Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – анализ роли России в мировой экономике
Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи - рассмотреть этапы взаимодействия России с мировой экономикой, изучить структуру торговли России, движение факторов производства. Изучить экономику России и ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты интеграции России в мировое хозяйство 5 1.1 Формирование предпосылок и история выхода России на мировую экономическую арену 7
1.2 Социально-экономический потенциал России 9
2 Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике 13
2.1 Структура движения факторов производства в России 18
2.2 Внешняя торговля России 24
2.3 Перспективы интеграции России в мировое хозяйство 28
Заключение 32
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Россия в мировой экономике.docx

— 85.17 Кб (Скачать)

 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что основными торговыми  партнерами России во второй половине текущего десятилетия среди стран  дальнего зарубежья были Китай, Нидерланды, Германия (традиционно),  Италия и  США; а из числа государств ближнего зарубежья — Украина (традиционно), Беларусь.

С 1992 года Россия выступает  самостоятельным субъектом мировой  экономики, и поэтому объемы ее внешней торговли теперь исчисляются в долларах США по текущему курсу. Однако, до 20% объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и частично конвертируемых валютах. Также широко распространены бартерные сделки. Удельный вес России в мировой торговле стал гораздо ниже, чем был удельный вес СССР. В мировом экспорте доля России составляет не более 1,3–1,4%, а в мировом импорте – около 0,9%. В то же время последнее десятилетие наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота России .  
 Валютно-финансовый кризис 1998 года в сочетании со снижением цен на нефть в 1997–1998 годах, главный экспортный товар России, привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, вывоза и ввоза. При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999–2001 годах, когда цены существенно выросли, позволило сохранить общий стоимостный объем экспорта на уровне 1998 года при дальнейшем резком сокращении ввоза (почти на 40% по сравнению с максимальным объемом импорта, достигнутым в 1997 году). В основном этот перечень довольно стабилен, но страны, находящиеся в верхней части списка, периодически менялись местами.  

Товарная структура ввоза  и вывоза России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные  товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся в 90-е годы товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалу России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства с одной стороны, а также неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства – с другой. Сырьевая структура российского экспорта предопределяет возможность резких колебаний его объемов (в стоимостном выражении, а в физическом мы уже давно не можем что-то увеличить) в зависимости от мировых цен. Такая привязка экспорта к конъюнктуре мирового рынка создает реальную угрозу национальной безопасности России.

  Не следует забывать, что долгое время экономика России находится в значительной зависимости от закупок продовольственных товаров и сырья для их производства. Продовольственная безопасность России во много зависит от стран дальнего зарубежья, т. к. 85% импорта продовольствия – из стран дальнего зарубежья.  
 Не менее важной позицией импорта являются лекарственные средства – Россия на 2/3 зависит от их ввоза. Около 30% закупок из стран дальнего зарубежья составляют машины и оборудование. Однако при этом доля высокотехнологичного оборудования составляет сотые доли процента. Это очень негативная тенденция для общего состояния экономики страны.  
За последние 10–15 лет Россия сдала свои позиции в мировой экономике. Так, по удельному весу в мировом ВНП Россия с 6-го места (около 4%) переместилась в 1999 году на 15–16 место (1,7%). По доле в мировом экспорте Россия передвинулась с 9-го места (около 3%) на 19–20 место (1,2%). По объему внешнеторговогооборота мы находимся в середине третьего десятка (25–27 места)14
 Исходя из вышеизложенного, центральные и в то же время самые сложные задачи реформирования российской экономики – восстановление и развитие экспортного потенциала страны, повышение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках, формирование рациональной структуры экспорта и импорта, привлечение иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности России.

 

 

    1.  Перспективы интеграции России в мировое хозяйство

 

   Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.  
      Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.  
Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», – об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Наше общество не полностью отбросило прежнее советское идеологизированное мышление, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за беззакония, за насилие, за трагедии советского периода российской истории.  
         В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы: предприимчивые и образованные люди нового поколения, научно-технический потенциал в виде большой армии ученых, многочисленных НИИ и КБ, внушительного военно-промышленного комплекса, станочного парка и т. д. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России. 

          В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии.  
          Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.  
      Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества. Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций. 

