Проблемы сельского рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Современный аграрный рынок труда на селе сформировался в сложных условиях трансформации аграрного сектора экономики и до сих пор продолжает испытывать негативное воздействие социально экономического кризиса 90-х годов.
Одной из наиболее острых и общегосударственных проблем является регулирование сельского рынка труда с целью повышения занятости и качества жизни, снижения уровня безработицы и улучшения социально - трудового климата на селе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО РОЛЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РОССИИ 12
2.1. ДИНАМИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 12
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 16
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 24
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

В Кировская  области есть и ряд интересных решений для смягчения ситуации на сельском рынке труда, таких, как организация приема сельских безработных на базе мобильного центра занятости населения в селах их проживания, проведение общественных работ по сбору и переработке дикорастущих, организация работы выездных информационно-консуль-тационных пунктов и т. д.

Все перечисленные  меры, безусловно, несколько снижают  напряженность на сельском рынке труда, но не решают проблему кардинально.

С учетом проблем, особенностей и накопившихся деформаций сельского рынка труда становится очевидной необходимость усиления государственного регулирования этого рынка, повышения уровня оплаты в сельскохозяйственной отрасли и развития транспортной инфраструктуры. Необходимы серьезные государственные инвестиции как на развитие крупнотоварных, в том числе несельскохозяйственных, производств (перерабатывающих, лесопромышленных и др.), так и на развитие предпринимательства, товарного ЛПХ, надомничества, других форм самостоятельной занятости. Подобные действия позволят стабилизировать ситуацию на сельском рынке труда, обеспечить воспроизводство рабочей силы и устойчивое демографическое развитие села [14].

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ  МЕСТНОСТИ

     Государственное регулирование занятости и рынка  труда на селе как функция управленческой деятельности в рыночных условиях не только не теряет своего значения, но с  развитием новых форм хозяйствования и изменением структуры собственности в АПК заметно расширяет сферу своего воздействия на социально-трудовые процессы.

В борьбе с безработицей как рыночным явлением, важной задачей является ликвидация длительной (застойной, хронической) безработицы, особенно молодежной. В функции текущего регулирования также должны входить: содействие в поиске безработными вакантных рабочих мест; улучшение качественных характеристик безработных за счет системы переподготовки кадров; поддержка предпринимательства и самозанятости граждан; организация ма териальной поддержки безработных через систему социального страхования; оказание помощи молодежи и другим слабозащищенным группам населения в выборе профессии; прогнозирование потребности в рабочей силе и обеспечение ее согласования с предложением труда.

В сельской местности предстоит освоить  принципиально новую модель занятости  населения, ориентированную на формирование рынка труда и использование  его закономерностей. Снижение объема производства в сельском хозяйстве, закрытие промышленного производства в районных центрах, низкий уровень развития сельской социальной инфраструктуры привели к проблеме занятости трудоспособного населения села, появлению безработицы. Эти обстоятельства диктуют необходимость государственного регулирования занятости сельского населения. Регулирование занятости должно основываться на новых системообразующих принципах экономической активности населения, отвечающих коренным изменениям в формах собственности и социально-трудовых отношений: самозанятости (согласно программе самозанятости населения Российской федерации 2010, каждый безработный, вне зависимости от того, по каким причинам он остался без работы, может получить 58 800 рублей для открытия малого бизнеса ), наемном труде, предпринимательстве. Все это определяет актуальность комплексного изучения вопросов состояния и регулирования занятости и выработки на этой основе практических рекомендаций по улучшению занятости и повышению результативности ее регулирования. Государство все больше снимает с себя ответственность по обеспечению занятости, и все чаще говорит лишь о содействии трудоустройству.

          М.Е.Николаев особо отметил, что  Правительством Российской Федерации  проводится финансирование региональных  программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Общий объем финансирования в 2009 году составил 38 миллиардов рублей. Доля финансирования сельских территорий составила около 17% (6 миллиардов рублей). Вместе с тем около 5 миллиардов рублей оказались нереализованными.

