Проблемы экономического роста в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

На данный момент число развивающихся стран в мире равно 155. В них проживает около восьмидесяти процентов населения Земли. С каждым годом доля развивающихся стран в мировой торговле растет: согласно докладу Всемирной торговой организации, опубликованному в апреле 2011 года, в 2010 году эта доля достигла рекордных 45%, в то время как доля развитых стран в мировом экспорте оказалась как никогда низка. Все эти данные говорят о растущей роли развивающихся стран в мировой экономике – это несомненно свидетельствует о важности темы этой курсовой работы. Кроме того, данная тема актуальна именно для нашей страны, так как согласно многим показателям она относится к списку развивающихся стран, и, помимо этого, ведет активные торговые и союзнические отношения с другими странами этого списка.

Содержание

Введение 3

История, понятие и особенности развивающихся стран 5


Основные проблемы экономического роста развивающихся стран и возможные пути их преодоления 15


Взаимоотношения Республики Беларусь с развивающимися странами 22

Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Проблемы экономического роста в развивающихся странах.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

 

    1. ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РАЗВИВАЮЩИХСЯ  СТРАН И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
 

    Одной из отличительных характеристик  развивающихся стран является слаборазвитость – экономическая ситуацию, характерными чертами которой являются низкий уровень, низкий уровень душевного дохода и потребления, вялые темпы экономического роста, неудовлетворительное медицинское обслуживание, высокий уровень смертности и рождаемости, зависимость от иностранных государств и, наконец, ограниченность свободы маневра ресурсами, предназначенными для потребления. Вот как это выглядит, если рассматривать статистические данные.

    Средний доход на душу населения в развивающихся странах составляет примерно две тысячи долларов, в то время как в развитых странах он превышает двадцать тысяч. Но и это не является показателем, потому что, как уже упоминалось в предыдущей главе, внутригрупповая дифференциация среди развивающихся стран очень сильна. Достаточно сказать, что, к примеру, в Замбии и Гвинее-Биссау более 85% населения живет менее чем на 1 долл. в день, то есть находится за чертой бедности. В Руанде, Непале, Нигере, Уганде, Индии, Корее, Никарагуа, Гондурасе, Сенегале и Перу в аналогичной ситуации находится примерно половина населения. В целом в развивающихся странах за чертой бедности находится около 1,2 миллиарда человек, в то время как в промышленно развитых странах – лишь 100 миллионов. По некоторым данным, 30% населения развивающихся стран живет в состоянии абсолютной нищеты и не имеет постоянного места жительства. Своеобразными полюсами бедности являются Южная Азия и Африка, расположенная южнее Сахары, где в абсолютной нищете проживает соответственно 43% и 39% населения. Около полутора миллиардов человек не имеет доступа к здравоохранению. Грамотность среди взрослого населения составляет лишь 65%, более 130 миллионов. детей не посещают школу, а грамотность девочек на 30% ниже аналогичного показателя для мальчиков.

    Несмотря  на то, что обозначение выше проблемы характерны для всех развивающихся  стран, существует различие в региональных приоритетах развития. В Латинской Америке, Южной Азии и странах Арабского Востока проблема бедности усугубляется крайне неравномерным распределением доходов внутри страны. Колоссальные затраты на обслуживание внешнего долга в латиноамериканских странах существенно ограничивают возможности социального развития. Перед относительно благополучными в экономическом отношении странами Восточной и Юго-Восточной Азии стоит проблема обеспечения населения питьевой водой и медицинскими услугами.

    Причины отсталости развивающихся стран  имеют множество трактовок. Одна из них основывается на географическом детерминизме, согласно которому страны, расположенные в зоне тропического климата (а таких довольно много среди развивающихся стран), в силу климатических и природных условий, сопряженных с высокой степенью поражения инфекционными болезнями населения, растений и животных, заведомо обречены на отставание в экономическом развитии. Аналогичным образом, на что обращал внимание еще Адам Смит, действует и отсутствие выхода к морю. Однако целый ряд стран с низким уровнем доходов – Бангладеш, Египет, Китай, Пакистан – не имеют либо имеют весьма незначительные ограничения подобного рода. В то же время, целый ряд так называемых новых индустриальных стран (НИС) Юго-Восточной Азии прекрасно справляются с подобными ограничениями и демонстрируют высокие темп развития.

    Предположение о том, что развивающиеся страны лишены необходимости природных  ресурсов, опровергается структурой торговли этой группы стран, являющейся поставщиком сырья для промышленно развитых стран Севера. Так, Нигерия и Ливия являются нефтеэкспортерами, которым наличие богатейшего природного ресурса, необходимого для развития, вместе с тем так и не помогло вырваться из нищеты.

