Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:43, курсовая работа
Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Анализ
эффективности функционирования национальной
экономики Республики Беларусь показывает,
что решение стоящих перед
страной социально-
Некритический
перенос в белорусскую
В
Основных положениях Программы социально-
Беларусь
завершает второе пятилетие нового,
XXI века. В отличие от первого пятилетия,
закрепившего положительные тенденции
социально-экономического развития и
выход Республики Беларусь по большинству
макроэкономических показателей на
уровень докризисного 1990 года, очередная
пятилетка призвана обеспечить переход
страны на инновационный путь социально-экономического
развития. Этот переход предстоит осуществлять
в сложнейших условиях мирового экономического
развития, которые определяются нарастанием
противоречий между обществом и природой
в использовании минерально-сырьевых
и топливно-энергетических ресурсов, запасы
которых ограничены, а в ближайшие десятилетия
важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны,
увеличением экономических, политических,
культурных и других противоречий между
экономически развитыми и развивающимися
странами.
Глава
1. Национальная экономика:
основы функционирования
и развития
1.1. Национальная экономика: понятие, содержание и характеристика
Термин
"национальная экономика" активно
вошел в научный оборот, управленческую,
хозяйственную практику последнего
десятилетия как синоним
Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.
Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.
В качестве объекта национальная хозяйственная система страны исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.
Предметом
исследований выступают социально-
Сущность
национальной экономики состоит
в том, что она представляет собой
сложившуюся систему
В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.
Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:
1) экономика промышленности;
2) экономика строительства;
3) экономика сельского хозяйства;
4) экономическая теория.
Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.
В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане - это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.
В функционально-ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.
В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:
Социально-экономические
процессы, протекающие в национальной
экономике, в своей совокупности
образуют единый процесс воспроизводства,
который охватывает четыре стадии:
производство, распределение, обмен, потребление.
Их функционирование и конечный результат
характеризуются комплексом важнейших
социально-экономических
Ключевыми
макроэкономическими
Функционирование и развитие национальной и в целом всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы – это то, что необходимо для производства благ – товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.
Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.
Совокупный
экономический потенциал
Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:
1)
человеческие ресурсы, а
2)
объем и структура
3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;
4)
протяженность, качество и
5)
научно-технический потенциал
6)
степень развития
7)
количество, качество и степень
рациональности использования
Совокупный
экономический потенциал
Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.
Информация о работе Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси