В
марте 2011 года в Белоруссии начался
валютно-финансовый кризис. В результате
кризиса девальвация белорусского
рубля по отношению к доллару
с начала года составила 189%, инфляция
за январь—октябрь достигла 88,7% (в том
числе цены на продовольственные
товары выросли на 103,6%), заработная
плата снизилась с $527 до $220—260.
Отраслевая
структура национальной экономики
- это совокупность отраслей и видов
хозяйственной деятельности, которая
характеризуется их количественным
соотношением и взаимосвязями.
Отрасли национальной экономики
- качественно однородные группы
хозяйственных единиц с особыми
условиями производства в системе
общественного разделения труда,
однородной продукцией и специфической
ролью в процессе расширенного
воспроизводства.
Традиционно
в национальных экономиках выделяют
три сектора: 1) сельскохозяйственный
сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор
услуг. Мировой ВВП по секторам экономики
распределяется следующим образом:
5 % мирового ВВП создается в сельскохозяйственном
секторе, 31 % мирового ВВП - в промышленном
секторе и 64 % мирового ВВП - в секторе услуг.
Среди стран с низким уровнем дохода наблюдается
следующая тенденция: 23 % ВВП создается
в сельскохозяйственном секторе, 33 % ВВП
- в промышленном секторе и 44 % ВВП - в секторе
услуг. В странах со средним уровнем дохода:
2 % - сельскохозяйственный сектор. 35 % -
промышленный сектор и 54 % - сектор услуг.
В странах с высоким уровнем дохода: 2 %
- сельскохозяйственный сектор, 32 % - промышленный
сектор и 66 % - сектор услуг.
В
Республике Беларусь прослеживается следующая
структура ВВП: 13 % ВВП формируется
в сельскохозяйственном секторе, 42
% ВВП - в промышленном секторе и 45
% ВВП - в секторе услуг (согласно
НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется
провести структурную трансформацию
национальной экономики Республики
Беларусь в следующем направлении:
7 % ВВП должно формироваться в
сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП
- в промышленном секторе и 65 % ВВП
должно создаваться в секторе услуг,
с учетом роста производства по всем секторам
национальной экономики).
11
апреля 2011 года Александр Лукашенко
подписал Программу социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2011—2015 годы. Основные макроэкономические
пункты программы:
- увеличение
ВВП на 62—68% за пять лет;
- рост
объёма промышленного производства и
продукции сельского хозяйства примерно
в полтора раза;
- увеличение
производства услуг в 1,8—1,9 раза;
- рост
инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97
раза;
- ликвидация
дефицита торгового баланса к 2014 году
и выход на положительное сальдо торговли
товарами и услугами в 2015 году.
Предполагалось,
что пункты программы «приблизят
качество жизни населения к европейскому
уровню, позволят обеспечить рост реальных
располагаемых денежных доходов
населения в 1,7—1,76 раза за пятилетие»
3.2
Совершенствование
структуры национальной
экономики
Удельный
вес сельского хозяйства и
промышленности постепенно сокращается,
а сферы услуг – увеличивается.
С одной стороны – это признак
формирования постиндустриальной экономики,
с другой стороны – структура
в этом направлении меняется слишком
медленно, как бы вопреки всему.
В
Беларуси выделяют пять основных отраслей
– промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт и связь, торговля
и общественное питание. Это традиционная
классификация, которая утвердилась еще
с советского времени. Она значительно
отличается от классификации, принятой
в странах Европейского Союза. Особенно
это касается отдельного выделения отраслей
– транспорт и связь, торговля и общественное
питание, строительство. В странах ЕС эти
отрасли относятся к сфере услуг.
Структура
экономики Беларуси медленно, но верно
движется в сторону структур экономик
развитых стран, то есть в стадию постиндустриального
развития. То есть удельный вес сельского
хозяйства и промышленности постепенно
сокращается, а сфера услуг постепенно
увеличивается.
Топ-5
ведущих отраслей в промышленности
на данный момент – это:
1)
Топливная промышленность, в том
числе нефтеперерабатывающая промышленность;
2)
машиностроение и металлообработка;
3)
пищевая промышленность;
4)
химическая и нефтехимическая промышленность;
5)
электроэнергетика.
На
их долю приходится более 80% объема выпуска
в промышленности или 20% ВВП Беларуси.
Для
экономики Республики Беларусь характерны
ряд структурных деформаций, причинами
которых являются существование
в рамках бывшего Советского Союза
и экономический кризис:
- несоответствие
структуры производства внутренним потребностям
страны и внешнему спросу;
- энерго- и
материалоемкость выпускаемой промышленной
продукции, что порождает зависимость
от импортных поставок топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов;
- относительно
высокий уровень физического и морального
износа активной части основных фондов
вследствие недостатка инвестиционных
ресурсов;
- недостаточный
уровень развития наукоемких экспортных
производств, имеющих высокую долю добавленной
стоимости.
Для
преодоления возникших деформаций
необходимо, с учетом национальных
особенностей, оптимально встроить белорусскую
экономику в мировое хозяйство
с использованием дву- и многосторонних
связей; обеспечить модернизацию структуры
экономики и направление роста ее наукоемкости,
экологической сбалансированности и энергоэффективности;
перевести систему управления экономикой
на корпоративные принципы и обеспечить
на этой базе формирование качественно
новых стимулов инновационной активности.