    Неомальтузианские версии отсталости, базирующиеся на понятии "мальтузианской ловушки" (стагнация экономики объясняются превышением темпов роста населения над темпами роста производимого продукта), применительны к таким многонаселенным странам как Индия, Китай, Бразилия и Нигерия, но не могут, в свою очередь, объяснить отсталость в развитии множества малонаселенных стран, составляющих примерно 1/3 общего числа развивающихся стран.

    Исторический  детерминизм, объясняющий отсталость колониальным прошлым большинства развивающихся стран, также не выдерживает критики как универсальная концепция: большинство стран Латинской Америки имеют опыт уверенного развития в полтора столетия; ряд стран (Китай, Таиланд, Либерия) никогда не являлись колониями, бывшие европейские колонии (США, Канада, Австралия) ныне являются лидерами мировой экономики. В еще большей мере ставит под сомнение эту теорию история взлет Гонконга – британской колонии до 1977 г., которой удалось достигнуть уровня развитых стран и освободиться от колониальной зависимости.

    Многообразие  развивающихся стран и различный  исторический опыт их развития не позволяют  выделить единой универсальной причины  отсталости. В той или иной степени  указанные факторы сыграли, а  в некоторых случаях продолжают играть, свою роль. Однако все же существуют характерные особенности и закономерности развития экономики этой группы стран, позволяющие их противопоставить промышленно развитым странам и странам с переходной экономикой. Более того, эти групповые особенности предопределяют отличие реакции данной группы стран на внешние экономические шоки и институциональные изменения в мировой экономике от реакции промышленно развитых стран.

    Так, либерализация торговли в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) принесла потребителям в промышленно развитых странах несомненные выгоды от удешевления импортных товаров, а производителям – возможности наращивания экспорта в развивающиеся страны. Ряд стран этой группы, в частности США и страны ЕС, несмотря на запреты ГАТТ, выделяли своим фермерам субсидии, покрывающие почти половину стоимости производимой продукции, что нарушало условия свободной конкуренции. В результате Уругвайского раунда ставилось под угрозу сельскохозяйственное производство в развивающихся странах. Так, при отмене квот на ввоз кукурузы на Филиппины из США ее цена стала на 30% ниже ее внутренней цены, что практически разорило филиппинских производителей. Доход большинства наиболее бедных семей формируется за счет продажи кукурузы и составляет в среднем около 300 долларов на душу населения в год. В то же время, субсидирование фермеров США составило 29000 долларов на одно хозяйство, что почти в 100 раз превышает годовой доход филиппинского крестьянина.

    Причины такого и множества ему подобных парадоксов кроются в отставании процесса структурной трансформации экономики и сохранения значительного традиционного сектора, включающего патриархальное низкопродуктивное сельскохозяйственное производство.

    Структура экономики и ее динамика в значительной степени определяются спецификой наличных факторов производства и способом их организации.

    Что касается характеристики такого фактора  как труд, то общеизвестно, что в  развивающихся странах темпы  роста населения существенно  превышают аналогичный показатель в промышленно развитых странах. По оценкам, в ближайшее десятилетие в развивающихся странах сохраняются нынешние темпы роста населения – 2%, что означает удвоение населения в течение 35 лет. Высокие темпы рождаемости означают наличие значительной доли детей в общей численности населения (в наименее развитых странах до 45% по сравнению с 20% в промышленно развитых странах), а стало быть, и высокой степени демографической нагрузки, т.е. доли неработающего населения в способном работать населении. С другой стороны, это означает высокие темпы прироста рабочей силы, а значит, и обострение проблемы занятости. Ежегодно армию труда пополняют 38 млн. новых работников. Поэтому характерной чертой экономики развивающихся стран является безработица, особенно скрытая, и недоиспользование рабочей силы. Официальной уровень безработицы колеблется от 10 до 20% в зависимости от страны и региона, однако реально он еще выше. Наиболее высокие показатели характерны для наименее развитых стран.

    Еще одной особенностью рынка труда  в развивающихся странах является ограниченность предложения наемного женского труда, поскольку религиозно-этические  нормы предписывают женщине оставаться в семье. Кроме того, более широко, чем в развитых странах, распространена частичная занятость, работа в нескольких местах одновременно и неоплачиваемая работа в семье. Наряду с этим достаточно широко используется детский труд и труд подростков.

    Низкий уровень образования и квалификации рабочей силы, высокий показатель «утечки мозгов» (или внешней миграции квалифицированных работников из развивающихся стран) является существенным препятствием на пути их развития. Вопрос внешней миграции требует особого внимания, так как из-за недостатка квалифицированной рабочей силы развивающимся странам приходится привлекать иностранных экспертов для подготовки новых специалистов. Помимо внешней миграции для развивающихся стран характерна крайне высокая степень внутренней миграции «деревня – город» и «город – деревня», которая связана, в том числе, с сезонностью сельскохозяйственного производства.

