Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ НЭ.docx

— 78.11 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в  жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается  отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению  государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней  командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

     Анализ  эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед  страной социально-экономических  задач в значительной степени  тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

     Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных  теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов  хозяйствования и недооценивающих  роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени  тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных  ограничений вынуждая руководителей  принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный  недостаток капитальных вложений, невысок  уровень конкурентоспособности  белорусских товаров, чрезмерен  уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка  Республики Беларусь, действия государственных  органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных  проблем создает трудности в  обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная  реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

     В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в  прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и  приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования  макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

     Беларусь  завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции  социально-экономического развития и  выход Республики Беларусь по большинству  макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная  пятилетка призвана обеспечить переход  страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Национальная экономика: основы функционирования и развития 

     1.1. Национальная экономика:  понятие, содержание  и характеристика

     Термин "национальная экономика" активно  вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия "экономика суверенной страны" наряду с терминами "народное хозяйство", "экономика республики". Слово "национальный" акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается  в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в  этническом аспекте.

     Следует различать национальную экономику  как науку и как область  хозяйственной практики.

     Как наука национальная экономика имеет  свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.

     В качестве объекта национальная хозяйственная  система страны исследуется рядом  экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической  историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.

     Предметом исследований выступают социально-экономические  процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной  системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

     Сущность  национальной экономики состоит  в том, что она представляет собой  сложившуюся систему национального  и общественного воспроизводства  государства, в которой между  собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного  исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности  национальной экономики оказывают  исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда  и т. д.

     В. В. Леонтьев определяет национальную экономику  как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.

     Изучению  национальной экономики посвящен ряд  смежных с ней наук и учебных  дисциплин:

     1) экономика промышленности;

     2) экономика строительства;

     3) экономика сельского хозяйства;

     4) экономическая теория.

     Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

  • суверенитет нации и государства;
  • территориальная целостность;
  • единство экономического пространства и юридической среды;
  • общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
  • наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;
  • развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
  • эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

     Национальная  экономика как сложная система  включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

     В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и  отношений.

     В структурном плане - это хозяйственные  комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

     В функционально-ресурсном плане - это  совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

     В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов  национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

     По  уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

     Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального  рынка опосредованы:

  • формами и правами собственности;
  • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
  • финансовыми потоками (денежной массы - наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
  • юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений).

     Социально-экономические  процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат  характеризуются комплексом важнейших  социально-экономических показателей  и макропараметров, в том числе  накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например, в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы.

     Ключевыми макроэкономическими параметрами  являются эффективность и конкурентоспособность  национальной экономики, характеризующие  состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе  мирохозяйственных связей, мировой  экономике.

     Функционирование  и развитие национальной и в целом  всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы – это  то, что необходимо для производства благ – товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика  располагает ими, зависят темпы  ее развития.

     Соединение  экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.

     Совокупный  экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность  отраслей национальной экономики производить  определенные блага, отличающиеся качественными  и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

     Основным  составными элементами совокупного  экономического потенциала являются:

     1) человеческие ресурсы, а именно  их количество и качество;

     2) объем и структура производственного  потенциала промышленности;

     3) объем и структура потенциала  сельского хозяйства;

     4) протяженность, качество и структура  транспортной системы страны;

     5) научно-технический потенциал страны;

     6) степень развития непроизводственной  сферы экономики;

     7) количество, качество и степень  рациональности использования полезных  ископаемых.

     Совокупный  экономический потенциал непосредственно  зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики  в системе мировой экономики.

     Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты  его использования отличает степень  развития национальной экономики, так  как определение совокупного  экономического потенциала производится при соотнесении объемов и  структуры фактического производства благ и степени использования  производственных мощностей – производственного  потенциала.

Информация о работе Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси