Другая
важная проблема – формирование доступной
системы инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства,
связанной с государственным регулированием
и налогообложением предпринимательской
деятельности. В условиях глобального
экономического кризиса проблема расширения
доступа малых и средних компаний к финансированию
проектов обострилась.
К
числу значимых методологических проблем
относится усиление комплексного характера
осуществляемых мер поддержки малого
бизнеса через систему государственных
программ. Речь в данном случае идет
о преодолении ситуации, когда
поддержка оказывается не комплексно,
«однобоко» и, как следствие, - весьма
часто мало результативно. Например,
значительные средства - как на федеральном,
так и на региональном уровне - тратились
и по-прежнему тратятся на обучение
предпринимателей. Однако часто такие
усилия не дают должной отдачи, т.к.
действующие программы поддержки
не содержат идеи «автоматического»
подкрепления полученных знаний предпринимателей
необходимым им минимумом «стартового
капитала», возможностью получения
лизинговых услуг или приобретения
франчайзы, возможностью достаточно льготной
аренды производственного/торгового
помещения и пр. Реализация комплексного
характера поддержки требует
качественно нового подхода к
сбалансированности и взаимоувязке
различных блоков государственных
программ с учетом реальной потребности
тех или иных категорий малых
предпринимателей - как действующих, так
и потенциальных - в тех или иных мерах
(формах) поддержки. При этом, если ранее
приоритет неизменно отдавался поиску
стартового капитала, то теперь все более
актуализируется проблема так называемой
«имущественной поддержки» МП путем выделения
им нежилых помещений, перераспределения
территорий и помещений предприятий за
счет разукрупнения или реструктуризации
фактически бездействующих предприятий
ли предприятий-банкротов, конверсионных
предприятий, путем создания на их основе
специальных производственных баз и технопарков
и пр.
Организационно-институциональные
проблемы государственных программ
поддержки МП порождены отсутствием
на сегодняшний день единой полномочной
и ответственной исполнительной
вертикали осуществления государственной
политики в отношении малого бизнеса,
в том числе и в плане
реализации целевых программ поддержки
МП. На сегодняшний день структура
органов власти и управления, обеспечивающих
государственную поддержку и
взаимодействие с МП в различных
регионах России весьма неодинакова. В
системе исполнительной власти субъектов
Российской Федерации этими вопросами
занимает множество органов с
различным статусом, функциями, полномочиями
и ответственностью. Более того,
часто эти органы формально представляют
разные направления социально-экономической
деятельности (а именно, министерства,
комитеты, департаменты, управления, отделы
и пр.). Это приводит к неопределенности
на местах статуса заказчика/исполнителя
региональных программ развития и поддержки
МП, а также негативно влияет на
возможности взаимодействия специализированных
федеральных и региональных органов
поддержки МП, в частности, в процессе
согласования и взаимодействия соответствующих
федеральных и региональных программ.
Примерно такая же ситуация складывается
и с юридическим (организационно-правовым)
статусом региональных фондов поддержки
МП (специализированные региональные
фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех
субъектов Федерации), что затрудняет
их рабочее взаимодействие с Федеральным
фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными
институтами, так или иначе действующими
в интересах малого бизнеса.
Особой
проблемой в финансовом аспекте
реализации целевых государственных
программ поддержки МП является усиление
роли банковских институтов. Речь идет
об их участии в финансировании (точнее
- самофинансировании) государственных
программ поддержки МП с общей
перспективой замещения «фондовой»
модели финансово-операционного обеспечения
указанных программ (рассчитанной преимущественно
на бюджетную «подпитку» программ,
а в целом - только на начальный
этап формирования всей практики государственной
поддержки малого бизнеса) преобладающей
ролью специализированных банков. Нынешнее
же взаимодействие МП с банковско-кредитным
сектором экономики следует расценить
как неудовлетворительное. Это взаимодействие
банков “заморозилось” на уровне преобладающего
значения краткосрочного кредитования,
причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих
операций МП. Роль банков как источника
инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации
незначительна. Это связано с
причинами, лежащими как на стороне
банков, так и вне их.