    Отличительной особенностью развивающихся стран  является также наличие трех сегментов  рынка труда: сельский рынок, городской  неформальный и городской формальный рынок. Для сельского рынка характерна значительная доля самозанятости и неоплачиваемых семейных работников. Неформальный городской рынок представлен в основном владельцами мелких предприятий в сфере услуг, привлекающими к работе членов своей семьи либо наемных работников без заключения контракта. Этот сектор весьма значителен в ряде стран Азии, Ближнего Востока и Африки южнее Сахары и поглощает от 30 до 60% рабочей силы в городе. Характер занятости и масштабы сельскохозяйственного и неформального сектора в развивающихся странах определяется тем, что доля наемных работников в национальной экономике может колебаться от 10 до 80% величины экономически активного населения.

    Другой  фактор экономического развития –  это капитал. Классическая и неоклассическая экономическая теория рассматривала накопление капитала в качестве основного условия экономического роста, выражающегося в росте производимого валового продукта и объемов подушевого дохода. Последнее, в свою очередь, обеспечивает рост численности населения и рабочей силы, углубление разделения труда, совершенствование средств производства и повышение производительности его фактора. Нехватка капитала сказывается в нарастании бедности и консервации отсталости национальной экономики. Эмпирические исследования развития стран третьего мира за последние десятилетия свидетельствуют о том, что от 25 до 50% роста ВНП в них обеспечивалось за счет накопления капитал. Известные исследователи проблем развития Артур Льюис, Холис Ченнери, Уолт Ростоу указывали, что для включения механизма самоподдерживаемого роста необходимо, чтобы норма сбережений превышала 10%.

    Проблема  накопления капитала в развивающихся  странах имеет два специфических  аспекта. Первый связан с тем, что  развивающиеся страны, как правило, не являются производителями средств производства, поэтому накопление вещественных элементов капитала в значительной степени зависит от их импорта. Импорт же капитальных товаров ограничивается наличием валютных курсов и нередко характеризуется поставкой морально устаревшего оборудования, что консервирует технологическую отсталость наименее развитых стран. При наличии в стране валютного контроля государственные инвестиции могут вытеснять более эффективные частные. В этом же направлении действуют и завышенные курсы валют на черных рынках, куда частные инвесторы вынуждены обращаться как к альтернативному источнику средств.

    Вторая  специфическая черта накопления капитала связана с тем, что накопление в денежной форме также имеет  в развивающихся странах некоторые особенности. Перечислим основные из них: 

    
  • Крайняя неразвитость финансовых рынков и кредитно-денежных институтов, которая, с одной стороны, ограничивает возможность аккумулирования  сбережений населения и усиливает  их распыленность, а с другой –  не позволяет привлекать заемные средства для развития производства, что особенно характерно для сельскохозяйственного сектора. Рационирование кредита государством в промышленном секторе приводит частных инвесторов к необходимости использования неформального рынка, где стоимость кредита существенно выше;
  • Доходы как населения, так и государства в развивающихся странах отличаются крайней нестабильностью, что само по себе должно усиливать мотивы к сбережению, но в условиях отсталости наталкивается на узкую доходную базу. Основная часть населения занята сельскохозяйственной деятельностью, где ее результаты часто определяются погодно-климатическими условиями, а потому доход не может быть стабильным. Доходы государства от экспорта продукции подвержены воздействию внешних шоков (колебания цен на мировых товарных рынках, колебания курсов валют);
  • Макроэкономическая нестабильность в развивающихся странах порождает высокую степень неопределенности у инвесторов и не способствует как инвестированию, так и накоплению капитала на национальной территории, часто стимулируя отток капитала из страны;
  • В развивающихся странах государство играет неизмеримо большую роль в накоплении капитала, чем в промышленно развитых странах, причем государственные сбережения и инвестиции могут как дополнять, так и вытеснять частные инвестиции и сбережения. Государство выступает крупным импортером капитала и гарантом частного кредитования. Осуществление крупных инфраструктурных и производственных проектов чаще всего по силам лишь государству.
  • Слабая корреляция между нормой инвестиций и темпами роста душевого дохода. Так, в странах Африки, расположенных южнее Сахары, в период с 1965 по 1990 г. темпы роста дохода на душу населения составляли лишь 0,2%, тогда как норма инвестиций составляла 15-16%. В Индии норма инвестиций в 1965 г. была 17%, к 1990 г. она выросла до 23%, однако темпы роста душевого дохода в этот период не превышали 1,9%;
  • Структура использования сбережений, т.е. инвестирования, предопределена как структурой национального производства, так и уровнем технологического развития. Сам по себе рост нормы накопления и инвестиций не гарантируют, таким образом, успеха, поскольку использование накопленных средств далеко не всегда оказываются эффективным.

Информация о работе Проблемы экономического роста в развивающихся странах