Проблемы экономического развития РБ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является определение проблем экономического развития Республики Беларусь, которая будет достигнута при рассмотрении следующих задач:
особенности развития трансформационной экономики;
определение концепций перехода к рыночной экономике в переходный период для Республики Беларусь;
особенности белорусской модели социально-экономического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Трансформационная экономика…………………………………………….4
2. Концепции перехода к рыночной экономике и особенности переходного периода в Республике Беларусь………………………………………….10
3. Белорусская модель социально-экономического развития……………...20
Заключение…………………………………………………………………….35
Литература…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)
 
 

       

 

       Рисунок 2 - Динамика темпа инфляции, % 

       Таким образом, самый высокий темп инфляции пришелся на 1995 год и составил 14%, после которого он начал заметно  снижаться и стабилизироваться. Что еще раз подтверждает глубину  кризиса переходного периода.

       Существует  три модели макроэкономической стабилизации, которые различаются сроками проведения системных преобразований и стабилизационных мер и объемом регулирующих функций государства:

  • ортодоксальная (“шоковая терапия” - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета) - предполагает жесткую фиксацию отдельных  параметров: номинальной денежной массы, обменного курса валюты, номинальной заработной платы и основана на идеях монетаризма. На этот вариант ориентировались при проведении экономических реформ в России.
  • гетеродоксная (разнородная) - предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с некоторым регулированием цен и доходов, т.е. осуществляется контроль над ценами и заработной платой, индексация доходов. Эта модель использовалась в большинстве стран Центральной и Восточной Европы.
  • градуалистская модель, которая предполагает постепенные меры перехода к рынку, структурно-экономическую стабилизацию. Модель используется в Республике Беларусь.

       Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

       Основные  черты градуализма:

  • активная роль государства через регулирование финансовой сферы;
  • активная структурная и инвестиционная политика;
  • определение приоритетов в производственной сфере с поддержкой отечественных производителей;
  • поддержка научно-инновационного роста;
  • активизация инвестиционной деятельности через финансовое, налоговое стимулирование и участие государства в инвестиционных проектах;
  • расширение производства на основе мер, стимулирующих совокупный спрос [3, с.7].

       Результат проведения градуалистской политики: рост конкурентоспособности продукции, антиинфляционный эффект, снижение безработицы. Финансовая стабилизация в данной модели не является основной, как при “шоковой терапии”, а выступает как результат экономического роста и инновационного пути развития.

       Главными  направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

  • либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни (отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках);
  • демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм;
  • институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства;
  • структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  • макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.;
  • формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения;

       Завершение  формирования этих основных элементов  рыночной системы и означает окончание  переходного периода.

       Таким образом, на протяжении 1991 – 2005 гг. экономика Республики Беларусь находилась на переходном этапе своего развития и прошла за этот период как этап системного кризиса, так и этап определенного экономического роста, и для дальнейшего своего развития государство избрало интеллектуально-инновационный путь развития.

 

       3 БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

     Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как “социальное государство” [8].

     Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:

       - экологические проблемы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС;

       - социально щадящий характер реформирования и развития;

       - интеллектуально-инновационная основа развития экономики;

       - последовательность и постепенность   реформ;

       - учет менталитета и ценностных приверженностей населения;

       - смешанность экономической системы;

       - приверженность социальной справедливости;

       - опора на собственные силы.

       Социально ориентированная экономическая  модель предлагает сочетание преимуществ  рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения, а также базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства.

       Главными  условиями становления и существования  социально-ориентированной рыночной экономики программа перехода Беларуси к рынку считает следующие:

  • гарантия свободы предпринимательства и реализация права собственности, признание законным правом существование капитала и использование наемного труда;
  • свобода экономического выбора для всех граждан республики, которые имеют одинаковые возможности
  • для самореализации в качестве предпринимателя, наемного работника, собственника, государственного служащего и т. д.;
  • использование свободного ценообразования как основного регулятора рыночной системы наряду с государственным регулированием экономики в интересах, всего общества;
  • максимальная открытость рыночной системы Беларуси;
  • суверенное право республики разрабатывать и осуществлять свои законы и нормативно-правовые акты.

       Также при переходе к рыночной экономике необходимо учитывать такие экономические факторы, как связи Беларуси с другими народами, интеграцию экономики республики в народнохозяйственный комплекс бывшего СССР, ориентацию на вывоз продукции за рамки республики, относительно небогатую, сырьевую базу, а значит и большую зависимость от импорта топлива, сырья и энергии, последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС.

       Главным политическим фактором принятия самостоятельной программы перехода к рынку стало провозглашение суверенитета и независимости Республики Беларусь 27 июля 1990 г.

       Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь”.

       В НСУР-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих  прогнозных документов, утвержденных Президентом и Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

       В первых разделах рассмотрены стартовые  условия Беларуси в контексте  мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты модели устойчивого развития и требования к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. В последующих разделах обоснованы стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода по главным его составляющим – “человек - окружающая среда – экономика”. Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

       Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.

       В прикладном плане модель устойчивого  развития - это способ организации  и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

       Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

       Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные  ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – “высокий интеллект – инновации – благосостояние”.

       Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси являются переход  на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики  и общества, построение высокоэффективной  социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

       Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

       Основной  целью первого этапа (до 2010 г.) являлось дальнейшее повышение качества и  уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования  человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

       Приоритетными направлениями этого периода  являются:

  • развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
    • инновационное развитие национальной экономики;

Информация о работе Проблемы экономического развития РБ на современном этапе