Ряд
интересных возможностей заключен в
усилении взаимного кредитования предприятий
малого бизнеса, которые уже активно
действуют во многих регионах России.
На
мой взгляд, помощь правительства малому
бизнесу, должна стать неотъемлемой частью
его работы. Состояние малого бизнеса
мне представляется чем-то вроде индикатора
экономики страны в целом, являясь одной
из самых незащищенных частей экономики,
малый бизнес тяжелее всего переносит
кризисы, которые в нашей стране происходят
с завидным постоянством и поддержка государства
ему просто необходима.
2.3.
Государственная
поддержка малого бизнеса
Российские
МСП находятся под влиянием трудностей,
которые возникают на пути их становления.
Одним из проблемных вопросов укрепления
позиций сектора МСП является
вопрос их поддержки и стимулирования.
Государство
уделяет особое внимание сектору
МСП и в период кризиса: из доклада
Минэкономразвития России следует,
что на поддержку сектора МСП
в 2010 г. предусмотрены бюджетные
ассигнования в размере 11 млрд. руб.
Среди приоритетных направлений - поддержка
экспортно ориентированных малых и средних
предприятий, так как именно эти компании
производят конкурентоспособную продукцию.
Следующим важным блоком поддержки является
развитие лизинга МСП (на развитие лизинга
в будущем году планируется направить
3 млрд руб.).5
В программу развития сектора
МСП планируется включить выдачу
грантов, микрофинансирование, строительство
бизнес-инкубаторов, образовательные
программы, промышленные парки.
Также предусмотрено существенное
увеличение региональных программ
поддержки малого и среднего
предпринимательства в субъектах,
входящих в Северо-Кавказский
федеральный округ, и муниципальных
программ монопрофильных городов
<
В отношении налоговой политики
предусмотрены следующие стимулирующие
программы:
-
с 01.01.2010 по 31.12.2012 предусмотрено повышение
предельной величины доходов
налогоплательщика, ограничивающее
его право на применение упрощенной
системы налогообложения (с 30
до 60 млн руб.);
-
на заседании Комиссии по развитию
малого и среднего предпринимательства
под председательством первого
заместителя Председателя Правительства
РФ И.И. Шувалова обсуждался
вопрос об освобождении субъектов
малого и среднего предпринимательства
от уплаты НДС при выкупе
недвижимого имущества в соответствии
с положениями Федерального закона
от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях
отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной
собственности субъектов Российской
Федерации или в муниципальной
собственности и арендуемого
субъектами малого и среднего
предпринимательства, и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации"
Работа
по поддержке малого предпринимательства
ведется не только в пределах государства.
Активно привлекается к сотрудничеству
ряд стран: в ходе третьего заседания
Российско-Польской межправительственной
комиссии по экономическому сотрудничеству
была подписана Программа российско-польского
сотрудничества в сфере малого и
среднего предпринимательства. Эта
программа даст возможность привлечения
дополнительных ресурсов, так как
в последние месяцы наблюдается
восстановление торгового обмена двух
стран: в течение трех месяцев 2010
г. товарооборот в сравнении с
аналогичным периодом 2009 г. увеличился
в 2 раза и составил 5,2 млрд долл. США6
По
мнению представителей крупных инвестиционных
компаний, мировой кризис ликвидности
практически не затронул российский
малый бизнес. Это связано с
тем, что, во-первых, по сравнению с
развитыми западными странами доля
малого бизнеса в российской экономике
очень мала. Во-вторых, в банковском секторе
российские малые предприятия не столь
активно кредитуются, как это делают схожие
по статусу западные компании.
Важным
дополнением к банковскому кредитованию
является лизинг. В 2007 г. основным пользователем
этого вида финансирования выступал
сектор МСП, на долю которого приходилось,
по оценкам рейтингового агентства
"Эксперт РА", около 8,5 млрд долл.
