Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является разностороннее рассмотрение проблемы женского предпринимательства, изучение женских общественных организаций, определение основных приоритетов и перспектив развития женского предпринимательства. Исходя из цели можно выделить несколько основных задач:
- рассмотреть проблему развития гендерной политики в РК;
- изучить роль женщин в малом и среднем бизнесе;
Введение
1 Развитие гендерной политики – мощный фундамент развития женского предпринимательства
2 Основные приоритеты и перспективы развития женского предпринимательства
2.1 Роль и доля женщин в малом и среднем бизнесе
2.2 Меры государственной поддержки женского предпринимательства для улучшения бизнес-климата в стране
3 Пути создания комфортных условий развития малого и среднего женского предпринимательства
Заключение
Список литературы
В этой связи необходимо отметить то, что в нашей республике проводится ряд мероприятий по поддержке и развитию женского бизнеса. Вопросы гендерного равноправия стали одним из приоритетных в Казахстане в рамках реализации Стратегии гендерного равенства и председательствования нашей республики в ОБСЕ в 2010 году. В этом большую роль играет Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК.
Одна из важнейших социально-экономических задач, стоящих перед нашим обществом, заключается в гармонизации гендерных отношений, ключевым аспектом которых является положение женщин в сфере бизнеса. Сегодня наиболее актуальными являются вопросы экономической активности женщин, развития женского предпринимательства и самозанятости, состояния женских трудовых ресурсов, женской безработицы в Казахстане. Основным средством разрешения поставленных вопросов выступает дальнейшее развитие женского предпринимательства. В целях поддержки участия женщин в частном предпринимательстве, поддержки их экономических инициатив и расширения экономических возможностей женщин необходимо разработать ряд конкретных мероприятий, подкрепленных необходимыми ресурсами.
Для того чтобы успешно реализовать программы развития женского предпринимательства возникает необходимость проведения целевого социально-экономического анализа состояния женского предпринимательства в республике. Исследование должно быть нацелено на
определение барьеров на пути развития предпринимательства и на разработку соответствующих рекомендаций. В данное время АО «ИЭИ» по поручению МЭРТ РК проведено исследование по гендерным аспектам развития частного предпринимательства. В рамках данного исследования проводится анализ мирового опыта развития женского предпринимательства и состояния женского предпринимательства в РК в отраслевом и региональном разрезах, также проведен круглый стол в целях анализа проблем развития и выработки рекомендаций по поддержке женского предпринимательства.
Рассуждая о роли женщины в бизнесе, можно увлечься и забыть о том, что есть еще одно, самое важное женское предназначение – быть женой, матерью и хранительницей домашнего очага. И здесь семьям, особенно молодым, нужна государственная поддержка. В этой связи, Правительство выработало специальную систему социальной помощи женщинам-матерям. С 2003 года введены единовременные пособия на рождение ребенка, а в 2006-м – вступил в силу Закон РК «О государственных пособиях» в соответствии с этим законом осуществляются выплаты единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка, пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей. При этом особое внимание государство уделяет многодетным семьям. Вместе с тем, опыт представительниц женской бизнес-элиты Казахстана подтверждает наличие необходимого социально-психологического потенциала и готовность женщин участвовать в предпринимательской деятельности.
2.2 Меры государственной поддержки женского предпринимательства для улучшения бизнес - климата в стране
Правительством Республики Казахстан приняты конкретные меры государственной поддержки для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе женского предпринимательства. В прошлые годы это были такие меры, как: снижение налоговой нагрузки, введение моратория на проверки, предоставление льготного финансирования. Особое внимание было уделено мерам поддержки малого и среднего предпринимательства в период глобального финансового кризиса. В рамках реализации антикризисных программ Правительства в 2008-2010 годы малому и среднему предпринимательству была оказана государственная финансовая поддержка на сумму более 514,8 миллионов тенге. Это позволило поддержать более 10 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, создать и сохранить более 13 тыс. рабочих мест.
Для решения задач уже посткризисного развития с 2010 года реализовывается программа «Дорожная карта бизнеса-2020». И это, пожалуй, самая масштабная инициатива по развитию предпринимательства в истории современного Казахстана. Совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, осуществляется государственная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер. Созданы и успешно функционируют институты поддержки предпринимательства (например, Фонд «Даму», Центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и т.п.). Как известно, Международная организация труда призывает страны «поощрять оказание поддержки развитию предпринимательства среди женщин, признавая растущую роль женщины в экономике, путем проведения мер, специально нацеленных на женщин, которые уже являются или стремятся стать предпринимателями».
Стоит отметить, что в Казахстане принята Программа по развитию женского предпринимательства на 2009-2015 годы. В целях обеспечения доступности финансовых и страховых услуг в сельской местности АО «Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства» отдельно реализуется Программа микрокредитования сельского населения, активными участницами которой являются женщины. Организовано обучение сельского населения основам предпринимательства и финансовой грамотности. В частности, проведено 4 019 семинаров, обучено 99 133 сельских жителей, в т.ч. – 34 152 (34,5%) женщин. В рамках программы «МКО» по кредитованию
микрокредитных организаций для последующего микрокредитования сельского населения, Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства было создано 51 МКО, покрывающих 94 районных центра. В 16 МКО руководителями являются женщины. МКО было выдано 15 275 микрокредитов, из которых женщинам было выдано 6 570 микрокредитов (43,0%).
