Проблемы сельского рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Современный аграрный рынок труда на селе сформировался в сложных условиях трансформации аграрного сектора экономики и до сих пор продолжает испытывать негативное воздействие социально экономического кризиса 90-х годов.
Одной из наиболее острых и общегосударственных проблем является регулирование сельского рынка труда с целью повышения занятости и качества жизни, снижения уровня безработицы и улучшения социально - трудового климата на селе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО РОЛЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РОССИИ 12
2.1. ДИНАМИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 12
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 16
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 24
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

В течение  последних 5 лет служба занятости  населения Кировской области  проводит мониторинг ситуации в населенных пунктах, не имеющих на своей территории крупных сельхозпредприятий и других организаций. Количество таких сел и деревень ежегодно увеличивается. К примеру, если на начало 2009г. в 249 населенных пунктах 24 районов Кировской области не было реального работодателя, то через год – уже в 273 населенных пунктах 27 районов области. Главной причиной увеличения количества таких населенных пунктов остается продолжающаяся реорганизация (ликвидация) коллективных хозяйств, кооперативов, других хозяйствующих субъектов, а также сложное финансовое положение сельскохозяйственной отрасли в целом. В результате без работодателя остаются как множество мелких деревень и поселков, так и крупные села, где более половины трудоспособного населения были заняты именно на этих предприятиях. На начало 2010 года в таких населенных пунктах области проживало почти 46 тыс. человек, из них более 26 тыс. человек – в трудоспособном возрасте. Из них только четверть имели работу непосредственно на территории своего села (в школах, фельдшерско-акушерских пунктах, магазинах и т. д.), еще 17% трудоспособных ежедневно выезжали на заработки в другие населенные пункты, 18% занимались производством товарной продукции в личных подсобных хозяйствах. Значительная часть трудоспособного населения таких сел (31%) на момент обследования не имела регулярных источников дохода. Процесс сокращения личных подворий там, где они являются основным источником жизнеобеспечения населения, объясняется просто. При отсутствии в селе сельхозпредприятия население не может приобрести дешевых кормов, нет доступа к технике и другим необходимым для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) ресурсам. Да и отсутствие регулярного закупа молочной и животноводческой продукции, во-первых, не стимулирует развитие подворий, особенно в отдаленных от города и районных центров селах, во-вторых, не обеспечивает достаточных и стабильных доходов селянам. Это подтверждается и данными социологического опроса незанятого населения в пяти сельских районах Кировской области. Из 256 респондентов более 70% отметили невозможность прожить в селе только за счет личного подсобного хозяйства, не имея оплачиваемой работы. Подавляющая часть сельских жителей считают, что ЛПХ не решает проблемы безработицы сельского населения, а для того, чтобы оно стабильно приносило доходы, необходимо повышение закупочных цен и формирование устойчивых рынков сбыта. При возможности выбора более половины селян предпочли бы стать наемными работниками, 20% открыли бы собственное дело и лишь 3% занимались бы только личным подсобным хозяйством.

В настоящее  время личное подсобное хозяйство  превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения жителей деревни, а во многих местах стало единственным местом приложения труда. Низкая заработная плата в коллективных хозяйствах и рост безработицы побуждают сельских жителей использовать личное подсобное хозяйство как сферу самостоятельной занятости. Первичная занятость трудоспособного населения в мелкотоварных и низкодоходных ЛПХ приводит к депрофессионализации работников сельского хозяйства, хотя и частично снижает масштабы бедности сельского населения, несколько ретуширует остроту проблемы занятости. По данным обследования органов государственной статистики в мае 2009 года, в Кировской области 349 тыс. человек заняты в домашнем хозяйстве для собственного конечного потребления и 77 тыс. человек – для реализации. Однако отнесение органами статистики части граждан, работающих в ЛПХ, к «занятым выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации…» без учета уровня дохода или юридического оформления деятельности является не только методологически неверным, но и занижает реальный уровень безработицы на селе. Если занятость в ЛПХ не построена на договорных отношениях, соответствующих Трудовому кодексу (например, договор на поставку произведенной на подворье продукции), то эта работа не имеет отношения к занятости. К тому же должен учитываться и уровень дохода работающего. В рекомендации МОТ № 176 введен термин «стабильная занятость», под которой, в первую очередь, понимается должный уровень зарплаты, обеспечивающий воспроизводство работника. Кроме того, должны обязательно производиться денежные отчисления от оплаты труда в социальные фонды (пенсионный и др.), чего не происходит в отношении работающих в ЛПХ. Лица, участвующие в этом трудовом процессе, должны быть признаны либо безработными (если они активно ищут работу и готовы к ней приступить), либо отнесены к категории экономически неактивного населения.

