаний по  повышению конкурентоспособности применительно к российским условиям;
  • обоснована необходимость модернизации авиапарка, участия в интеграционных процессах, повышение имиджа российских авиакомпаний на мировом рынке, применение современных методов маркетинга, усиление роли информационных технологий, необходимость укрупнения, а также финансовых вложений в наземную инфраструктуру, использование выгодного географического положения России и постепенной либерализации всего рынка авиаперевозок нашей страны;
  • в ходе анализа основных направлений государственной политики в области воздушного транспорта выявлены позитивные сдвиги в сфере модернизации инфраструктуры отрасли и отечественного авиапарка; тем не менее, на настоящий момент ни инфраструктура отрасли, ни состояние авиапарка не удовлетворяют в полной мере нуждам отечественных авиаперевозчиков (в особенности, это касается спроса на средне- и дальнемагистральные воздушные суда); 
  • в результате анализа деятельности авиакомпании Аэрофлот выявлены основные тенденции развития перевозчика, связанные, в частности, с расширением неавиационной деятельности, а также с консолидацией и укрупнением, которые позволят компании достичь как более высокого объема пассажиропотока, а, следовательно – и увеличения доходов от операционной деятельности, так и снизить расходы (в частности, финансовые) за счет эффекта синергии. 

Хронологические рамки  диссертационного исследования. Данная диссертационная работа охватывает период с конца XX по начало XXI века, в особенности внимание уделяется тенденциям развития рынка авиауслуг в период с 2001 по 2009 гг.

Практическая  значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по повышению эффективности деятельности российских авиаперевозчиков. Результаты исследования и приведенные рекомендации могут быть использованы как в работе федеральных и отраслевых ведомств и институтов, так и при разработке бизнес-моделей и стратегий развития российских авиакомпаний.

Также материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных материалов по таким дисциплинам, как «Управленческая деятельность в области воздушного транспорта», «Международный маркетинг и стратегический менеджмент» и «Международное сотрудничество в сфере гражданской авиации».

Апробация работы была проведена во время выступления автора на Международной научно-технической конференции, посвященной 85-летию гражданской авиации России «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» (22-23 апреля 2008 г., МГТУ ГА). Результаты диссертационного исследования были внедрены в хозяйственной деятельности ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» и в настоящее время используются в аналитической работе.

Публикации. По теме диссертации опубликовано  пять научных работ общим объемом 2,1 п.л., в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура и  объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 154 стр., включает 27 рис., 11 табл., отражающих основное содержание исследования, выводы, а также методологические основы и практические рекомендации.

 

II. ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

В главе 1  «Теоретико-методологические основы анализа проблем участия российских авиакомпаний в сфере международных воздушных перевозок» рассматриваются вопросы, связанные с основами функционирования авиакомпании и глобальной конкуренцией на рынке авиаперевозок, организацией самого рынка международных авиаперевозок, а также дается краткий обзор используемой методологии исследования.

Общеизвестно, что основная сфера применения воздушного транспорта как самого быстрого, но и самого дорогого вида транспорта, – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров (доля грузовых перевозок незначительна). Наряду с собственно перевозками авиакомпании предлагают на рынке широкую гамму услуг, сопутствующих транспортному процессу. Здесь речь идет об удовлетворении дополнительных потребностей, связанных с перемещением, которые могут представлять большой интерес для потребителя.

Информация о работе Проблемы участия российских авиакомпаний в международных воздушных перевозках