Проблемы экономического роста в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

На данный момент число развивающихся стран в мире равно 155. В них проживает около восьмидесяти процентов населения Земли. С каждым годом доля развивающихся стран в мировой торговле растет: согласно докладу Всемирной торговой организации, опубликованному в апреле 2011 года, в 2010 году эта доля достигла рекордных 45%, в то время как доля развитых стран в мировом экспорте оказалась как никогда низка. Все эти данные говорят о растущей роли развивающихся стран в мировой экономике – это несомненно свидетельствует о важности темы этой курсовой работы. Кроме того, данная тема актуальна именно для нашей страны, так как согласно многим показателям она относится к списку развивающихся стран, и, помимо этого, ведет активные торговые и союзнические отношения с другими странами этого списка.

Содержание

Введение 3

История, понятие и особенности развивающихся стран 5


Основные проблемы экономического роста развивающихся стран и возможные пути их преодоления 15


Взаимоотношения Республики Беларусь с развивающимися странами 22

Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Проблемы экономического роста в развивающихся странах.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 

    Теперь  вернемся к отношениям с Венесуэлой. Cоглашение об установлении дипломатических отношений между Венесуэлой и Беларусью было подписано 4 февраля 1997 года в штаб-квартире ООН. Реальное воплощение соглашения началось в июле 2006 года во время первого официального визита Президента Венесуэлы Уго Чавеса в Минск.

    Уже в первые годы определился четкий курс развивающихся отношений: оба государства стремились к налаживанию стратегического партнерства, обусловленного не только существующим уровнем доверия между правительствами и президентами обеих стран, но и растущим объемом товарооборота, сложившимися политическими и культурными связями.

    Совпадение  или близость подходов Беларуси и  Венесуэлы по актуальным внешнеполитическим вопросам создают благоприятные  предпосылки для активизации  взаимодействия на международной арене  и долгосрочного политического  партнерства.

    Взаимопонимание и высокий уровень доверия  между нашими странами обусловлены  совпадением подходов по ключевым международным  проблемам, единством взглядов Минска и Каракаса на будущее многополярного мира.

    Президент Венесуэлы Уго Чавес посещал  Беларусь пять раз: в 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. В декабре 2007 и марте 2010 года состоялись официальные визиты в Венесуэлу Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, во время которых был подписан ряд важных документов, открыто совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти в штате Ансоатеги.

    Активное  взаимодействие на международной арене  и политическое партнерство позволяют  энергично наращивать объемы и расширять  формат торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Венесуэлой.[9]

    Что же до торгово-экономических отношений, то Визиты на высоком уровне способствовали значительному росту товарооборота между двумя странами. Если в 1998 г. он составлял 3,6 млн дол. США, в 2005 г. — 15,6 млн дол., то в 2007 г. — уже 100 млн дол., с прогнозируемым увеличением до 650 млн дол., что ставит Венесуэлу на второе место в регионе по объему экономического сотрудничества (напомним, первое место сохраняет Бразилия c товарооборотом в 1,3 млрд дол.). Существенно расширилась номенклатура экспортируемых товаров — помимо калийных удобрений Беларусь стала поставлять в Венесуэлу сложную высокотехнологичную продукцию.

    В ходе визита правительственной делегации  Республики Беларусь в Венесуэлу  в сентябре 2006 г. было достигнуто соглашение о поставках в эту страну ежегодно 300 тыс. т удобрений, что позволило нашей стране занять 35 % латиноамериканского рынка калия.

    Был также подписан ряд двусторонних соглашений о продаже белорусской  автомобильной техники, достигнута договоренность о создании Минским тракторным заводом сборочного производства в Венесуэле. Это было существенным достижением, поскольку с 1996 по 2006 гг. отечественные тракторы в эту страну не поставлялись.

    Следующий визит белорусской делегации  в Венесуэлу состоялся в марте 2007 г. В центре внимания на переговорах находились конкретные вопросы реализации договоренностей, достигнутых на встрече глав двух стран в июле 2006 г. Были обсуждены такие вопросы, как программа сотрудничества в газификации венесуэльских городов, строительство завода по обогащению фосфата, а также создание совместного предприятия по сборке тракторов и грузовиков. Рассматривался вопрос о направлении развития связей в области нефтехимии, энергетики, архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, а также поставок продукции белорусского машиностроения.