США, что на 90% больше данного показателя
в 2006 г.7В период экономического
кризиса рынок лизинга сократился более
чем на 1/48. Однако, по мнению автора,
спрос на него в качестве дополнительного
финансового источника будет возрастать
вследствие того, что в настоящее время
одной из основных проблем любого предприятия
(в особенности МСП) является изношенность
основных фондов.
Что
касается коммерческих кредитов поставщиков,
то зачастую они используются в случае,
когда нет возможности получить
долгосрочные банковские ссуды. Кредиты
поставщиков в большинстве своем
являются невыгодными: выдаются под
высокую процентную ставку, что является
довольно обременительным для МСП.
Кроме того, коммерческий кредит носит
краткосрочный характер, а МСП
нуждаются в привлечении заемных
средств на долговременной основе.
Вне
зависимости от формы и вида заемные
средства должны подкрепляться соответствующей
гарантией, активами со стороны предприятия,
которых так недостает МСП.
Подобные
недостатки сектора МСП во многих
странах устраняются путем непосредственного
участия государства в распределении
рисков при кредитовании МСП. Для
решения этой задачи обычно создается
специализированная организация с
доминирующим участием государства, с
помощью которой осуществляется поддержка
МСП. Подобный опыт предоставления поручительств
применяется в России с 2003 г. Первое ОАО
"Агентство кредитного обеспечения"
было основано под учредительством правительства
Ленинградской области9. Данная
организация занималась предоставлением
поручительств в качестве гарантии исполнения
обязательств со стороны заемщика при
нехватке залогового обеспечения. Создание
таких организаций оказало благоприятное
воздействие на МСП: их количество до создания
государственных программ поддержки и
организаций по стимулированию сектора
МСП было 844 тыс., в последующие годы наметилась
тенденция роста.
В
настоящее время сектор МСП пока
нуждается в серьезной поддержке
со стороны государства, так как
изначально проигрывает крупным
предприятиям. Неустойчивость (как
финансовая, так и коммерческая),
изношенность основных фондов, немногочисленный
рабочий персонал, достаточно значительный
привлеченный капитал, небольшой масштаб
деятельности - все это свидетельствует
о том, что государству необходимо
выработать ряд комплексных мероприятий
в поддержку МСП.
Для
решения этой задачи необходимо выработать
наиболее приемлемый подход к определению
малого предприятия в целях проведения
сравнительного исследования деятельности
МСП в отдельных странах. Без
четкого определения критериев
отнесения субъектов хозяйствования
к МСП невозможно определить объект
государственной поддержки, что, в
свою очередь, делает бессмысленным
разработку государственной политики
для этого сектора экономики.
Заключение
На
основании вышеизложенного хотелось
бы подвести некоторые итоги.
Малый
бизнес представляет собой мобильную
совокупность юридических и физических
лиц малых предпринимателей, не являющихся
составной частью монополистических структур
и играющих по сравнению с ними второстепенную
роль в экономике государства. Также, малый
бизнес- коммерческое частное предприятие,
отвечающее индивидуальным для каждого
государства и отрасли критериям, прописанным
в соответствующих регламентирующих документах
государственной важности.
В процессе рассмотрения развития
малого бизнеса в России, были
выделены особенности малого
предпринимательства и обозначены
основные и наиболее острые
его проблемы.
Также
мной было выяснено, что основным критерием
разделения предприятий является выручка
и количество работающих на данном предприятии,
которое зависит от отрасли, к которой
принадлежит предприятие.
Особенности
малых фирм, в первую очередь, определяются
их размером. Отсюда вытекает и особая
роль руководителя, и небольшой рынок
сбыта, и исключительная гибкость в
предоставлении товаров и услуг
и высокая доля оборотного капитала
и многие другие черты, присущие только
субъектам малого бизнеса.
Малый
бизнес обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без
которых немыслима его высокая эффективность.
Он способен не только быстро заполнять
ниши, образующиеся в потребительской
сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
А также создавать атмосферу конкуренции
и ту среду предпринимательства, без которой
рыночная экономика невозможна.
Мелкие
предприятия играют заметную роль в
занятости, производстве отдельных
товаров, исследовательских и научно-производственных
разработках.