При преобразовании структуры экономики
предстоит усовершенствовать межсекторные,
межотраслевые, и межрегиональные пропорции
(между государственным и частным секторами;
производством, потреблением и накоплением;
отраслями специализации, ориентированными
на экспорт продукции, и вспомогательными
и обслуживающими производствами; промышленностью
и сельским хозяйством; отраслями, производящими
товары, и сферой услуг; между крупным
и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции
в уровне социально-экономического развития
областей, усилить социальную ориентацию
преобразований. С учетом вышеизложенного
при выделении направлений структурных
преобразований следует исходить из следующих
основных принципов:
- переход на
инновационный путь развития;
- приоритетность
развития наукоемких, высокотехнологических,
конкурентоспособных, экспортоориентированных
импортозамещающих нересурсоемких отраслей
и производств с высокой долей добавленной
стоимости;
- учет факторов
глобализации экономики, региональной
интеграции;
- обеспечение
рационального использования природно-экономических,
демографических и других местных ресурсов;
- комплексность
развития производительных сил страны
и се регионов;
- концентрация
ресурсов на эффективном использовании
конкурентных преимуществ;
- экологизация
экономики;
- рациональное
сочетание системы государственного регулирования
и рыночного саморегулирования, государственной
поддержки наиболее эффективных предприятий
и производств.
При
проведении структурных преобразований
следует учитывать опыт государств,
добившихся подъема экономики в
относительно короткий срок, конечно,
с учетом специфики межотраслевых
комплексов и отраслей страны. Исходя
из этого, целесообразно сгруппировать
отрасли по нижеследующей схеме:
- группа отраслей
и производств, базирующаяся на использовании
региональных факторных условий и ресурсов,
ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических,
поступающих в республику по магистральным
нефте- и газопроводам (специализированные
отрасли и производства АПК (животноводство,
льноводство, картофелеводство); лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность; промышленность строительных
материалов; электроэнергетика; топливная;
химическая и нефтехимическая промышленность;
транспорт);
- традиционные
отрасли промышленности, обладающие высоким
научно-техническим потенциалом и способные
в относительно короткие сроки повысить
уровень конкурентоспособности выпускаемой
продукции и создать новые ее виды, соответствующие
потребительским характеристикам мирового
и внутреннего рынков, но нуждающиеся
в государственной поддержке (тракторное,
сельскохозяйственное, дорожное и транспортное
машиностроение, автомобиле- и станкостроение,
черная металлургия и легкая промышленность);
- наукоемкие
экспортоориентированные отрасли и производства,
реализующие передовые достижения научно-технического
прогресса и наиболее полно использующие
человеческий потенциал Беларуси (отрасли
и производства, разрабатывающие и внедряющие
новейшие и высокие технологии: прецизионные,
лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный
синтез; технологии, основанные на применении
новых видов сырья, конструкционных материалов,
катализаторов; производства по выпуску
материалов для микро- и наноэлектроники,
композиционных материалов, по синтезу
новых химических соединений; предприятия
по химическому и биологическому синтезу
фармацевтических средств, биологически
активных соединений и пищевых добавок,
биологических средств питания и защиты
растений и животных; производства, реализующие
технологии тонкого химического синтеза,
нанотехнологии; импортозамещающие производства;
подотрасли системы образования и научного
обслуживания).
Ко
всем группам отраслей необходимо применить
комплекс методов государственного
регулирования — снижение налоговой
нагрузки, льготное кредитование, прямые
государственные инвестиции и субсидии
и т. д. (выборочно). Целевые установки
структурной перестройки экономики
заключаются в снижении доли и
масштабов энерго- и материалоемких
производств, замене неэффективных технологий.
Приоритеты следует сохранить за информатизацией,
программным обеспечением, внедрением
нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией
энергетической отрасли, развитием биотехнологии
и генетики.
Системный
подход к решению проблемы структурной
перестройки и повышению на ее
основе конкурентоспособности продукции
означает, что недостаточно принять
некий «план мероприятий» по ее улучшению
— в действующей системе экономических
координат его реализация вряд ли
сможет оказать длительное, устойчивое
воздействие на структуру экономики
и конкурентоспособность. Необходимо
обновить не только технологии и парк
действующего оборудования, но и воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуры
экономики, набор инструментов, стимулирующих
работу предприятий.
Перед
системой государственного регулирования
возникают новые задачи:
- структурная
модернизация экономики;
- полноценное
включение механизмов рыночной конкуренции
и механизма коммерциализации нововведений,
что в совокупности обеспечит долгосрочный
рост конкурентоспособности белорусской
экономики.
При
определении направлений структурных
преобразований экономики необходимо
исходить из принципов:
- многоукладности
экономики, обеспечения равных условий
хозяйствования всем юридическим и физическим
лицам;
- концентрации
ресурсов на эффективном использовании
конкурентных преимуществ как базовых
точек роста и приоритетных направлений
структурной политики;
- постепенной
трансформации отношений собственности,
развития предпринимательства, либерализации
всех видов экономической деятельности;
- перехода
на инновационный путь развития экономики;
- социальной
ориентации перспективной структуры экономики,
ускоренного развития сферы услуг;
- приоритетности
развития наукоемких, высокотехнологичных,
конкурентоспособных, экспортоориентированных
и импортозамещающих нересурсоемких отраслей
и производств с высокой долей добавленной
стоимости;
- учета факторов
глобализации экономики, региональной
интеграции в первую очередь с Россией
и другими странами СНГ;
- гармонизации
развития крупного производства (создание
национальных и вхождение в транснациональные
корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
- обеспечения
рационального использования природно-экономических,
демографических и других местных ресурсов;
- комплексного
развития производительных сил страны
и ее регионов;
- экологизации
экономики, сохранения окружающей среды
для нынешнего и будущих поколений;