      В перспективе до 2020 г. в России можно ожидать нормального и качественно улучшающегося роста ВВП, особенно промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2020 г. составит предположительно не менее 6%, промышленного производства — 4%. Опережающие темпы роста промышленности характерны для стран, находящихся на индустриальной стадии развития, отстающие темпы (по сравнению с ростом ВВП) — для стран, переходящих к постиндустриальной экономике. Россия относится к числу последних стран. Помимо роста капвложений со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения

Другой аспект прогноза —  перспективы включения России в  интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, ее участия в  едином общеевропейском экономическом  пространстве, в образовании так  называемой Большой Европы — от Ирландии до Камчатки.

     Представляется, что в России по мере экономического прогресса, укрепления демократии и ценностей цивилизации процесс вхождения страны в единое общеевропейское пространство должен стать естественным и взаимовыгодным.

  Россия — неотъемлемая часть Европы, вобравшая корни древнеримской и византийской цивилизаций. Но в то же время Россия и Евразия. Однако ее сырьевой и производственный потенциал, рыночные возможности должны эффективно использоваться в интересах всей Европы. Процесс вхождения России в Большую Европу, точнее, процесс образования Большой Европы, будет сложным и долгим. Потребуется адаптация российского законодательства к западноевропейскому, принятие Россией норм и стандартов, ставших правилом в цивилизованном мире. Но все это разрешимо при наличии политической воли с обеих сторон и твердо проводимой политики в направлении экономической интеграции Востока и Запада.

В любом случае в перспективе  для экономики России необходима ориентация на высокие технологии и  ускорение научно-технического прогресса. Сохранение в экономическом развитии направленности на сырье и его  экспорт приведет лишь к закреплению  технологического отставания России от Запада и не отвечает национальным интересам страны. Опираясь на отечественный  научно-технический потенциал, страна должна совершить прорыв в технологиях  и занять одно из ведущих мест в  мире.

 

 

Заключение

 

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение  как равноправного участника  в системе международных экономических  отношений в международном разделении труда находится в самом начале Важнейшая часть внешнеэкономической  политики – внешнеторговая политика.    Внешнеторговая политика государства  – это определение стратегии  и совокупности разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование  торговых отношений с другими  странами мира и (или) их группировками.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

Предпосылками к ее решению  могут стать:

  • прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
  • восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Историко-экономический  анализ показывает, что Россия (СССР) прошла пять этапов во взаимодействии с мировой экономикой. По мнению автора, эти этапы имеют следующие  временные границы и экономические  особенности

1 этап. 1917-1945 гг. Политическая  и экономическая изоляция. Экономико-политическая  ситуация в Европе характеризовалась  несколькими тенденциями.

2 этап. 1945-1985 гг. Сотрудничество  с социалистическим лагерем. Политическая  экспансия в страны третьего  мира. По окончании Второй мировой  войны СССР окружил себя странами  с советскими режимами. Это позволило  осуществить реализовать социалистическую  модель международного разделения  труда.

3 этап. 1985-1991 гг. Преодоление  тоталитарного наследия. Полная  открытость на фоне непрофессионализма. Снижение роли России в мировых  политических процессах. 

4 этап. 1991-2000 гг. "Братание" с бывшими соперниками. Разрушение  СССР. Образование СНГ. Вульгаризм  и непрофессионализм на высшем  уровне. Противостояние законодательной  и исполнительной властей не  могло не сказаться на стабильности  в экономике.

5 этап. 2000 г. – настоящее  время. Внешнеэкономический прагматизм  на фоне благоприятной конъюнктуры  в экспортных статьях. На фоне  усталости населения от демократических  реформ осуществляется попытка  внутриполитической стабилизации  и консолидации общества вокруг  сильной власти.

Наиболее универсальным  показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный  уровень развития национальной экономики  страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность  функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности  в мировые интеграционные процессы.

ВВП России по паритету покупательной  способности (ППС) на душу населения  вырос за 10 лет в 2 раза — с $8842 в 2002 году до $17687 до в 2012 году.

Рост ВВП России,  начиная  с 2000  года,  в значительной мере обусловлен ростом мировых цен на энергоресурсы и металлы, ростом экспорта нефти. Академик Д. С. Львов: «В стоимости производимого в России валового продукта 75% занимают природные  ресурсы. За счет труда создается  только 5% национального богатства. Но эти проценты дают нам 2/3 всех собираемых налогов.  Тогда как нефть,  газ,  лес,  металл и т.д.  дают лишь 13%  налоговых поступлений» .

По мнению наших высокопоставленных экономистов, Россия достигнет уровня Германии по ВВП на душу населения  к 2030 году

Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса  на ее интеграцию в мировую экономику  является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных  экономических отношениях, которые  в значительной мере регулируются нормами  и правилами данной организации.

Информация о работе Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике