Проблемы становления и развития малого бизнеса в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие малого бизнеса в экономике России: Характеристика, проблемы развития, структура, государственная поддержка.

Содержание

Введение.
Глава 1 Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1.Малый бизнес, понятие и роль в экономике.
1.2.Исторические аспекты развития малого бизнеса.
1.3.Виды малых предприятий.
1.4.Особенности и функции малого предпринимательства.
Глава 2 Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1.Перспективы развития и структура малого бизнеса в экономике России.
2.2.Основные проблемы малого бизнеса.
2.3.Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Черновик.docx

— 71.96 Кб (Скачать)

          Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

          Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.

          Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.

          Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

          Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

          Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:

     - быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования;

     - высокая степень независимости  в действиях;

     - гибкость и оперативность в  принятии в принятии управленческих  решений;

     - способность быстро воспринимать  новые идеи;

     - относительно невысокие расходы  на управление бизнесом;

     - оперативная реакция на изменения  конъюнктуры рынка;

     - способность обходиться меньшими  капиталовложениями в расчёте  на одного работающего;

     - собственники малых предприятий  более склонны к сбережению, у  них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении  успеха.

     В то же время субъектам малого предпринимательства  присущи и определённые недостатки, в частности:

     - высокий уровень предпринимательского  риска, что предопределяет определённую  неустойчивость их положения  на рынке;

     - зависимость от крупных компаний;

          - нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования. 

 

Глава2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе  и пути их решения

2.1.  Перспективы развития и структура малого бизнеса в экономике России 
 

    В условиях последствий современного экономического кризиса одним из наиболее перспективных направлений  оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие малого бизнеса. Эти предприятия  обладают наибольшей мобильностью в  условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры  и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.

    В настоящее время Правительство  РФ уделяет большое внимание вопросам развития малых и средних предприятий (МСП). В соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" основными  целями в данной области являются:

    - развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства в  целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

    - обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

    - обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

    - оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства  в продвижении производимых ими  товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности  на рынок Российской Федерации  и рынки иностранных государств;

    - увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

    - обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

    - увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ,  услуг) в объеме валового внутреннего  продукта;

    - увеличение доли уплаченных субъектами  малого и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, зафиксированной в  Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (далее – ОНДП).

     Основным  инструментом реализации параметров, заложенных в ОНДП и направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является карта проекта № 16 «Развитие  малого и среднего предпринимательства».

       Значение основного индикатора развития сектора малого и среднего предпринимательства –  «Выпуск продукции малых предприятий, процентов к ВВП» в ОНДП и в карте проекта зафиксировано на уровне  29%  к 2012 году.  
 
 
 

Наименование  индикатора Источник 2008 2009 2010 2011 2012
Доля  выпуска продукции малых и  средних предприятий Карта проекта 21 22 23 27 29
ОНДП 21       29

 (% ВВП) 

     Табл. «Выпуск продукции малых предприятий, процентов к ВВП» 

     В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном  и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.

     Целевой показатель, обозначенный в карте  проекта,  – увеличение до 25% доли государственного (муниципального) заказа, размещаемой на торгах через электронные  аукционы, к 2012 году. Необходимо также  установить административную ответственность  должностных лиц заказчиков за несвоевременную  оплату государственных и муниципальных  контрактов, т.к. зачастую именно малые  компании, добросовестно выполнившие  контракт, не могут получить от заказчика  оплату.

     Помимо  внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных  площадок и общероссийского портала  государственных (муниципальных) закупок  за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП «Электронная Россия».

     Целевой индикатор задачи, обозначенный в  карте проекта № 16, – увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных  корпораций, размещаемого у субъектов  малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.3

     На  основании последних данных (за I квартал 2010 г.), представленных в адрес Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации, перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн. 530 тыс. 628 квадратных метров.

     Предлагается  реализовать комплекс мер , направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.

     Оценка  эффективности реализации мероприятий  задачи производится, исходя из доли затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела – снижение в 3 раза к 2012 году.

     За  период 2005-2009 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:

       –  в 56 субъектах Российской  Федерации создаются 106 бизнес-инкубаторов,  из которых 83 бизнес-инкубатора  открыто, 23 – в стадии завершения  строительства;

     –  73 региональных гарантийных фонда  поручительств по кредитам малых  компаний;

     – 23 венчурных региональных компаний и 3 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов;

     –  создаются промышленные парки, из которых  один открыт, один в стадии создания, начато финансирование технопарка.

     На  период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов с  тем, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов , завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее          400 млн. рублей каждый) , сформировать систему промышленных парков и технопарков – не менее 10 объектов к 2012 году. 

 

 

2.2.  Основные проблемы малого бизнеса

Основные  проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, в первую очередь  связаны с той политикой, которую  проводит государство. Какова современная  политика государства в отношении  бизнеса и как малые предприятия  могли бы ее улучшить?

    Главные проблемы развития современного российского  бизнеса находятся в прямой зависимости  от характера и содержания экономической  политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу  Л. Макаревича "Государство в России должно научиться управлять рыночными  реформами" можно считать, по существу, бесспорной.4 Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило. Именно потому экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса. Что это за проблемы?

     Ключевая  проблема малого и среднего предпринимательства  по итогам ежемесячного мониторинга  состояния бизнеса, проводимого  общероссийской общественной организации  «ОПОРА РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации –  спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Кроме того, проблема низкого доступа к офисной  и производственной недвижимости актуальна  для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической  инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес- образования предпринимателя и его работников также является необходимым условием.

Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса в экономике России