В целом женщины в стране более гибко реагируют на новые требования рынка труда. Чтобы поддержать свои семьи, многие женщины находят выход из сложной ситуации с трудоустройством в открытии собственного дела. Безусловно, успех их деятельности в большой степени зависит от благоприятного бизнес-климата в стране. Таким образом, стратегической задачей Правительства является постоянное улучшение бизнес-климата в стране путем улучшения позиции Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business», реформирования разрешительной системы и совершенствования контрольно-надзорной деятельности государственных органов.
В 2010 году Казахстан возглавил список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Были внесены поправки в законы «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах» и др., упрощена процедура создания предприятий, снижены размеры минимального уставного капитала для субъектов малого предпринимательства до 100 тенге (0,70 доллара). Благодаря введению в 2009 году нескольких новых нормативных положений в строительной сфере получение разрешений на строительство также упрощено. Усовершенствованы автоматизированные системы таможенной информации и системы, учитывающей риски сторон, вовлеченных в торговлю. Ряд документов, оформление которых требуется в рамках торговых операций (грузовая накладная), теперь подаются в электронном виде, а таможенные декларации можно подать до прибытия груза. В результате проведенных реформ время, необходимое на осуществление экспортных поставок, сократилось на 8 дней, а на импортные закупки — на 9 дней. Проведенные меры по улучшению бизнес климата в стране позволили Казахстану улучшить свои позиции по таким индикаторам рейтинга, как открытие бизнеса (на 35 позиций), налогообложение (на 13 позиций), защита инвесторов (на 13 позиций).
Согласно отчету Всемирного Банка, Казахстан в рейтинге «Doing Business 2011» занял 59 место, поднявшись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом. Проводимые реформы и мероприятия по улучшению бизнес климата в Казахстане нашли отражение в Комплексном плане мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного Банка на 2011 год.
Также, работа Правительства будет направлена на улучшение бизнес-климата путем максимального снижения административных барьеров. Мы будем стремиться к такому уровню регулирования, который не будет мешать развиваться предпринимательству. Бизнесу будет предоставлена максимальная свобода осуществления предпринимательской деятельности, через дальнейшее глубокое реформирование разрешительной системы и совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов, будет и уже осуществляется поддержка инновационной деятельности, особенно при организации производств.
Оптимизируя административные барьеры, снижая стоимость ведения бизнеса, как для отечественных предпринимателей, так и для иностранных инвесторов, мы будем стремиться стать в ближайшем будущем торговым, логистическим и деловым центром Центрально-Азиатского региона. Необходимо подчеркнуть, что все принятые меры по улучшению легкости ведения бизнеса – не разовая, а планомерная работа, проводимая в тесном взаимодействии с казахстанским бизнес-сообществом. Большие возможности для предпринимательства открываются с началом функционирования Таможенного союза. Предпринимаемые меры государственной поддержки
предпринимательства, окажут положительное влияние в целом на развитие МСБ, в том числе и на женское предпринимательство.
3 Пути создания комфортных условий развития малого и среднего женского предпринимательства
Во всех странах с
развитой экономикой развитию и поддержке
малого бизнеса способствует государство,
создает предпосылки для
В Казахстане постоянно совершенствуется законодательная база, способствующая развитию малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года № 450 утверждена Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
Основной целью Программы
стало повышение
Сегодня назрела ситуация,
когда малое и среднее
С принятием Программы предполагается решение следующих задач:
− создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
− дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
− сокращение теневого оборота
в малом и среднем
− передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
− создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
− участие предпринимательства в инновационной экономике.
Финансирование проводится за счет средств республиканского бюджета: 2005 год – 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США), 2006 год – 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год – 10000 млн. тенге (76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95000млн.тенге (700 млн.$ США).
Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2005 года № 397 «О концепции развития акционерного общества «Фонд развития малого предпринимательства». Целью данной Концепции является формирование деятельности Фонда по принципу «финансового супермаркета», в котором должны быть представлены «товары и услуги», формирующие потребности, отвечающие интересам и возможностям различных слоев населения, желающих реализовать имеющийся у них предпринимательский потенциал и инициативу. Фонд как системообразующий элемент государственной поддержки предпринимательства будет расширять и усиливать следующие направления деятельности:
В целях развития системы
микрокредитования
− создание и ресурсная поддержка сети микрокредитных организаций;
− создание и функционирование микрокредитного Центра Фонда, обеспечивающего мониторинг за деятельностью микрокредитных организаций, разработку и внедрение методологии и стандартов микрофинансирования;
− организация обучения участников процесса микрокредитования как приоритетного направления учебно-методичеcкой поддержки предпринимательства.
В целях развития гарантирования предполагается:
− заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
− выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.
В целях развития проектного финансирования предполагается:
Информация о работе Проблемы и приоритеты развития женского предпринимательства в Казахстане