Следует подчеркнуть еще одну особенность  спроса на сельском рынке труда, связанную с сезонностью сельскохозяйственного производства и неравномерностью поступления доходов к сельхозпроизводителям. Максимальный спрос на труд сельского населения приходится на периоды весеннего сева, заготовки кормов, уборки урожая. Значительная доля временных вакантных рабочих мест в селе приводит к тому, что почти 70% сельских жителей области трудоустраиваются на временные и сезонные работы. Поэтому в зимний период, когда временных работ почти нет, ситуация на рынке труда еще более напряженная. Так, на начало этого года на 1 вакансию по рабочей профессии, заявленную в службу занятости Кировской области организациями сельской местности, претендовало 6 человек, по служащим – 3 человека.

Формирование  спроса на рабочую силу в сельской местности происходит в подавляющей части за счет сельскохозяйственной отрасли. Соответственно это отражается и на структуре занятости по видам деятельности. Так, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проводимого органами статистики, в 2010 г. в отраслевой структуре сельской занятости на долю сельского и лесного хозяйства приходилось 36,6% рабочих мест; обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, транспорта, связи, строительства – 22,9%; сферы обслуживания, включая торговлю, – 31,1%; государственного управления – 7,1%, на другие отрасли – 2,5 % рабочих мест.

В отраслевой структуре сельских вакансий основной спрос на рабочую силу также формируется  предприятиями и организациями  сельского хозяйства. К примеру, в 2010г. в Кировской области на их долю пришлось 33,3% от всех вакансий, заявленных в службу занятости в сельской местности. На органы управления – 20,7% вакансий; организации здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, науки – 19,3%; промышленности – 8,1% (см.ПРИЛОЖЕНИЕ З рисунок 6). В структуре вакансий по секторам экономики спрос на рабочую силу формируют почти в равной мере как государственный (51,2%), так и негосударственный (48,8%) секторы экономики.

Предложение рабочей силы на сельском рынке труда, в отличие от городского, формируется в основном на собственном демографическом потенциале. В условиях резкого спада производства практически во всех отраслях экономики села реально сохраняются достаточно высокий уровень предложения труда и значительная скрытая безработица.

      По  мнению некоторых ученых, занимающихся вопросами сельского рынка труда, например, Б.Н. Панина, масштабы накопления излишней рабочей силы в сельском хозяйстве зависят не только от субъективных позиций руководства сельхозпредприятий. Среди причин, по которым хозяйства «придерживают» излишнюю рабочую силу, наиболее значимые, по мнению автора, такие, как высокая стоимость высвобождения работников в связи с необходимостью выплаты «выходного пособия», низкая цена рабочей силы и «благоприятные» условия для задержки зарплаты, ожидание руководителями предприятий оживления сельскохозяйственного производства и в связи с этим роста потребности в рабочей силе, другие причины.

Многие  исследователи сходятся во мнении не только о наличии в сельском хозяйстве избыточной занятости, но и в том, что она сочетается с хроническим дефицитом квалифицированной рабочей силы по отдельным категориям специалистов и рабочих. В Кировской области, например, количество вакансий значительно превышает численность претендентов из числа агрономов, ветеринарных врачей, механизаторов, операторов машинного доения и др. Предложение значительно превышает спрос на рабочую силу по таким профессиям, как санитар, кочегар, уборщик производственных помещений, сторож и др.

Имеет свою особенность и формирование цены рабочей силы на сельском рынке труда, которая в условиях несовершенной конкуренции носит монопсонический характер. В сельской местности, как правило, одному нанимателю рабочей силы (сельхозпредприятию, фермерскому хозяйству) противостоит множество наемных рабочих, а условия для трудовой миграции в другие поселения по различным причинам затруднены. Заработную плату здесь устанавливает руководство сельскохозяйственного предприятия, и она будет тем ниже, чем будет больше предложение рабочей силы. Поэтому роль государственного регулирования цены труда, особенно в селе, заметно возрастает в условиях рыночных отношений. Кроме того, необходимо установление такого уровня минимальной оплаты труда, который бы создавал условия для нормального воспроизводства работников.

