Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ НЭ.docx

— 78.11 Кб (Скачать)

     В марте 2011 года в Белоруссии начался  валютно-финансовый кризис. В результате кризиса девальвация белорусского рубля по отношению к доллару  с начала года составила 189%, инфляция за январь—октябрь достигла 88,7% (в том  числе цены на продовольственные  товары выросли на 103,6%), заработная плата снизилась с $527 до $220—260.

Отраслевая  структура национальной экономики - это совокупность отраслей и видов  хозяйственной деятельности, которая  характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями.

       Отрасли национальной экономики  - качественно однородные группы  хозяйственных единиц с особыми  условиями производства в системе  общественного разделения труда,  однородной продукцией и специфической  ролью в процессе расширенного  воспроизводства.

     Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. Мировой ВВП по секторам экономики  распределяется следующим образом: 5 % мирового ВВП создается в сельскохозяйственном секторе, 31 % мирового ВВП - в промышленном секторе и 64 % мирового ВВП - в секторе услуг. Среди стран с низким уровнем дохода наблюдается следующая тенденция: 23 % ВВП создается в сельскохозяйственном секторе, 33 % ВВП - в промышленном секторе и 44 % ВВП - в секторе услуг. В странах со средним уровнем дохода: 2 % - сельскохозяйственный сектор. 35 % - промышленный сектор и 54 % - сектор услуг. В странах с высоким уровнем дохода: 2 % - сельскохозяйственный сектор, 32 % - промышленный сектор и 66 % - сектор услуг.

     В Республике Беларусь прослеживается следующая  структура ВВП: 13 % ВВП формируется  в сельскохозяйственном секторе, 42 % ВВП - в промышленном секторе и 45 % ВВП - в секторе услуг (согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется провести структурную трансформацию  национальной экономики Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в  сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП  должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики).

     11 апреля 2011 года Александр Лукашенко  подписал Программу социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2011—2015 годы. Основные макроэкономические  пункты программы:

  •   увеличение ВВП на 62—68% за пять лет;
  •   рост объёма промышленного производства и продукции сельского хозяйства примерно в полтора раза;
  •   увеличение производства услуг в 1,8—1,9 раза;
  •   рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза;
  •   ликвидация дефицита торгового баланса к 2014 году и выход на положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2015 году.

     Предполагалось, что пункты программы «приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов  населения в 1,7—1,76 раза за пятилетие» 

     3.2 Совершенствование  структуры национальной  экономики

     Удельный  вес сельского хозяйства и  промышленности постепенно сокращается, а сферы услуг – увеличивается. С одной стороны – это признак  формирования постиндустриальной экономики, с другой стороны – структура  в этом направлении меняется слишком  медленно, как бы вопреки всему.

     В Беларуси выделяют пять основных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание. Это традиционная классификация, которая утвердилась еще с советского времени. Она значительно отличается от классификации, принятой в странах Европейского Союза. Особенно это касается отдельного выделения отраслей – транспорт и связь, торговля и общественное питание, строительство. В странах ЕС эти отрасли относятся к сфере услуг.

     Структура экономики Беларуси медленно, но верно  движется в сторону структур экономик развитых стран, то есть в стадию постиндустриального  развития. То есть удельный вес сельского  хозяйства и промышленности постепенно сокращается, а сфера услуг постепенно увеличивается.

     Топ-5 ведущих отраслей в промышленности на данный момент – это:

     1) Топливная промышленность, в том  числе нефтеперерабатывающая промышленность;   

     2) машиностроение и металлообработка;

     3) пищевая промышленность;

     4) химическая и нефтехимическая промышленность;

     5) электроэнергетика.

     На  их долю приходится более 80% объема выпуска  в промышленности или 20% ВВП Беларуси.

     Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами  которых являются существование  в рамках бывшего Советского Союза  и экономический кризис:

  1. несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
  2. энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
  3. относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
  4. недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

     Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую  экономику в мировое хозяйство  с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов:

  • переход на инновационный путь развития;
  • приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции;
  • обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексность развития производительных сил страны и се регионов;
  • концентрация ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ;
  • экологизация экономики;
  • рациональное сочетание системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

     При проведении структурных преобразований следует учитывать опыт государств, добившихся подъема экономики в  относительно короткий срок, конечно, с учетом специфики межотраслевых  комплексов и отраслей страны. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать  отрасли по нижеследующей схеме:

  1. группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство, картофелеводство); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт);
  2. традиционные отрасли промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность);
  3. наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующие человеческий потенциал Беларуси (отрасли и производства, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания).

     Ко  всем группам отраслей необходимо применить  комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой  нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии и т. д. (выборочно). Целевые установки  структурной перестройки экономики  заключаются в снижении доли и  масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий. Приоритеты следует сохранить за информатизацией, программным обеспечением, внедрением нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией энергетической отрасли, развитием биотехнологии и генетики.

     Системный подход к решению проблемы структурной  перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции  означает, что недостаточно принять  некий «план мероприятий» по ее улучшению  — в действующей системе экономических  координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики  и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

     Перед системой государственного регулирования  возникают новые задачи:

  • структурная модернизация экономики;
  • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

     При определении направлений структурных  преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

  • многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;
  • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
  • постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;
  • перехода на инновационный путь развития экономики;
  • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;
  • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;
  • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
  • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
  • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

Информация о работе Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси