Проблемы экономического роста в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

На данный момент число развивающихся стран в мире равно 155. В них проживает около восьмидесяти процентов населения Земли. С каждым годом доля развивающихся стран в мировой торговле растет: согласно докладу Всемирной торговой организации, опубликованному в апреле 2011 года, в 2010 году эта доля достигла рекордных 45%, в то время как доля развитых стран в мировом экспорте оказалась как никогда низка. Все эти данные говорят о растущей роли развивающихся стран в мировой экономике – это несомненно свидетельствует о важности темы этой курсовой работы. Кроме того, данная тема актуальна именно для нашей страны, так как согласно многим показателям она относится к списку развивающихся стран, и, помимо этого, ведет активные торговые и союзнические отношения с другими странами этого списка.

Содержание

Введение 3

История, понятие и особенности развивающихся стран 5


Основные проблемы экономического роста развивающихся стран и возможные пути их преодоления 15


Взаимоотношения Республики Беларусь с развивающимися странами 22

Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Проблемы экономического роста в развивающихся странах.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

    С другой стороны, согласно классификации Международного валютного фонда, до апреля 2004 года все страны Восточной Европы, страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) и Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам. Их рассматривают как переходные страны, т.е. страны, в которых экономика находится в переходном состоянии от развивающейся к развитой. Однако в настоящее время в международных отчетах их принято относить к развивающимся странам.

    Несмотря на все эти неясности и разногласия в определении термина «развивающаяся страна», к таковым все же принято относить те государства, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. Но это лишь общепринятое определение, которое не дает полного понимания данного термина. То есть, получается, четкого определения понятию «развивающиеся страны» не существует. В таком случае, по каким же все-таки критериям эти страны определяются?

    МВФ использует гибкую систему классификации, которая учитывает: во-первых, доход на душу населения; во-вторых диверсификацию экспорта - так экспортёры нефти, имеющий высокий ВВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в классификации, так как свыше 70% их экспорта составляет нефть; в-третьих, уровень интеграции в глобальную финансовую систему.[3]

    Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля. Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов: 

    • Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 долларов США или меньше.

    • Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976 - 3855 долларов США.

    • Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3856 - 11905 долларов США.

    • Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11906 долларов США. 

    Всемирный банк относит все мало- и среднеразвитые страны к развивающимся, однако, отмечает: «Использование этого термина удобно, но он не подразумевает, что все экономики в группе имеют схожее развитие или что прочие экономики достигли предпочтительного или окончательного уровня процветания. Классификация по доходам не обязательно отражает состояние развития страны».[4]

    Как можно понять из всего вышесказанного, такое деление стран является довольно-таки неоднозначным. Отсюда и возникают различные несогласованности и парадоксы. К примеру, если брать некоторые западные источники, тот же МВФ, то можно увидеть, что Россия относится к развивающимся странам. Однако в то же время Статистический отдел ООН относит Российскую Федерацию к странам с переходной экономикой, а в российских источниках и вовсе принято относить РФ к развитым странам. Парадокс заключается в том, что по некоторым критериям Россия подходит для категории развитых стран, но по другим – в частности, уровень жизни, уровень развития социальных программ – к сожалению, может относиться только к развитым странам. Схожая ситуация и с Республикой Беларусь – у нас принято считать свою страну переходной, однако же во всех западных источниках и по всем параметрам она является развивающейся.

    Возникновение подобных спорных ситуаций можно в какой-то мере объяснить нарастающей дифференциацией среди развивающихся стран. Если посмотреть в Приложение А, где представлен список развивающихся стран, сгруппированных по регионам, то можно увидеть огромное разнообразие этих стран. Многим покажется странным, что такие разные по уровню своего развития страны, как, например, Китай и Камерун или Камбоджа, относятся к одной группе. С течением времени эта дифференциация только усиливается. Поэтому внутри группы развивающихся стран есть еще и деление на подгруппы.

    Первую из них образуют так называемые ключевые страны – Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах.

    Во вторую группу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.

    К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров» или «азиатских драконов». В «первый эшелон» или «первую волну» таких стран вошли Республика Корея и Сингапур, Тайвань, а также Гонконг, которые совсем недавно были отнесены к спискам развитых стран. А ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

    Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку "нефтедолларов" ВВП на душу населения достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

    В пятую, самую большую подгруппу входит большинство "классических" развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.

    Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют "четвертым миром"). Это страны Тропической Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Карибского бассейна. В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год.

    Для более полного понимания этого  вопроса, рассмотрим данные о ВВП  на душу населения в некоторых странах каждой из этих групп (для сравнения используем данные на 2010 и 1999 годы, см. Табл. 1.1). Четко виден процесс усиления дифференциации внутри развивающихся стран – в таблице отобрано по несколько стран из разных групп (Индия и Китай из первой; Аргентина, Беларусь, Венесуэла, Польша и Литва из второй (самая интересующая нас группа, так как к ней относится наша страна); Таиланд из третьей; Саудовская Аравия и Иран из четвертой; Кения из пятой и Мозамбик и Бурунди из шестой). Из таблицы становится ясно, что в самых слаборазвитых странах за последнее десятилетие не произошло практически никаких изменений, в то время как в странах из других, более развитых групп, наблюдается значительный скачок. Думаю, можно ожидать, что этот разрыв с годами будет только увеличиваться. 

