Проблемы социальной политики государства и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики социальной политики государства и ее особенностей в современной экономике, а также разработка путей решения проблем социальной политики РФ.
Объект исследования – социальная политика РФ.
Предмет исследования - социальная политика государства и ее особенности в современной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить понятие и сущность социальной политики государства;
 рассмотреть модели и функции социальной политики;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы социальной политики государства
1.1 Понятие и сущность социальной политики государства
1.2 Модели и функции социальной политики
2 Социальная политика в современной России
3 Проблемы социальной политики государства и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социальная политика государства и ее особенности в современной экономике ворд 97.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

В странах, выбравших эту модель, действуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от уровня отчислений от заработной платы [17].

Государства, придерживающиеся «бисмарковской» модели, принято считать либеральными, а придерживающиеся «бевериджской» модели - социальными.

В обобщенном виде различия между социальным и либеральным государством сводятся к сочетанию трех принципов социальной поддержки гражданина со стороны государства и общества:

        что ты имеешь;

        что ты сделал;

        кто ты есть [11].

В социальных государствах система социальной защиты основана прежде всего на принципе «кто ты есть» (к какой возрастной или социальной группе принадлежишь) и частично на принципе «что ты сделал» (трудовой стаж, средний заработок и т.д.). В них действуют мощные перераспределительные механизмы, позволяющие с помощью налогов забирать излишки у богатых в бюджет государства и передавать их в качестве социальной поддержки бедным. Следствием высокого уровня налогообложения в социальных государствах являются относительно низкие темпы экономического роста.

Либеральное государство отдает приоритет темпам роста экономики и снижению налогового бремени. В социальной сфере оно действует главным образом на основе принципа «что ты имеешь» и частично «что ты сделал» и стремится ограничить социальную политику помощью лишь тем, кто не имеет других достаточных доходов (так называемой «адресной» помощью). Социальные права человека обусловлены отчислениями, которые выплачиваются им на протяжении всей активной жизни, т.е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Общественные и муниципальные органы помогают отдельному человеку или семье, когда возможности последних оказываются исчерпанными. В соответствии с идеологией либерального государства это сохраняет стремление индивида к самостоятельности и самореализации и предотвращает перенесение ответственности на общество.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

        компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

        элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

        кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства [23].

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации [14].

 

 

 


2 Социальная политика в современной России

 

Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. ст. 38 - 39).

В этих целях в Российской Федерации создается и развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

        на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

        на жилище (ст. 40);

        на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов и других источников (ст. 41);

        на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

        на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям (ст. 44) [19].

Образование, здравоохранение, доступное жилье - именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразований проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой стороны, радикальный слом существующих экономических механизмов, зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый еще не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребления основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.

Следующая особенность – значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности». Проблема бедности стоит не только в нашей стране, она находится в центре внимания политики правительств всех стран, так как везде существуют неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения [22].

Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль – социально-демографический состав населения. На начальном этапе экономических преобразований в России ядро бедных традиционно составляли так называемые социально-уязвимые слои населения – пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми. В настоящее время центр тяжести отчетливо переместился в другую группу риска – «работающих» бедных, тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин, и, прежде всего, характера занятости получают низкие доходы и в силу этого не могут прокормить себя и свою семью 15, с. 65.

К категории бедных в России принято относить:

        безработных;

        низкооплачиваемых работников, к числу которых принадлежат частично занятые, т.е. работающие на условиях неполного рабочего времени и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы;

        занятых на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях;

        работников, которым задерживают выплату заработной платы;

        значительную часть работников, занятых на государственных и муниципальных предприятиях и в бюджетной сфере;

        часть семей с двумя, тремя и более детьми;

        пенсионеров;

        маргиналов;

        вынужденных переселенцев, беженцев [5].

Такое изменение профиля бедности связано с тем, что переход от закрытого типа экономики к открытому, включение России в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок усилили конкуренцию отечественному производителю. Большинство российских предприятий эту конкуренцию пока проигрывают. Это не приводит к существующему снижению масштабов бедности, а лишь меняет ее профиль, формирует новую группу риска для вхождения в состояние бедности – обуславливает нарастание ее потенциала за счет трудоспособной части общества.

По показателям уровня и структуры доходов, расходов и бедности выделено три социально-уязвимые категории семей безработных:

        первая категория – семьи безработных с безработным главой семьи;

        вторая категория – неполные семьи безработных;

        третья категория – многодетные семьи безработных [11].

Одна из новых групп риска – семьи, в составе которых имеются безработные. Безработица в России – принципиально новое явление в социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х гг. и данный фактор сильно влияет на изменение профиля бедности. Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником денежных доходов большинства населения, то простая неспособность получить работу практически автоматически означает бедность.

Безработица представлена различными категориями населения. Наиболее уязвимыми остаются молодежь, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Имеющиеся вакансии на предприятиях и организациях с невысокой заработной платой, предприятия имеющие задолженность по заработной плате и неудовлетворительные условия труда являются непривлекательными даже для таких категорий безработных. На рынке труда отмечен спрос на кадры рабочих специальностей. Одним из требований, предъявляемые работодателями к потенциальному работнику, остаются стаж работы, наличие высшего образования, возрастные рамки, которые ограничены 45 годами у мужчин и 35 годами у женщин. При поиске людей на особо дефицитные специальности работодатели готовы расширить возрастные рамки при наличии необходимой квалификации и опыта работы. Остается у работодателя дискриминация по половому признаку. Одной из главных причин невостребованности заявок работодателей продолжает оставаться низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, а также несоответствие квалификации ищущих работу граждан требованиям работодателя [4]

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда, а следовательно и по отношению к бедности, являются:

        родители-одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой или необходимой материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время;

        молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения;

        безработные, которые или совсем не получают пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты, в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работу на протяжении длительного времени;

        работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты [11].

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т.д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достигаются выходцами из богатых семей. Они многого лишены. Такие дети недополучают родительской заботы. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Их родители, как правило, малообразованны и не в состоянии помочь в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

Информация о работе Проблемы социальной политики государства и пути их решения