Проблемы и приоритеты развития женского предпринимательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разностороннее рассмотрение проблемы женского предпринимательства, изучение женских общественных организаций, определение основных приоритетов и перспектив развития женского предпринимательства. Исходя из цели можно выделить несколько основных задач:
- рассмотреть проблему развития гендерной политики в РК;
- изучить роль женщин в малом и среднем бизнесе;

Содержание

Введение
1 Развитие гендерной политики – мощный фундамент развития женского предпринимательства
2 Основные приоритеты и перспективы развития женского предпринимательства
2.1 Роль и доля женщин в малом и среднем бизнесе
2.2 Меры государственной поддержки женского предпринимательства для улучшения бизнес-климата в стране
3 Пути создания комфортных условий развития малого и среднего женского предпринимательства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Жансая.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Развитие гендерной политики – мощный фундамент развития женского предпринимательства

2 Основные приоритеты и перспективы развития женского предпринимательства

2.1 Роль и доля женщин в малом и среднем бизнесе

2.2 Меры государственной поддержки женского предпринимательства для улучшения бизнес-климата в стране

3 Пути создания комфортных условий развития малого и среднего женского предпринимательства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы курсовой работы. "Женское предпринимательство» - это стратегия выживания, стремление современной женщины самореализоваться, приобрести экономическую независимость, заняться "делом", которое подчас становится смыслом жизни. Вопросы развития женского предпринимательства достаточно интенсивно изучаются во всем мире, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах социально - экономического развития. Развитие рыночных отношений не только вызвало стрессы и безработицу; оно также открыло новые возможности для женщин. Совершенно новые формы экономической активности, типа самозанятости и предпринимательства, помогли многим женщинам выбраться из их психологических и финансовых кризисов. Количество женщин, активно занимающихся предпринимательством в Казахстане, неуклонно растет. В связи с этим, возрастает интерес изучения этой темы, рассмотрение проблем и перспектив развития женского предпринимательства.

Целью курсовой работы является разностороннее рассмотрение проблемы женского предпринимательства, изучение женских общественных организаций, определение основных приоритетов и перспектив развития женского предпринимательства. Исходя из цели можно выделить несколько основных задач:

- рассмотреть проблему развития гендерной политики в РК;

- изучить роль женщин  в малом и среднем бизнесе;

- проанализировать долю  участия женщин в различных  сферах бизнеса;

- охарактеризовать меры  государственной поддержки женского  предпринимательства;

- сделать выводы и  предложить условия развития женского предпринимательства.

 

1 Развитие гендерной политики – мощный фундамент развития женского предпринимательства

 

В Казахстане гендерным  вопросам уделяется большое внимание. Конституция и все национальное законодательство предусматривают равные права мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. Казахстан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1998 году. В 2000 г. ратифицированы Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины», шесть конвенций Международной организации труда в т.ч. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности».

К настоящему времени  Казахстан присоединился к 60 международным договорам по правам человека. Принята Концепция гендерной политики Казахстана, а в 2005 году Указом Президента утверждена национальная Стратегия гендерного равенства на 2006-2016 годы. В настоящее время реализуется План мероприятий по реализации Стратегии содержащий 45 крупных мероприятий по политическому и экономическому продвижению женщин, борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин и детей, достижению гендерного равенства в семейных отношениях. Во исполнение Стратегии гендерного равенства разработан и принят в 2009 году Закон «О государственных гарантиях равных правах и равных возможностях женщин и мужчин».

Также, в Казахстане существует система государственных органов и организаций, осуществляющих поддержку женского предпринимательства, это: Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан отвечающая за разработку и проведение государственной гендерной политики, Центральные исполнительные органы – отвечающее за создание условий для развития предпринимательства в целом и, в частности, женского, Институты развития, Местные исполнительные органы. Растет число неправительственных организаций, оказывающих помощь женщинам, стремящимся создать собственные предприятия, такие как Ассоциация деловых женщин Казахстана, Союз женщин-предпринимателей Казахстана, Республиканский Совет Женщин, Женская Ассоциация Развития и Адаптации и другие. Они предлагают информацию, дают консультации, проводят обучение, помогают при кредитовании.

