Проблемы экономического развития РБ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является определение проблем экономического развития Республики Беларусь, которая будет достигнута при рассмотрении следующих задач:
особенности развития трансформационной экономики;
определение концепций перехода к рыночной экономике в переходный период для Республики Беларусь;
особенности белорусской модели социально-экономического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Трансформационная экономика…………………………………………….4
2. Концепции перехода к рыночной экономике и особенности переходного периода в Республике Беларусь………………………………………….10
3. Белорусская модель социально-экономического развития……………...20
Заключение…………………………………………………………………….35
Литература…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

“ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ”

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

“МАКРОЭКОНОМИКА” 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  гр.       

Руководитель  доцент   
 
 

Минск 2010

 

        СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение………………………………………………………………………...3

       1. Трансформационная экономика…………………………………………….4

      2. Концепции перехода к рыночной экономике и особенности переходного периода в Республике Беларусь………………………………………….10

       3. Белорусская модель социально-экономического развития……………...20

       Заключение…………………………………………………………………….35

       Литература…………………………………………………………………….36

 

        ВВЕДЕНИЕ 

       Тема  данной курсовой работы – проблемы экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.

       Ее  актуальность заключается в прогнозировании  будущего развития экономики на основании  полученных ранее данных, а также  быстрое реагирование и определение стратегий действий в подобных экономических ситуациях.

       Основной  целью данной курсовой работы является определение проблем экономического развития Республики Беларусь, которая  будет достигнута при рассмотрении следующих задач:

  • особенности развития трансформационной экономики;
  • определение концепций перехода к рыночной экономике в переходный период для Республики Беларусь;
  • особенности белорусской модели социально-экономического развития.

       В первом разделе раскрывается сущность перехода от плановой экономики к рыночной, определяются преимущества и недостатки данных экономических систем и задачи трансформационной экономики.

       Во  втором разделе описывается переходный период на примере нашего государства, отображенный с помощью статистических данных и характеристик их динамики.

       В заключительном разделе подтверждается конституционное определение Республики Беларусь как “социального государства” и закрепляются особенности социально-ориентированной рыночной экономики страны.

 

       1 ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА 

       Трансформационная экономика представляет собой особый тип переходного периода, когда  переход осуществляется от плановой экономической модели к рыночной, то есть - перевод экономической  системы в новое состояние, позволяющее  лучше удовлетворять потребности общества.

       Плановая  экономика обладает рядом положительных  сторон: высоким уровнем концентрации ресурсов, преимуществами централизованного  управления, возможностями планирования и прогнозирования.

       Сущность  кризиса плановой экономики заключается  в недостаточно эффективном функционировании экономики, обусловленном невосприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса, отсутствием стимулов, мотивации к труду и частной инициативы, неконкурентоспособностью товаров на мировом рынке.

       Рыночная  система имеет иные механизмы экономического развития по сравнению с административно-командной, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Преобразования должны касаться и отношений собственности, и создания рыночной структуры, и инфраструктуры, и даже нового мировоззрения субъектов хозяйствования, поэтому переход от одной социально-экономической системы к другой - это сложный процесс реформирования, трансформации и развития

       Особенности трансформационной экономики:

  • необходимость создания рыночных субъектов экономики (домашних хозяйств, фирм, государства);
  • изменение целей и приоритетов субъектов экономики (для домашних хозяйств - адаптация к рыночным условиям, для фирм - максимизация прибыли в условиях конкуренции, для государства - достижение экономического роста, стабильности, создание равных условий хозяйствования всем экономическим субъектам);
  • изменение структуры собственности (частные предприятия возникают путем разгосударствления или создания новых предприятий);
  • изменение роли и функций государства;
  • современные экономические системы - это смешанные системы, т.е. создается трансформационная экономика смешанного типа, которая сочетает рыночную и нерыночную форму организации производства;
  • усиление социальной ориентации экономики.

       Одной из важнейших задач трансформационного периода является создание институтов рыночной инфраструктуры.

       Рыночная  инфраструктура - это система экономических  и правовых учреждений, обслуживающих  движение товарных и денежных потоков, их распределение во временном и  пространственном аспектах.

       В трансформационный период происходит либерализация экономики, которая  выступает одной из простых форм преобразования старой административно-командной  системы и включает в себя:

  • либерализацию цен, означающую право предприятий самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию;
  • либерализацию внешней торговли, т.е. отмену государственной монополии внешней торговли;
  • перестройку производства на удовлетворение спроса.