    Всего в ходе визита было подписано 24 документа, в том числе 11 — в нефтегазовой сфере, 4 из которых касаются вопросов создания совместного предприятия  по добыче нефти, организации производства и сборки вибрационных источников, проведения сейсморазведочных работ. Был подписан контракт на поставку пяти источников сейсмических сигналов на сумму более 3 млн дол. США. Был также решен вопрос о создании совместного белорусско-венесуэльского предприятия по сейсморазведке «SeismoVenBel», где белорусской стороне принадлежит 40 % акций (максимум по венесуэльскому законодательству).

    Венесуэльской стороне были переданы проекты контрактов на поставку автотракторной и сельскохозяйственной техники, рассмотрены условия создания совместных предприятий по сборке автомобилей «МАЗ» и «БелАЗ», дорожной и коммунальной техники «Амкодора». Помимо продажи на венесуэльском рынке они будут экспортироваться также в Бразилию и Боливию с перспективой расширения рынка сбыта.

    У. Чавес лично проявил большую  заинтересованность к поставкам  белорусских телевизоров и холодильников  с последующим созданием совместных сборочных производств.

    Была  достигнута договоренность о строительстве кирпичного завода в Венесуэле мощностью 100 млн кирпичей в год на базе отечественных технологий.

    Помимо  этого, во время переговоров с  министром энергетики и нефти  Венесуэлы Р. Рамиресом стороны  договорились об участии белорусских  специалистов в газификации г. Баринас, столицы одноименного штата.

    Венесуэльская сторона также согласовала перечень других городов, для которых белорусские  специалисты подготовили градостроительные  планы развития. Ими стали города-спутники Техериос, Санта Круз дель Сур, Кабрута, Эль Сомбреро, Гуанаре. Кроме того, белорусская сторона подготовила планы интегрального развития для сельскохозяйственных кооперативов, расположенных в штатах Тачира, Кохедес и Гуарико. В г. Техериос белорусские строители начали возводить жилой район на 5 тыс. квартир.

    5 января 2007 г. А. Лукашенко в  качестве основы для будущих  переговоров с венесуэльской  стороной своим указом одобрил  проект Конвенции между правительством  Беларуси и Венесуэлы об избежании  двойного налогообложения и предотвращении  уклонения от уплаты налогов.

    В июле 2007 г. во время проведения в  Венесуэле очередных переговоров  Каракас высказал намерение внести 500 млн дол. США в создание совместного  инвестиционного фонда, основной целью  которого является финансирование совместных проектов.

    Пожалуй, самым известным совместным проектом стало создание компании «PetroVenBel», где белорусской стороне принадлежит 40 % акций (остальные 60 % принадлежат национальной компании Petrуleos de Venezuela S. A.)Белорусской стороне было предоставлено на выбор 13 месторождений, на которых ведется добыча нефти, в результате чего были выбраны два: Гуара-Есте и Лагомедио. Совместное предприятие будет функционировать в течение 25 лет. Подсчитанные запасы данного района составляют 5 млрд баррелей нефти. Предприятие начало функционировать 8 декабря 2007 г. В присутствии президентов двух стран произошло знаменательное событие — нефтяники добыли первое сырье.

    Как ожидается, предприятие значительно  увеличит объем добываемой нефти. В  частности, была поставлена задача выйти на уровень в 10 млн т в год, где 40 % (т. е. 4 млн т) объема будет принадлежать Беларуси. Ввиду экономической целесообразности доставлять нефть из Венесуэлы было решено реализовывать ее в западном полушарии, а выручку использовать для закупки нефти в России.

    Ряд белорусских предприятий заключили  контракты с венесуэльской стороной. Например, «БелавтоМАЗ» к концу 2007 г. поставил в Венесуэлу 240 автомобилей. Планируется создание совместного  производства с объемом выпуска  около 3 тыс. автомобилей в год. Организация такого предприятия займет 3 года, а его стоимость составит 50 млн дол. США.

