Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ НЭ.docx

— 78.11 Кб (Скачать)

     - высокая трудовая мораль, основанная, прежде всего, на протестантской  этике: трудолюбии и вере большинства  граждан в собственные силы.

     Перечисленные характеристики - основа либеральной  экономической модели Соединенных  Штатов. Но в последние десятилетия  важное значение приобретают семь новых экономических тенденций, связанных с развитием научно-технической революции.

     Во-первых, одной из важнейших черт современного экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное  и мелкосерийное производство, которое  способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения (как в материальном производстве, так и в сфере услуг) новых поколений техники, основанных на использовании микропроцессоров, микроэлектроники, программируемой автоматизации и биоинженерии.

     Во-вторых, в структуре американской экономики  постоянно повышается уровень ее наукоёмкости. С одной стороны, он определяется общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения. С другой стороны, немалую роль играет становление и выделение группы отраслей экономики с чрезвычайно высокой зависимостью их производственных результатов от расходов на НИОКР. Общий объем затрат на НИОКР в 2007 г. превысил 280 млрд. долларов (2,65% ВВП)  - рекордный уровень за всю историю страны. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

     В-третьих, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало  формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый  элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее  время невозможно.

     В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия  обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. В начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль играет система Интернет: согласно оценкам, объем «электронных» коммерческих сделок в 2007 г. достиг 1,6 трлн. долларов. Растет масштаб деятельности принципиально новой отрасли - специализированных компьютерных услуг, которые представляют более 80 тыс. фирм.

     В-четвертых, роль и масштабы сферы услуг США  не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в 2005 году здесь было сосредоточено  около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов. Всего же «услуги» создавали около 80% ВВП.

     Значение  этой сферы, однако, не исчерпывается  ее растущей долей в производстве ВВП и концентрацией здесь  ресурсов и капитала. Многие отрасли  услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики  в долговременном плане, став «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и  научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.

     Именно  эти отрасли, наряду с их значением  для научно-технического потенциала, вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, который  приобрел особое значение в современной  высокоразвитой экономической системе. И это еще одна принципиальная особенность сформировавшейся в  США модели экономики.

     В-пятых, серьезные перемены происходят в  отношениях собственности. Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. Таким образом, корпоративная частная  собственность стала преобладающей  по сравнению со всеми другими  формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения  дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение  и заняли свою нишу на рынке и  новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и  потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

     В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка  труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. А поскольку  влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость  и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.

     Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными  запасами. Механизм цикла изменился  не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное  регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и  денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной  системы (ФРС), нормы обязательного  резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование  величиной налоговых поступлений  в бюджет позволяют в нужное время  или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать  ее рост.

     Поэтому, в-седьмых, характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI века - все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2007 году.  В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации - использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ.

     Регулирование внешнеэкономических деятельности США включает в себя комплекс экономических  и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий  для расширенного воспроизводства  капитала и роста прибылей американских монополий.

     Правительство США в своей внешнеэкономической  политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих экспансии американских монополий  в области торговли товарами и  услугами и в сфере приложения капиталов. На протяжении всего послевоенного  периода значительную роль в государственном  финансировании американского экспорта играли программы помощи иностранным  государствам. Они способствуют укреплению экономических позиций американских корпораций в Азии, Африке и Латинской  Америке и являются эффективным  оружием в борьбе с иностранными конкурентами.

     За  последние 4 десятилетия США держат первое место в мировой торговле. Хотя конкуренция от Японии и Западной Европы растет. Все равно США –  лидер по многим показателям экономического развития. Объем товарооборота 1 трлн. 176 млрд. долларов. Экспорт подсчитывается по ценам ФОБ, а импорт по ценам  СИФ. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки дают сбыт для 1/4 продукции машиностроения, 1/5 по двигателям и турбинам, более 2/5 по самолетам. На услуги приходится 20 % экспорта. По экспорту услуг США занимает первое место. Торговля услуг растет в 2 раза быстрее, чем торговля товарами.