       Либерализация экономики приводит к обострению противоречий в производственной сфере, которые обусловлены перераспределением рынков сбыта, низкой конкурентоспособностью товаров на внешнем рынке, сложностями финансового характера, сокращением платежеспособного спроса населения, инерционностью мышления управленческого аппарата и др.

       Внешнеэкономическая либерализация связана с изменением инвестиционной политики, либерализацией экспорта, снятием протекционистских ограничений на импорт, обеспечением конвертируемости национальной валюты. Упор делается на приток иностранных инвестиций и на обеспечение положительного сальдо торгового баланса.

       При переходе к рыночной системе наряду с образованием рынка капитала, рынка  ценных бумаг, рынка труда, рынка  земли возникают товарные биржи  и биржи труда, фондовые и валютные биржи, инвестиционные и пенсионные фонды, коммерческие банки.

       Формируется качественно новая двухуровневая  банковская система.

       Изменение отношений собственности связано  с процессом разгосударствления, который может осуществляться в  различных формах. Это и устранение монополизма государственных предприятий, допущение частной и коллективной форм собственности и преобразование общественной формы собственности в частную форму, т.е. приватизация.

       Приватизация  связана с образованием коллективно-частной  формы собственности в виде акционерных  обществ. Приватизация может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе. В Республике Беларусь применяются следующие способы приватизации:

  • выкуп арендованного имущества;
  • продажа имущества, принадлежащего государству;
  • продажа имущества государственных предприятий по конкурсу и на аукционе;
  • безвозмездная передача части государственной собственности гражданам.

       Наиболее  эффективным направлением считается  не приватизация, а создание частных  предприятий.

       Особенность трансформационного периода по сравнению  с переходным периодом другого типа - необходимость создания основ социальной рыночной экономики одновременно с задачей стабилизации экономики. В Республике Беларусь эта идея оформилась к 1995 г. с принятием документа “Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.”. Построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики заложено в виде целевой установки и в “Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.”.

       Социальная  переориентация экономики обеспечивается на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских  товаров и услуг. Целью экономики  становится достижение определенного  уровня потребления населения.

       Обязательным  условием постсоциалистической трансформации  является интеграция национальной экономики  в мировое хозяйство. Значение интеграции усилилось в связи с процессом  глобализации хозяйственной жизни, повышением роли информации, интернационализацией науки.

       Роль  государства в трансформационной  экономике возрастает, она более  значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам  рынок выступает объектом регулирования.

       Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.

       Причины государственного регулирования в  условиях рынка [3]:

  • удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.);
  • существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности;
  • деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства;
  • затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала;
  • кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически;
  • отрицательное влияние инфляции;
  • колебания занятости.

       Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций, а также замена ими старых правил и организаций, присущих командно-административной системе.

       Огромную  роль в институциональной трансформации  играет государство. Система законов, например, создается только государством. На нем же лежит и функция контроля выполнения законов.

       Регулирующие  функции государство выполняет  посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы преобладают в плановой экономике. Экономические функции ближе к природе рынка, оказывают косвенное воздействие на производителей и потребителей услуг.

       Основной функцией становится создание условий по формированию новой экономической системы. Новые функции включают руководство процессами либерализации цен, формирование института рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики, руководство процессом приватизации, обеспечение правовой основы преобразований, проведение макроэкономической политики, расстановка приоритетов и т.д.

       Причины усиления государственного регулирования  в трансформационный период в  Республике Беларусь:

  • разрушение централизованного механизма государственного регулирования;
  • традиции сильной государственной власти в Республике Беларусь;
  • высокий удельный вес государственного сектора в экономике;
  • рынок требует времени для становления;
  • государство выступает инициатором реформ;
  • государство обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту населения и т.д.

       Главное - определение границ государственного вмешательства. Границы государственного регулирования определяет степень  огосударствления экономики, т.е. удельный вес государственной собственности.

       Принципы  государственного регулирования:

  • финансирование только социально значимых сфер и отраслей, в которых не заинтересован частный бизнес;
  • государственные предприятия должны находиться в равных конкурентных условиях с частными предприятиями;
  • экономическая политика государства (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная) должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • в государственном регулировании должны использоваться преимущественно рыночные, а не административные методы;
  • внешнеэкономическая политика должна быть направлена на стабилизацию национальной экономики.

Информация о работе Проблемы экономического развития РБ на современном этапе