Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение специфики социальной политики государства и ее особенностей в современной экономике, а также разработка путей решения проблем социальной политики РФ.
Объект исследования – социальная политика РФ.
Предмет исследования - социальная политика государства и ее особенности в современной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность социальной политики государства;
рассмотреть модели и функции социальной политики;
Введение
1 Теоретические основы социальной политики государства
1.1 Понятие и сущность социальной политики государства
1.2 Модели и функции социальной политики
2 Социальная политика в современной России
3 Проблемы социальной политики государства и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
При помощи таблицы 1 рассмотрим основные социально-экономические показатели РФ
Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели РФ
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение 2008 к 2007(+-) | Темп роста 2008 к 2007 |
Численность населения, млн. чел. в том числе в возрасте: | 142,2 | 142,0 | 141,9 | -0,1 | 99,9 |
моложе трудоспособного | 22,7 | 22,5 | 22,5 | 0,0 | 100,0 |
трудоспособном | 90,2 | 89,7 | 89,3 | -0,4 | 99,6 |
старше трудоспособного | 29,3 | 29,8 | 30,1 | 0,3 | 101,0 |
Естественный прирост, убыль | -687,1 | -470,3 | -362,0 | 108,3 | 77,0 |
Миграционный прирост, убыль | 154,5 | 258,2 | 257,2 | -1,0 | 99,6 |
Среднегодовая численность занятых | 67174,0 | 68019,0 | 68474,0 | 455,0 | 100,7 |
Продолжение таблицы 1
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение 2008 к 2007(+-) | Темп роста 2008 к 2007 |
Численность безработных, | 4999,0 | 4246,0 | 5289,0 | 1043,0 | 124,6 |
Численность пенсионеров, тыс. чел. | 38325,0 | 38467,0 | 38598,0 | 131,0 | 100,3 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел. | 21,5 | 18,7 | 18,5 | -0,2 | 98,9 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. | 10196,0 | 12602,7 | 14939,2 | 2336,5 | 118,5 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. | 2726,1 | 3115,5 | 4198,6 | 1083,1 | 134,8 |
Из таблицы 1 видно, что численность населения РФ в 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 0,1 млн. чел. и составила 141,9 млн. чел.
Численность населения РФ, в возрасте моложе трудоспособного в 2008 г. не изменилась и составляла 22,5 млн. чел.
Численность населения РФ в трудоспособном возрасте в 2007 г. составляла 89,7 млн. чел., а 2008 г. она уменьшилась на 0,4 млн. чел. и составила 89,3 млн. чел.
Численность населения старше трудоспособного возраста в 2007 г. составила 29,8 млн. чел., а в 2008 г. она увеличилась на 0,3 млн. чел. и составила 30,1 млн.чел.
Отметим, что в 2008 г. убыль населения составила 362,0 млн.чел., что на 23 % меньше уровня 2007 г.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2008 г. составила 68474,0 тыс. чел., что на 0,7 % больше уровня 2007 г. (68019,0 тыс. чел.).
Численность безработных в 2008 г. возросла на 24,6 % и составила 5289,0 млн.чел., что было вызвано экономическим кризисом.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2008 г. сократилась на 0,2 млн. чел. и составила 18,5 млн. чел.
Отметим, что среднедушевые денежные доходы населения в 2008 г. увеличились на 2336,5 руб. и составили 14939,2 руб.
Средний размер назначенных пенсий в 2008 г. также увеличился на 1083,1 руб. и составил 4198,6 руб.
Отметим, что в результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:
становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.
образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.
Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый «челночный» бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.
Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой легентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две ее формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.
Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается еще один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишенных постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.
Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчиненное положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его «блок» (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т. д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда [22].
Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует четкое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).
Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная ее функция, которую, несмотря на ее важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнерства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключенное между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведенного на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее [7].
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:
приоритетность проблем социальной защищенности населения;
повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества;
организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня [19].
Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.
Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.
3 Проблемы социальной политики государства и пути их решения
3.1 Состояние социальной сферы России
Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.
Информация о работе Проблемы социальной политики государства и пути их решения