     США активно использует преимущества МРТ. За счет импорта, США удовлетворяет  потребности в стали, текстиле. Доля импорта в ежегодных продажах автомобилей в США составляет 30 %. Из них: 19 % из Японии, более 4 % из Западной Европы; 4 % из Южной Кореи. Структура товарного импорта США:

  •     готовая продукция – 77 %,
  •    в том числе машины, оборудование и транспортные средства – 44 %,
  •    офисное и телекоммуникационное оборудование – 15,3 %, топливо – 10%.

     Самый крупный рынок – Канада. Удельный вес Канады в экспорте США составляет 22 %, а в импорте – 19 %. Второй по величине партнер Япония. Доля Японии в экспорте США составляет более 10 %, а доля в импорте – 18,8 %. Третье место у стран ЕС. Самый крупный  партнер из развивающихся стран  – Мексика. Удельный вес Восточной  Европы и стран СНГ в экспорте США – 1,3 %, в импорте – 0,3 %.

     Одна  из особенностей внешней торговли –  огромный дефицит торгового баланса. Суть внешнеторговой политики США –  всемерное стимулирование экспорта без сокращения импорта.

     Особенности внешнеторговой политики США:

     1) США занимают лидирующие положение  там, где есть система взвешенного  числа голосов, т.к. 12.5 % мирового  товарооборота приходится на  США;

     2) используют средства внешней  политики для достижения политических  целей. Торговля – средство  политического давления;

     3) высокая динамичность развития  темпов торговли. Темпы развития  экспорта и импорта составляю  6,5 % ежегодно. Импорт – 7 %;

     4) достаточно крепкая позиция доллара.

     5) невысокие экспортно-импортные квоты  (экспортные – 9,6 % и импортные  – 10,5 %) по сравнению с Западной  Европой (экспортная квоты в  Европе – 20 %, а импортная –  25-18 %)., т.к. внутренний рынок емкий  и большой;

     6) меньшая зависимость, по сравнению  с другими странами от импорта  сырья. Богатые запасы природных  ископаемых;

     7) больший удельный вес в торговле  развивающихся стран (34-35 %), по  сравнению с другими странами (Германия). Вывоз капитала способствует  увеличению объема торговли и  развитию двухсторонних торговых  отношений;

     8) захват монопольного положения  на мировых рынках с помощью  крупных ТНК. На США приходится 30 % от всего числа ТНК (всего  около 45000);

     9) наличие внешнеторгового дефицита, т.е. сальдо торгового баланса  отрицательно. Первое место занимает  Япония, а второе Китай. Самый  большой дефицит с Японией.  Но положительное сальдо в  торговле с ЕС;

     10) издержки на заработную плату  в США растут медленнее, чем  в Японии и ЕС;

     11) использование внешнеэкономических  связей как средство внешней  политики. США используют различные  инструменты для нажима на  страны, например такие как: санкции,  эмбарго, запреты, ограничения.  Например, против Кубы, Ирака, Ливии,  РФ, т.е. сокращают или прекращают  торговлю или закупки в этих  странах, даже в ущерб экономическим  интересам своей страны. За 1992-96 гг. США потеряли 140 млрд. долларов из-за  введения различных запретов  по торговле.

     12) высокая динамичность развития. Высокие темпы прироста экспорта  и импорта, что превышает мировые  (1997 г.). Экспорт увеличился в 3,5 %, импорт – на 5 %.

     Несмотря  на дефицит внешней торговли в 150 млрд. долларов, США проводят политику не на сокращения импорта, а на всемерное  расширение экспорта. При этом применяют:

  •   государственное финансирование экспорта;
  •   содействие экспорту товаров и услуг;
  •   проводят политику либерализации экспортного контроля;
  •   оказывают помощь мелкому и среднему бизнесу, который участвует во внешней торговле;
  • способствует продвижению товаров, как на внутренние, так и на внешние рынки.

Информация о работе Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси