Проблемы социальной политики государства и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики социальной политики государства и ее особенностей в современной экономике, а также разработка путей решения проблем социальной политики РФ.
Объект исследования – социальная политика РФ.
Предмет исследования - социальная политика государства и ее особенности в современной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить понятие и сущность социальной политики государства;
 рассмотреть модели и функции социальной политики;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы социальной политики государства
1.1 Понятие и сущность социальной политики государства
1.2 Модели и функции социальной политики
2 Социальная политика в современной России
3 Проблемы социальной политики государства и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социальная политика государства и ее особенности в современной экономике ворд 97.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о увеличении минимальной заработной платы, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах.    сяцев, а заработную плату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения РФ. Повальная остановка предприятий ведет к увеличению численности безработных, большинство из которых идут в «теневую экономику». Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг проблем социальной политики РФ таким образом замыкается.

 

 

Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, организаций. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

 

3.2 Достоинства и недостатки социальных программ

 

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоев общества.

К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребенка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учетом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия все же являются «подпиткой» для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребенка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением ребенка.

При рождении ребенка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорожденным ребенком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребенка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребенке. Пособие по уходу за новорожденным не велико. На такие средства не возможно существование новорожденного с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребенка работала до декретного отпуска. И вновь встает проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма «присваивания звания» безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.

Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определенный уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своем существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований. Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

 

3.3 Возможные пути решения социальных проблем

 

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

Для улучшения качества жизни российских граждан необходимо совершенствовать социальную политику государства, а именно:

        совершенствовать законодательную базу социальной политики государства;

        стабилизировать финансовое положение государственных внебюджетных социальных фондов;

        погасить задолженности работникам по заработной плате;

        расширить источники финансирования социальных услуг;

        распространить адресную систему социальной поддержки населения;

        ввести единый порядок корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения;

        увеличить размер прожиточного минимума;

        увеличить пенсию.


Заключение

 

Итак, социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение общественных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется на основе интересов людей и является управлением интересами. Она призвана устранять противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, текущими и перспективными интересами общества. Предметами социальной политики государства являются: здоровье людей; поддержка семьи, обеспечение им доступного жилья и достойного качества жизни; забота об инвалидах и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и предоставляются другие гарантии социальной защиты.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К ним можно отнести компенсаторную, элективную и кумулятивную функции. Основными принципами проведения социальной политики являются: защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; обеспечение помощи самым бедным семьям; выдача помощи на случай безработицы; обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Отметим, что социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Однако, состояние социальной сферы РФ все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера.

Для улучшения качества жизни российских граждан необходимо совершенствовать социальную политику государства, а именно: совершенствовать законодательную базу социальной политики государства; стабилизировать финансовое положение государственных внебюджетных социальных фондов; погасить задолженности работникам по заработной плате; расширить источники финансирования социальных услуг; распространить адресную систему социальной поддержки населения; ввести единый порядок корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения; увеличить размер прожиточного минимума; увеличить пенсию.

 

 

 

 

 

 

 


Список использованных источников

 

1.        Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» принят ГД ФС РФ 16.12.1994 (ред. от 02.10.2008)

2.        Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» принят ГД ФС РФ 15.11.1995 (ред. от 23.07.2008)

3.        Андреева А.В. Проблема бедности в России: взгляд Всемирного банка / А. Андреева // Бюджет. - 2007.- № 9.

4.        Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5.        Беляева Л. А. Социальная стратификация и бедность в регионах России. // Социс 2006 № 9 .

6.        Беленький В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации // Социс, 2007, № 5.

7.        Беленький В. Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки. // Социс 2006 № 11.

8.        Богатые и бедные в современной России // Социс. 2004. № 3.

9.        Волкова Л. Т., Минина В.И. Стратегии социологического исследования бедности //Социс.-2007. - №1.

10.   Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социс.-2006.

Информация о работе Проблемы социальной политики государства и пути их решения