Проблемы экономического развития РБ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является определение проблем экономического развития Республики Беларусь, которая будет достигнута при рассмотрении следующих задач:
особенности развития трансформационной экономики;
определение концепций перехода к рыночной экономике в переходный период для Республики Беларусь;
особенности белорусской модели социально-экономического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Трансформационная экономика…………………………………………….4
2. Концепции перехода к рыночной экономике и особенности переходного периода в Республике Беларусь………………………………………….10
3. Белорусская модель социально-экономического развития……………...20
Заключение…………………………………………………………………….35
Литература…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)
  • наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;
  • развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

       Целью второго этапа (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы  на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

       Важнейшим фактором развития человеческого потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  • реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  • гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  • дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  • взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  • права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

       Главными  целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

       При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

       На  втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

       Приоритетными направлениями политики в области  оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы  работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

       Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

       Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для  устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

       С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия.

       Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. Основная его цель - повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

       На  этапе 2011-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного  пенсионного страхования.

       В ближайший период предусматривается  завершить реформирование системы  социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных  социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

       В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

       В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

       Человеческая  деятельность оказывает все большее  воздействие на целостность экосистем, которые обеспечивают жизненно важные функции в интересах благосостояния человека и хозяйственной деятельности. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития Беларуси.

       Устойчиво развивающаяся национальная экономика  должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.

  • Главная цель структурных преобразований в промышленности - значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

       С учетом ресурсных возможностей и  специализации промышленности страны планируется развивать производство наукоемких и трудоемких товаров. Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья - продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий.

       Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

       Приоритетным  направлением развития сельского хозяйства  определена интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической  базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

       Основной  целью строительного комплекса  является более полное удовлетворение потребности населения и народного  хозяйства страны в высокоэффективной  строительной продукции, успешно конкурирующей на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели предусматривается: создание и внедрение ресурсосберегающих технологий и материалов, обеспечивающих улучшение качества, снижение материало-, энергоемкости и стоимости строительства; выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, отвечающими требованиям сооружения зданий нового поколения, расширение экспортного потенциала, обеспечение охраны и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

       Развитие транспорта и связи будет осуществляться в соответствии с программными документами в направлении модернизации производственного потенциала, особенно транспортных средств сообщения; гармонизации отношений с окружающей средой; создания и внедрения новых прогрессивных технологий и техники; укрепления транспортно-экономических связей с сопредельными государствами и совершенствования нормативно-правовой базы.

       Стратегической  целью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса страны, так и его целостности и безопасности.

       Важным  фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности.

       Стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур.

       Финансовая  политика и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений  и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.

       На  втором этапе (2011-2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего  воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Сохранится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

       Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

       Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;
  • регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста.

Информация о работе Проблемы экономического развития РБ на современном этапе