    Белорусская сторона получила также заказ  на реконструкцию центрального района столицы, сооружение жилого квартала на 5 тыс. квартир, а также на строительство  города-спутника Каракаса, рассчитанного приблизительно на 25 тыс. жителей.[10]

    В заключение стоит сказать, что Беларусь, несомненно, ведет политические и  торговые отношения со множеством развитых стран (как со странами, которые по уровню развития ниже Республики Беларусь, так и с теми, которые выше). Все это, безусловно, помогает развитию экономики и культуры, и в будущем, будем надеяться, эти отношения будут только улучшаться и расширяться. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Современное мировое экономическое развитие неразрывно связано с проблемой отсталости развивающихся стран. В мировом хозяйстве продвижение каждой подсистемы и национальных экономик во многом зависит от состояния всех составных частей в целом. Развивающиеся страны прилагают усилия, чтобы вырваться из положения бедных и беднейших государств. За последние десятилетия в экономическом и социальном развитии мирового хозяйства, в позициях развивающихся стран произошли изменения. В ряде стран основное место в производстве заняла обрабатывающая промышленность, меняется лицо сельского хозяйства.

    Доля  развивающихся стран в мировом производстве увеличилась, но население многих государств Азии, Африки и Латинской Америки за прошедшие десятилетия росло еще быстрее. Разрыв в уровнях экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами не сократился, а увеличился, в ряде регионов произошло снижение ВВП на душу населения. Целый ряд стран все еще остается на периферии развития.

    Развитие  ведущих экономик показывает, что  не существует единого хозяйственного механизма для укрепления позиций той или иной страны в мировой экономике. Тем не менее, развивающиеся страны должны брать на вооружение опыт других стран.

    Среди проблем, ухудшающих состояние мирового хозяйства, не последнее место занимают вопросы занятости работоспособного населения в развивающихся странах, где этот фактор дополняется неразвитостью производительных сил, огромной скрытой безработице. Безработица не только подрывает положение основной производительной силы в экономике, но является одной из причин нищеты и голода.

    Мировое хозяйство представляет собой многоуровневую и многообразную систему. Постоянно  происходят сдвиги в соотношении  сил, уровнях экономического развития. Существующий механизм функционирования глобальной хозяйственной системы  в основном определяется взаимодействием наиболее развитых стран и не носит универсального характера.

    Позитивную  роль в решении основных вопросов современного хозяйства могла бы сыграть демократическая перестройка  институциональной основы мирового экономического механизма, придание главным международным и межгосударственным институтам универсального характера, учитывающего интересы всех субъектов мирового хозяйства.  
 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебник. – М.: Юрист. – 2001. – С. 386.
  2. Composition of macro geographical (continental) regions, geographical sub-regions, and selected economic and other groupings, revised 17 February 2011//[http://unstats.un.org] Official United Nations Statistics Division Site. – Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/methods/m49/m49regin.htm
  3. World Economic Outlook//[ http://www.imf.org] Official International Monetary Fund Site. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/faq.htm#q4b
  4. How we classify countries//[http://www.worldbank.org/] Official World Bank Site. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/about/country-classifications
  5. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика: учебник для вузов: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ. – 2001. – 799с.
  6. World Economic Outlook Database//[ http://www.imf.org] Official International Monetary Fund Site. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/02/weodata/index.aspx
  7. Country Comparison: GDP per capita//[ https://www.cia.gov/] Central Intelligence Agency. – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html
  8. Двусторонние политические отношения//[http://www.china.belembassy.org/] Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике. – Режим доступа: http://www.china.belembassy.org/rus/relations/
  9. Двусторонние политические отношения//[http://www.venezuela.belembassy.org/] Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Боливарианской Республике Венесуэла. – Режим доступа: http://www.venezuela.belembassy.org/rus/relations/
  10. Андриевский, К. Отношения Республики Беларусь с Боливирианской Республикой Венесуэла/ Журнал Международного Права и Международных отношений. – 2009. – №1.

Информация о работе Проблемы экономического роста в развивающихся странах