           Особое внимание необходимо обратить  на создание финансовых структур  на селе, привлекая к этому  систему Сбербанка России и  почтовой связи. Без привлечения  финансов для организации малого  бизнеса жителям сельских территорий практически невозможно вырваться из бедности.

Принят  ряд законодательных актов, имеющих  прямое отношение к данному вопросу, в частности:

  • Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»;
  • Региональные программы и постановления «О кадровом развитии», «Кадровое обеспечение АПК»;
  • Региональные программы «Социальное развитие села до 2010 года»
  • Региональные программы «Молодежь региона» и др.

Анализ  имеющихся федеральных и региональных нормативно-правовых актов позволил выявить следующие действующие в регионах мероприятия по поддержке работодателей трудоустраивающих молодых специалистов на селе:

  • В Архангельской области сельскохозяйственным организациям предоставляются субсидии на компенсацию 50 % среднего размера заработной платы по области при условии выплаты молодому специалисту не меньше среднего размера зарплаты;
  • В Тюменской области реализуется присуждение грантов губернатора области руководителям предприятий, привлекающих на работу молодых специалистов, в размере до 100 тыс. руб. ;
  • В Приморском крае осуществляется субсидирование с/х товаропроизводителям части расходов по обеспечению целевой подготовки специалистов в образовательных учреждениях по сельскохозяйственным специальностям.

Также государству следует больше обращать внимание на женский труд сельской местности и поощрять его. Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

В пополнении села высококвалифицированными кадрами, их закрепление на производстве не мало важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. Здесь играют огромную роль строительство жилья и дорог, газификация, расширение медицинского, культурного и бытового обслуживания, налаживание информационно – консультативного обеспечения. Нельзя дальше допускать, что бы село «вымирало», что бы сельского жителя сопровождало чувство безысходности. То, что доступно в этой сфере городскому жителю должно быть доступно и труженику села.

Стоит отметить, что «уровень заработной платы должен базироваться на определении издержек, необходимых для воспроизводства рабочей силы».    Это положение классической политической экономии разделяют на сегодняшний день многие ученые, увидев в российском варианте рыночного саморегулирования экономики, включая и экономику труда, все беды и причины затянувшегося кризиса. Тем более что в новом Федеральном законе от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» признано, что «обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве» является одной из основных целей государственной аграрной политики. Остается надеяться, что это не останется просто декларацией!

Помимо  регулирования заработной платы  для работников сельскохозяйственных предприятий, необходимо создавать  и иные условия для улучшения  состояния современных сельских территорий, а именно создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхозтоваропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п.

Также, на сегодняшний день возникла необходимость совершенствования системы материального стимулирования труда работников сельскохозяйственных организаций. Это приведет к высоким результатам их деятельности. Причем нужно разработать такую систему премирования, которая позволяла бы учесть как индивидуальные, так и коллективные мотивы работников. К тому же формы организации труда в сельском хозяйстве позволяют использовать и индивидуальное, и коллективное премирование, что будет стимулировать высокопроизводительный труд каждого работника и трудового коллектива в целом для достижения личных и коллективных материальных интересов, а также способствовать росту корпоративного духа. Отметим, что некоторые сельскохозяйственные предприятия перешли на новую систему премирования. Государство, на наш взгляд, должно ввести эту систему в обязательном порядке для всего сельского хозяйства.

Сложилась так называемая "российская модель" формирования рынка труда. Она характеризуется  тем, что в России трансформационный  спад в экономике был глубже и  продолжительнее, чем в других странах с переходной экономикой, однако занятость оставалась достаточно устойчивой, малочувствительной даже к его шоковым проявлениям. Рост безработицы растянулся на довольно длительный период. Низкая эластичность снижения занятости и увеличения безработицы по сравнению со спадом производства обеспечивалась разными формами сокращения рабочего времени, распространением неполной занятости и снижением оплаты труда. 

