Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Становление и развитие малого бизнеса в экономике России: Характеристика, проблемы развития, структура, государственная поддержка.
Введение.
Глава 1 Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1.Малый бизнес, понятие и роль в экономике.
1.2.Исторические аспекты развития малого бизнеса.
1.3.Виды малых предприятий.
1.4.Особенности и функции малого предпринимательства.
Глава 2 Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1.Перспективы развития и структура малого бизнеса в экономике России.
2.2.Основные проблемы малого бизнеса.
2.3.Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список литературы.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное
агентство по культуре
и кинематографии
Кемеровский
государственный
университет культуры
и искусств
Проблемы
становления и
развития малого бизнеса
в экономике России
Курсовая
работа
Кемерово
2010
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное
агентство по культуре
и кинематографии
Кемеровский
государственный
университет культуры
и искусств
Культурологический факультет
Кафедра
экономики социальной сферы
Проблемы становления и развития малого бизнеса в экономике России
Курсовая
работа
Исполнитель: Шкуратова Э.А.
Студентка группы: МО-091
Научный руководитель:
Евдокимова Елена Кузьминишна
канд. экон.
наук, доцент
Кемерово
2010
Оглавление
Введение______________________
Глава 1 Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1.Малый
бизнес, понятие и роль в экономике.___
1.2.Исторические
аспекты развития малого
1.3.Виды
малых предприятий.____________
1.4.Особенности
и функции малого
Глава 2 Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1.Перспективы
развития и структура малого бизнеса в
экономике России._______________________
2.3.Государственная
поддержка малого бизнеса._____
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Основу внутреннего рынка страны, как показывает мировая практика, составляет малый бизнес, обеспечивающий львиную долю ВВП. В то же время именно этот бизнес является источником благосостояния той части населения, которая относится к так называемому среднему классу и от настроений которой зависит не только экономическая, но и политическая стабильность государства. Истины вроде бы всем известные. Но о них приходиться напоминать вновь и вновь, потому что условия для развития малого бизнеса, прежде всего с точки зрения налогового законодательства, мягко говоря, в России в настоящее время, к сожалению, далеки от идеальных.
По сути, вот уже в течение целого десятилетия количественные показатели развития малого бизнеса в России практически не изменяются.
По этому поводу, конечно, можно высказать глубокое сожаление, потому что мы, по существу, топчемся на месте. А вот чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно кардинально реструктурировать всю систему мер государственной поддержки малого бизнеса, начиная от создания оптимальных правовых условий для жизнедеятельности бизнеса и кончая непосредственной финансово-кредитной поддержкой малого предпринимательства. Причем для того, чтобы можно было оценивать реальную эффективность этих мер, необходимо создать систему мониторинга состояния малого бизнеса в каждом субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании. Только тогда можно будет придать необходимый импульс для такого развития малого бизнеса, которое необходимо стране в современных условиях.
В решениях проблем становления и развития малых предприятий посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого предпринимательства.
Предпринимательство
выполняет не только экономические
функции, оно теснейшим образом
связано со всеми сферами
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
Цель работы – выявить проблемы становления и развития малого бизнеса в России. Для этого необходимо рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства, а также выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В первой части
работы я предлагаю рассмотреть
истоки и процесс развития малого
бизнеса в Российской Федерации,
а также дать ему определение.
Во второй главе выделить перспективы
и структуру развития малого бизнеса,
далее наиболее острые проблемы и пути
их решения. Также рассмотреть государственную
поддержку малого бизнеса.
Актуальность исследования объясняется тем, что осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности в общем.
Глава1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России
Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью.
Рост малого бизнеса в непростых условиях общего экономического развития России свидетельствует о его внутреннем потенциале. Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения нет. Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
Обычно малый бизнес связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно по этим критериям и различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах эти критерии отличаются, но чаще всего используется следующее деление предприятий:
• крупное – предприятие, имеющее более 500 работников;
• среднее – от 101 до 500 человек;
• малое – до 100 человек.
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям. Также говорится, что микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, в которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес составляют компании занимающиеся предпринимательством, со штатом сотрудников до 100 человек. Это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет. Но следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.
Таким образом, малый бизнес1 – предпринимательская
деятельность, осуществляемая субъектами
рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными
органами или другими представительными
организациями критериях, конституционирующих
сущность этого понятия.
Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса в экономике России