Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Становление и развитие малого бизнеса в экономике России: Характеристика, проблемы развития, структура, государственная поддержка.
Введение.
Глава 1 Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1.Малый бизнес, понятие и роль в экономике.
1.2.Исторические аспекты развития малого бизнеса.
1.3.Виды малых предприятий.
1.4.Особенности и функции малого предпринимательства.
Глава 2 Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1.Перспективы развития и структура малого бизнеса в экономике России.
2.2.Основные проблемы малого бизнеса.
2.3.Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список литературы.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:
- быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- высокая степень независимости в действиях;
-
гибкость и оперативность в
принятии в принятии
-
способность быстро
-
относительно невысокие
-
оперативная реакция на
-
способность обходиться
-
собственники малых
В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определённые недостатки, в частности:
-
высокий уровень
-
зависимость от крупных
- нехватка финансовых ресурсов и сложности,
связанные с привлечением внешних источников
финансирования.
Глава2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1.
Перспективы развития
и структура малого
бизнеса в экономике
России
В условиях последствий современного экономического кризиса одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие малого бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.
В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание вопросам развития малых и средних предприятий (МСП). В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными целями в данной области являются:
-
развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства
-
обеспечение благоприятных
-
обеспечение
-
оказание содействия субъектам
малого и среднего
-
увеличение количества
-
обеспечение занятости
-
увеличение доли производимых
субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (
-
увеличение доли уплаченных
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, зафиксированной в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (далее – ОНДП).
Основным инструментом реализации параметров, заложенных в ОНДП и направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является карта проекта № 16 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Значение основного индикатора развития
сектора малого и среднего предпринимательства
– «Выпуск продукции малых предприятий,
процентов к ВВП» в ОНДП и в карте проекта
зафиксировано на уровне 29% к 2012
году.
Наименование индикатора | Источник | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Доля выпуска продукции малых и средних предприятий | Карта проекта | 21 | 22 | 23 | 27 | 29 |
ОНДП | 21 | 29 |
(% ВВП)
Табл.
«Выпуск продукции малых предприятий,
процентов к ВВП»
В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.
Целевой
показатель, обозначенный в карте
проекта, – увеличение до 25% доли
государственного (муниципального) заказа,
размещаемой на торгах через электронные
аукционы, к 2012 году. Необходимо также
установить административную ответственность
должностных лиц заказчиков за несвоевременную
оплату государственных и
Помимо внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных площадок и общероссийского портала государственных (муниципальных) закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП «Электронная Россия».
Целевой индикатор задачи, обозначенный в карте проекта № 16, – увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.3
На основании последних данных (за I квартал 2010 г.), представленных в адрес Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации, перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн. 530 тыс. 628 квадратных метров.
Предлагается реализовать комплекс мер , направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.
Оценка
эффективности реализации мероприятий
задачи производится, исходя из доли затрат
на доступ к технологической
За период 2005-2009 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
– в 56 субъектах Российской Федерации создаются 106 бизнес-инкубаторов, из которых 83 бизнес-инкубатора открыто, 23 – в стадии завершения строительства;
– 73 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний;
–
23 венчурных региональных компаний
и 3 фонда прямых инвестиций, осуществляющих
поддержку инновационных и
– создаются промышленные парки, из которых один открыт, один в стадии создания, начато финансирование технопарка.
На
период до 2012 года предлагается продолжить
реализацию указанных проектов с
тем, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных
и муниципальных бизнес-
2.2. Основные проблемы малого бизнеса
Основные
проблемы, с которыми сталкивается
отечественный бизнес, в первую очередь
связаны с той политикой, которую
проводит государство. Какова современная
политика государства в отношении
бизнеса и как малые
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича "Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами" можно считать, по существу, бесспорной.4 Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило. Именно потому экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса. Что это за проблемы?
Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации – спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Кроме того, проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес- образования предпринимателя и его работников также является необходимым условием.
Информация о работе Проблемы становления и развития малого бизнеса в экономике России