Многие  занятые в потребительских ЛПХ  по величине получаемых доходов находятся  на уровне безработных. Видимо, по этой причине органы статистики не включают их в категорию "занятые в экономике" , но не считают и безработными, относя их к экономически не активному населению. Фактически тем самым они лишены какой бы то ни было государственной поддержки и социальной защиты. Их занятость требует законодательного признания для улучшения условий экономической деятельности и повышения социального статуса.

Среди причин содержания избыточной рабочей  силы (11 % хозяйств) доминируют в основном социальные: неизбежное ухудшение материального положения семей уволенных (70 % ответов) и усиление воровства, пьянства и ухудшение криминогенной обстановки на селе (35 %). Определенную роль играет также сезонность производства.

Весьма  актуальны следующие направления  развития села: повышение оплаты сельскохозяйственного труда и профессионального уровня работников; развитие рациональных форм занятости; расширение несельскохозяйственной занятости; усиление гуманистической функции общества по отношению к занятым в потребительских ЛПХ; совершенствование работы государственной службы занятости; политическая активизация аграрного социума в продвижении и отстаивании своих интересов.

В целом  необходимо провести радикальную модернизацию сельского хозяйства, упорядочить  межотраслевые экономические пропорции и проводить в жизнь поощрительную кредитно-финансовую политику. Примером успешного решения схожих проблем может служить опыт восточных земель Германии, где национальным правительством и Европейским сообществом разработаны и осуществляются инвестиционно насыщенные мероприятия поддержки(5).

Следует повысить ответственность государства  и работодателей за повышение  минимального уровня заработной платы. Весьма актуальны разработка и введение в действие отраслевых минимальных  социальных стандартов заработной платы и других трудовых доходов, по уровню переводящих занятость из формы преимущественно физической в экономическую.

Требуется разработка программ (федеральных, региональных и местных) развития на селе несельскохозяйственных сфер занятости: социальной; промыслов; малого и среднего производства по переработке, транспортировке и хранению сельскохозяйственной продукции; строительства и лесотехнического комплекса с глубокой переработкой древесины. Все эти направления преимущественно инвестиционные. Но некоторые из них, например, возрождение промысловой кооперации, особенно по заготовке и переработке продуктов- "дикоросов" , не требуют больших затрат. Нельзя также забывать и о возможностях сельского туризма, природоохранной деятельности, о предоставлении селом иных общественных благ. Программы должны содержать поощрительные меры кредитно-финансовой поддержки, льготного налогообложения, либерализации правовых механизмов создания и функционирования малого и среднего предпринимательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучение  совокупности трактовок понятия  «рынок труда» позволяет сделать  вывод о том, что единого подхода  к определению нет. В общепринятом выражении «рынок труда» следует  видеть категорию «рынок услуг труда».

На формирование и функционирование рынка труда оказывают влияние различные  факторы, которые можно объединить в следующие группы: экономические, природно-ресурсные, демографические, социальные и экологические факторы. Данные группы факторов представляют собой систему, которая определяет состояние сельского рынка труда, особенности его формирования и эффективного функционирования.

Анализ  социально-экономического и демографического положения в области позволяет  делать вывод  о том, что состояние  социальной инфраструктуры села находиться в критическом состоянии. Уменьшается численность сельского населения. Поэтому очень важна разработка и осуществление адекватной региональной демографической и социальной политики, так как достойное образование, качественная медицина, наличие рынка жилья, доступ к культурным ценностям и другие элементы инфраструктуры обеспечивают более привлекательные условия жизни населения и способствуют повышению качественных характеристик трудовых ресурсов села.

Чтобы присутствововали качественные характеристики представленной рабочей силы, требуется, с одной стороны, увеличения затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, с другой стороны, координации действий со стороны местных органов власти, служб занятости и организации агробизнеса по обеспечению новых рабочих мест кадровыми ресурсами.

Информация о работе Проблемы сельского рынка труда в России