Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа
Предмет исследования – анализ роли России в мировой экономике
Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи - рассмотреть этапы взаимодействия России с мировой экономикой, изучить структуру торговли России, движение факторов производства. Изучить экономику России и ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Введение 3
1 Теоретические аспекты интеграции России в мировое хозяйство 5 1.1 Формирование предпосылок и история выхода России на мировую экономическую арену 7
1.2 Социально-экономический потенциал России 9
2 Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике 13
2.1 Структура движения факторов производства в России 18
2.2 Внешняя торговля России 24
2.3 Перспективы интеграции России в мировое хозяйство 28
Заключение 32
Список используемой литературы 38
Данные таблицы
С 1992 года Россия выступает
самостоятельным субъектом
Валютно-финансовый кризис 1998 года в сочетании
со снижением цен на нефть в 1997–1998 годах,
главный экспортный товар России, привел
к резкому спаду внешнеторгового оборота,
вывоза и ввоза. При этом изменение ситуации
на мировом рынке нефти в 1999–2001 годах,
когда цены существенно выросли, позволило
сохранить общий стоимостный объем экспорта
на уровне 1998 года при дальнейшем резком
сокращении ввоза (почти на 40% по сравнению
с максимальным объемом импорта, достигнутым
в 1997 году). В основном этот перечень довольно
стабилен, но страны, находящиеся в верхней
части списка, периодически менялись местами.
Товарная структура ввоза и вывоза России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся в 90-е годы товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалу России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства с одной стороны, а также неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства – с другой. Сырьевая структура российского экспорта предопределяет возможность резких колебаний его объемов (в стоимостном выражении, а в физическом мы уже давно не можем что-то увеличить) в зависимости от мировых цен. Такая привязка экспорта к конъюнктуре мирового рынка создает реальную угрозу национальной безопасности России.
Не следует забывать, что
долгое время экономика России находится
в значительной зависимости от закупок
продовольственных товаров и сырья для
их производства. Продовольственная безопасность
России во много зависит от стран дальнего
зарубежья, т. к. 85% импорта продовольствия
– из стран дальнего зарубежья.
Не менее важной позицией импорта являются
лекарственные средства – Россия на 2/3
зависит от их ввоза. Около 30% закупок из
стран дальнего зарубежья составляют
машины и оборудование. Однако при этом
доля высокотехнологичного оборудования
составляет сотые доли процента. Это очень
негативная тенденция для общего состояния
экономики страны.
За последние 10–15 лет Россия сдала свои
позиции в мировой экономике. Так, по удельному
весу в мировом ВНП Россия с 6-го места
(около 4%) переместилась в 1999 году на 15–16
место (1,7%). По доле в мировом экспорте
Россия передвинулась с 9-го места (около
3%) на 19–20 место (1,2%). По объему внешнеторговогооборота
мы находимся в середине третьего десятка
(25–27 места)14.
Исходя из вышеизложенного, центральные
и в то же время самые сложные задачи реформирования
российской экономики – восстановление
и развитие экспортного потенциала страны,
повышение конкурентоспособности российских
товаров на международных рынках, формирование
рациональной структуры экспорта и импорта,
привлечение иностранных инвестиций на
взаимовыгодных условиях, обеспечение
экономической безопасности России.
Экономический рост в России
в настоящее время носит экстенсивный
характер и происходит прежде всего за
счет традиционной неконкурентоспособной
продукции. Россия почти не производит
современной и высококачественной конкурентоспособной
продукции массового спроса гражданского,
т.е. невоенного, назначения. Более того,
в отличие от новых индустриальных стран
и таких крупных развивающихся стран,
как Бразилия, Индия и тем более Китай,
Россия пока не сумела пробиться на широкий
мировой рынок, занять собственные надежные
ниши по поставкам готовой, а не сырьевой
промышленной и сельскохозяйственной
продукции.
Россия остается также и
страной не доведенных до конца реформ.
Большинство неудач в сфере российской
экономики и ее реформирования было обусловлено
слабостью институтов власти, отсутствием
необходимой политической воли к созданию
истинно эффективной рыночной экономики
и формированию демократического строя.
Недостаточный профессионализм, неграмотность
и неопределенность в принятии решений,
бездеятельность, а порой и прямой саботаж
при их выполнении на разных уровнях государственной
власти, слияние последней с финансовой
и частнопредпринимательской средой превратились
в обычное явление в системе нынешнего
управления в России. Все это не может
не сказаться самым негативным образом
на характере развития нашей экономики.
Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе
часто называют «российской ментальной
инвалидностью», – об отсутствии четкости
и определенности в общественном сознании.
Наше общество не полностью отбросило
прежнее советское идеологизированное
мышление, не подвело черту под своим коммунистическим
прошлым в виде общественного суда над
преступлениями большевиков, раскаяния
или покаяния за беззакония, за насилие,
за трагедии советского периода российской
истории.