Согласно  официальным данным, оплата труда  в сельском хозяйстве является самой  низкой среди отраслей экономики. К  примеру, в Кировской области  среднемесячная заработная плата одного работника сельского, лесного хозяйств и охоты за 2009 год составила около 5 тыс. руб., что значительно ниже среднеобластного уровня (8,2 тыс. руб.). Кроме того, сельские работники постоянно сталкиваются с задержками ее выплаты, а также оплатой труда в «натуральной» форме. На начало января 2010 года из общей суммы задолженности по заработной плате 71,2% (191 млн. руб.) приходилось на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки.

Средняя зарплата в сельской местности Кировской  области по вакансиям, информация по которым передается в службу занятости, составляет: по рабочим профессиям – 4,6 тыс. рублей, по служащим – 4,7 тыс. рублей. При этом заявляемая сельчанами потребность по уровню зарплаты в 2 раза выше и составляет соответственно 8,1 и 12,5 тыс. рублей.

Другая  особенность сельскохозяйственного  труда, которая напрямую влияет на формирование заниженной цены рабочей силы, связана с неэластичным спросом на многие сельскохозяйственные продукты. Увеличение их предложения относительно спроса формирует устойчивую тенденцию к падению доходов работников сельского хозяйства, в том числе в части зарплаты. В сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, практически невозможно обеспечить рыночный контроль над производством, т. к. его объемы во многом зависят от погодных условий. Следовательно, для поддержания рациональной занятости и стабильных доходов населения здесь нужны особые меры государственного воздействия на рынок труда, целенаправленная государственная поддержка, новые нестандартные подходы .

2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В  СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

      В Кировской области найдены интересные нестандартные решения по регулированию ситуации на сельском рынке труда. Наиболее подробно остановлюсь на направлении поддержки предпринимательской инициативы незанятого населения. В области утверждены и реализуются целевые программы «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Кировской области на 2008-2012 годы» и «Государственная поддержка малого предпринимательства в Кировской области на 2008-2012 годы», позволяющие гражданам получать на организацию собственного дела льготные и беспроцентные кредиты (а для депрессивных сельских территорий на определенные виды бытовых услуг и безвозвратные кредиты). Ведь возможность безработных сельских жителей заняться предпринимательством и самозанятостью резко ограничена отсутствием стартового капитала и их профессиональной неподготовленностью.

Отбор претендентов на получение льготных кредитов проводится на организуемых службой занятости бизнес-семинарах, в которых участвуют специалисты местных администраций, налоговой инспекции, работающие предприниматели. Представители районных администраций не только участвуют в отборе потенциальных предпринимателей, но и подробно рассказывают об условиях получения кредитов по областным программам, информируют службу занятости, в каких сельских муниципальных образованиях планируется открытие пунктов бытового обслуживания с тем, что бы можно было адресно подбирать, обучать и готовить людей, проживающих в именно этих населенных пунктах. Финансовые квоты выделены на каждый район области.

Всего в 2009 году проведено 56 обучающих семинаров (в области 36 административно-территориальных  единиц) по организации собственного дела, в которых участвовали почти 1200 безработных граждан. По окончании каждого семинара проводится анкетирование с целью определения готовности человека к предпринимательской деятельности. С прошедшими анкетирование проводятся консультации с приглашением специалистов областного фонда поддержки предпринимательства и Управления по потребительскому рынку администрации области. Организовали собственное дело из обучившихся на подобных семинарах в 2009 году 91 человек. Из них получили финансовую помощь из федерального бюджета, а также кредиты и субсидии из областного – 46 человек. В настоящее время подобная совместная работа по поддержке предпринимательства и самозанятости в рамках областных программ, а с этого года еще и в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», продолжается. В этом году впервые в рамках «Волго-Вятского бизнес-форума», организуемого администрацией области, областным фондом поддержки предпринимательства и службой занятости населения, планируется провести открытую защиту бизнес-планов безработных, прошедших обучение на семинарах по предпринимательству. По решению членов попечительского совета фонда наиболее интересные проекты фонда будут профинансированы.

Информация о работе Проблемы сельского рынка труда в России