 

     Табл. 1.1. ВВП на душу населения в развивающихся странах 

Страна ВВП на душу населения, доллары США
1999 2010
Аргентина 7795,95 8662,99
Беларусь 1211,52 5606,78
Бурунди 128,28 177,66
Китай 861,21 4282,89
Индия 445,47 1176,06
Иран 1674,15 4484,44
Кения 438,03 887,92
Литва 3113,15 10765,34
Мозамбик 264,00 473,10
Польша 4339,99 11521,64
Саудовская  Аравия 8065,43 16641,41
Таиланд 1984,94 4620,71
Венесуэла 4132,34 9773,21
 

    Также можно привести данные о безработице  в некоторых из этих стран –  этот индикатор также является одним из факторов определения уровня развития страны (см. Табл. 1.2). 

    Табл. 1.2. Уровень безработицы в развивающихся  странах

Страна Уровень безработицы, %
1999 2010
Аргентина 16,2 8,0
Беларусь 2,1 0,9
Китай 3,1 4,1
Иран 16,0
Литва 14,6 18,0
Польша 13,7 9,8
Саудовская  Аравия 8,1 10,4
Таиланд 4,2 1,4
Венесуэла 14,5 8,6
 
 

    На  основе этой таблицы можно сделать  вывод, что официальный уровень  безработицы не всегда соответствует  действительности, поэтому довольно-таки трудно судить о развитии страны по этому показателю.

    Напоследок  следует сказать несколько слов о еще одной особенности экономического развития развивающихся стран – здесь имеет место ярко выраженная тенденция к усилению экономической роли государства. Это связано, с одной стороны, с современной общемировой практикой разработки правящими силами и фиксирования в их программах национальных стратегий и долгосрочных целей развития. С другой стороны, у развивающихся стран есть для этого целый ряд присущих только им причин, связанных с необходимостью преодолеть глубокую экономическую отсталость, архаичные социальные структуры, с зависимостью развивающихся стран от более развитых. Низкий уровень развития капитализма (во многих странах он соответствует стадии первоначального накопления капитала), к тому же деформируемого влиянием центров мирового капиталистического хозяйства, ставит слишком узкие рамки общественному развитию этих стран. Поэтому государство выступает главной мобилизующей силой целенаправленного развития их экономики. В зависимости от социально-политического выбора оно либо подчиняет эту роль интересам растущего класса национальной буржуазии, либо развивает ее в национальных интересах с прицелом на развитие социальной организации более высокого порядка.

    Осуществление программных стратегий развития, разрабатываемых национальными  правительствами, предлагает вмешательство государства в экономические и социальные процессы. Это вмешательство происходит в двух формах: в форме прямого участия в общественном воспроизводстве и в форме косвенного регулирования его различных сторон.

    Прямое  участие государства в воспроизводстве общественного продукта связано с переходом в его собственность части этого продукта и накопленного общественного богатства, в том числе части средств производства. Часть экономики, функционирующая на основе государственной собственности, образует государственный сектор. Косвенное регулирование затрагивает все уклады и секторы экономики, вытекая из основных стратегических установок экономической и социальной политики правящих сил.

    Государственное регулирование экономических и  социальных процессов в развивающихся странах осуществляется в основном с помощью тех же инструментов и рычагов, что и в развитых странах – планирования, финансовой, кредитной, налоговой и валютной политики, контроля над ценами, инвестиционного законодательства и других мер административного воздействия.

    Среди многообразных средств регулирования  центральное место занимает планирование, под которым в широком смысле понимается целенаправленная деятельность государства по регулированию процесса общественного воспроизводства  и социальных условий. Планирование включает в себя разработку общей концепции и целей стратегии развития на планируемый период, разработку плана и конкретизирующих его программ, разработку мер по их осуществлению и оценку выполнения.

    Широкое распространение планирования в развивающихся странах вызвано тем, что все они сталкиваются в своем развитии с трудностями и проблемами, преодоление которых через механизм стихийного регулирования экономических процессов оказывается невозможным.

    В заключение следует подытожить все вышесказанное. После изучения множества различных источников становится понятно, что единого четкого определения термину «развивающаяся страна» не существует. Таковыми принято считать страны, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. Но все эти показатели трудноизмеримы, и поэтому возникают различные спорные вопросы о том, о том, можно ли отнести ту или иную страну в разряд развивающихся. Также важно заметить то, что среди развивающихся стран с каждым годом все возрастает дифференциация. Но остается надеяться, что это только к лучшему и развивающихся стран со временем будет становиться все меньше, так как они будут переходить в список развитых. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы экономического роста в развивающихся странах