Ассоциация Деловых  Женщин Казахстана – это Республиканская  общественная неправительственная  организация, объединяющая женщин, занятых в деловой сфере общества: политика, государственное управление, бизнес, наука, образование, здравоохранение, культура и др. Насчитывает в своих рядах около 5000 человек и имеет 20 региональных филиалов по всей стране.

Ассоциация Деловых Женщин Казахстана – это объединение по интересам. Самостоятельные, сильные, неравнодушные женщины объединились в стремлении изменить жизнь к лучшему, самим что-то делать, самим что-то менять, самим реализовывать проекты, идеи и от этого получать удовольствие. Наверное, это чисто женские качества – потребность быть полезной, желание учиться, общаться, передавать опыт, «окрылять» – воодушевлять друг друга. Вот это чувство солидарности присуще всем женщинам мира, независимо от цвета кожи, национальности, социального статуса.

Миссия АДЖК - «Быть видимой и значимой, а значит быть профессионалом и лидером».

Основные направления:

  • развитие женской сети;
  • организация обучения, научно-исследовательской, аналитической, просветительской деятельности;
  • организация информационно-консалтинговых, учебных центров;
  • организация международных конференций, круглых столов, акций, собраний и других социально направленных мероприятий;

Девиз:

Собраться вместе – начало  
Удержаться вместе – прогресс  
Работать вместе – успех

Цели и задачи:

  • формирование высокого статуса и имиджа деловой женщины, независимо от сферы деятельности и социальной направленности;
  • консолидация усилий деловых женщин, направленных на развитие инициативы, предприимчивости, новаторства;
  • содействие женщинам в социальной и жизненной ориентации в условиях построения гражданского общества и развития демократии. 

4 мая текущего года  в Кызылорде прошел круглый  стол на тему «Проблемы и  перспективы развития женского  предпринимательства» организованный  Национальной Комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК и РОО "Ассоциация деловых женщин Казахстана".

В мероприятии приняли  участие: президент РОО "Ассоциация деловых женщин Казахстана" Раушан Сарсенбаева; Председатель Национальной Комиссии Кызылординской области по делам женщин и семейно-демографической политике Рахима Ахметова; Директор регионального филиала Фонда «Даму» по Кызылординской области Жансултан Матаев, представители Управления предпринимательства и промышленности и районных отделов предпринимательства, представители субъектов женского предпринимательства и другие.

Цель круглого стола  - проведение опроса и определение основных проблем развития женского предпринимательства и дальнейшие пути их решения на разных уровнях.

С начала реализации Программы  «Дорожная карта бизнеса-2020» по Кызылординской области по 27 проектам уже подписаны Договора субсидирования, из них 5 компаний возглавляют женщины. В прошлом году по проекту «Деловые связи» и «Обучение топ-менеджмента» в АОО «Назарбаев Университет» прошли обучение 25 руководителей компаний, из них 9 женщин занимают должность руководителя. Кроме того по специальной программе для микрокредитования женского предпринимательства по области уже получили кредиты свыше 14 проектов на сумму свыше 100 млн. тенге.

17 мая 2012 года в Илийском районе Алматинской области был проведен региональный семинар «Развитие женского предпринимательства: проблемы и перспективы», на котором обсуждалось развитие предпринимательства среди женщин области, в том числе в рамках Программы занятости 2020. Цель семинара - позиционирование вклада женского сообщества в социально – экономическое развитие региона, консолидация их потенциала для реализации послания Президента РК Н.А.Назарбаева «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные приоритеты и перспективы развития женского предпринимательства

2.1 Роль и доля женщин в малом и среднем бизнесе

 

В Казахстане сектор предпринимательства, а именно малого и среднего бизнеса, стремительно развивается, создавая новые и равные возможности занятости для мужчин и женщин. В регионах страны работа на малых предприятиях становится основным источником дохода значительной части населения.

Так, по состоянию на 1 августа 2010 года в стране активно действует более 675 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых работают более 2474,4 тысяч человек. Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-июль 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 0,4% и составил 4 090,7 млрд.тенге. Доля женщин в Казахстане среди представителей юридических лиц малого и среднего бизнеса составляет более 50 процентов, из числа индивидуальных предпринимателей 66 процентов - женщины.

С 2005 по 2009 годы вклад  женщин в формирование ВВП увеличился с 36 до 39 процентов. Положительная динамика наблюдается и по балансу заработной платы мужчин и женщин, которая выросла за последние годы с 61 до 66 процентов. В Казахстане, женщинам принадлежат мелкие предприятия. К сферам с наибольшей долей женщин можно отнести гостиницы и рестораны (63%), торговля (59%), коммунальные, социальные и

персональные услуги (59%) и сельское хозяйство (53%).

Проникновение женщин в  крупный бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпринимательство продолжает испытывать определенные трудности, связанные с социально-экономическими факторами. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только экономические и юридические барьеры, но и не изжитые предрассудки менталитета, вечная готовность женщин быть на вторых ролях.

Так, существует общепринятое мнение, что есть определенные сферы, сектора производств, где женщины не могут принимать участие. Однако, правильнее говорить, что есть такие нетрадиционные сектора, где, как правило, женщинам сложно вести свой бизнес или построить успешную карьеру. Это, например строительство, энергетика и другие отрасли. Для решения данной проблемы в Стратегии гендерного равенства на 2006-2016 года предусмотрены мероприятия по обучению девушек и женщин техническим специальностям с тем, чтобы они могли работать в приоритетных отраслях экономики Казахстана такие как, нефтегазовая промышленность, машиностроение, строительство, транспорт.

Количество женщин, активно занимающихся предпринимательством в Казахстане, неуклонно растет. О чем свидетельствуют данные Агентства по статистике РК. Так по данным, опубликованным в статистическом сборнике «Женщины и мужчины Казахстана» на 1 января 2010 года численность самостоятельно занятого населения составила 2 664,6 тыс. человек, из которых 51% женщины, 49% мужчины. На 1 января 2010 года наибольшее количество самостоятельно занятых женщин сосредоточено в сфере образования, предоставления услуг, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды и в сфере финансовой деятельности доля представителей слабого пола равна нулю. В структуре владельцев собственного дела наблюдается практически гендерное равновесие с небольшим преобладанием женщин. При этом в структуре наемных работников численность занятых мужчин превышает численность женщин почти в 2 раза. На малых предприятиях в 2009 году трудились 268,1 тыс. наемных работников женщин, что превышает показатель 2008 года на 14 %.2

Женщины Казахстана проявляют активность в экономике немного больше мужчин, так по данным Агентства по статистике РК в 2001 году уровень экономической активности составил 65,0%, а в 2009 – 66,1%. С 2006 года данный показатель имеет уверенную тенденцию роста. По данным Агентства Казахстана по статистике вклад женщин в формирование ВВП Казахстана –

38,8 процента. В сравнении  с данными 2008 года доля вклада  женщин в ВВП уменьшилось.

Однако с 2005 года показатель вклада женщин в ВВП имеет тенденцию роста.

На сегодняшний день треть населения Казахстана по официальным данным относится к самозанятому. Больше половины из него – женщины.

В региональном разрезе наибольшее количество самостоятельно занятого населения отмечается на юге страны, в частности в ЮКО, Алматинской и Жамбылской области. Это в первую очередь связано с численностью экономически активного населения. Однако в г. Астана и г. Алматы около 90 % экономически активных женщин относятся к числу занятого населения, соответственно всего около 10 % женщин в этих городах заняты самостоятельно.

По данным Всемирного экономического форума опубликованного12 октября 2010 года о состоянии равенства мужчин и женщин Казахстан в международном рейтинге гендерного различия опередил 14 стран Европейского союза. В нем дана оценка ситуации по гендерным вопросам в 134 странах, и наша республика заняла 41 место. Если сравнивать рейтинг Казахстана с данными 2009 года, то можно увидеть подъем на 6 шесть позиции.

Если такая тенденция  сохранится, наше общество только выиграет. Тем не менее, поддержка со стороны государства им действительно необходима. Очевидно то, что исходная позиция мужчины и женщины в бизнесе не одинакова. Женщина, занятая во всех сферах народного хозяйства составляет основную производительную силу. В ней по-прежнему не истребим дух самовыражения, разносторонности интересов и их реализации.

Информация о работе Проблемы и приоритеты развития женского предпринимательства в Казахстане