В связи с этим РФ
и ее экономику ожидает немало трудностей,
смут и неопределенностей. Наиболее опасные
из них могут быть связаны с обострением
социального недовольства, а также с территориальными
проблемами. Но в принципе у России есть
все предпосылки не только для экономического
роста, но и для экономического и социального
процветания. И прежде всего это колоссальные
людские, технологические, производственные
и природные ресурсы: предприимчивые и
образованные люди нового поколения, научно-технический
потенциал в виде большой армии ученых,
многочисленных НИИ и КБ, внушительного
военно-промышленного комплекса, станочного
парка и т. д. К этому следует также добавить
финансовые ресурсы и проявленную в последние
годы политическую волю к возрождению
России.
В перспективе до 2015 года можно
ожидать достаточно нормального и качественно
улучшенного роста ВВП и промышленного
производства. При этом среднегодовой
темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее
всего, порядка 5 %, промышленного производства
– несколько меньше (4 %). Некоторое отставание
темпа роста промышленности от темпов
роста ВВП характерно для стран, находящихся
на постиндустриальной стадии развития
экономики. Есть основания полагать, что
в экономике России уже начался процесс
перехода к постиндустриальной стадии.
Помимо роста
капиталовложений, который сейчас опережает
рост ВВП, со временем должны заработать
такие факторы, как ускорение научно-технического
прогресса, широкомасштабная предпринимательская
инициатива, форсированный экспорт готовых
изделий, прежде всего продукции машиностроения.
Существует два варианта возможной государственной
экономической политики на перспективу
до 2015 года. Во-первых, частичный возврат
к авторитарным методам прямого государственного
воздействия на развитие экономики с использованием
рыночных механизмов, экономических рычагов
и стимулов на базе уже созданных элементов
рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более
решительное и настойчивое продолжение
ранее начатых рыночных реформ с признанием
допущенных ошибок, их исправлением и
корректировкой рыночного курса, дальнейшим
сотрудничеством с передовыми странами
Запада, упором на ценности правового
государства и гражданского общества.
Второй, наиболее предпочтительный
вариант связан с необходимостью обеспечить
современную законодательную базу и поместить
экономический рост в рамки правового
государства и гражданского общества.
Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам,
вмешивающимся в естественный процесс
конкурентной хозяйственной деятельности
в корыстных интересах, и осуществить
давно назревшую административную реформу
в целях оздоровления всего общества.
Не менее существенно сохранить приверженность
демократии и нормальному взаимодействию
рыночных и демократических институтов
и в основу экономического развития страны
положить конкурентоспособность и широкий
поток инноваций.
В перспективе до 2020 г. в России можно ожидать нормального и качественно улучшающегося роста ВВП, особенно промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2020 г. составит предположительно не менее 6%, промышленного производства — 4%. Опережающие темпы роста промышленности характерны для стран, находящихся на индустриальной стадии развития, отстающие темпы (по сравнению с ростом ВВП) — для стран, переходящих к постиндустриальной экономике. Россия относится к числу последних стран. Помимо роста капвложений со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения
Другой аспект прогноза — перспективы включения России в интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, ее участия в едином общеевропейском экономическом пространстве, в образовании так называемой Большой Европы — от Ирландии до Камчатки.
Представляется, что в России по мере экономического прогресса, укрепления демократии и ценностей цивилизации процесс вхождения страны в единое общеевропейское пространство должен стать естественным и взаимовыгодным.
Россия — неотъемлемая часть Европы, вобравшая корни древнеримской и византийской цивилизаций. Но в то же время Россия и Евразия. Однако ее сырьевой и производственный потенциал, рыночные возможности должны эффективно использоваться в интересах всей Европы. Процесс вхождения России в Большую Европу, точнее, процесс образования Большой Европы, будет сложным и долгим. Потребуется адаптация российского законодательства к западноевропейскому, принятие Россией норм и стандартов, ставших правилом в цивилизованном мире. Но все это разрешимо при наличии политической воли с обеих сторон и твердо проводимой политики в направлении экономической интеграции Востока и Запада.
В любом случае в перспективе для экономики России необходима ориентация на высокие технологии и ускорение научно-технического прогресса. Сохранение в экономическом развитии направленности на сырье и его экспорт приведет лишь к закреплению технологического отставания России от Запада и не отвечает национальным интересам страны. Опираясь на отечественный научно-технический потенциал, страна должна совершить прорыв в технологиях и занять одно из ведущих мест в мире.
Заключение
Процесс интеграции России
в мировое хозяйство, ее утверждение
как равноправного участника
в системе международных
Проблема интеграции России
в мировое экономическое
Предпосылками к ее решению могут стать:
Историко-экономический
анализ показывает, что Россия (СССР)
прошла пять этапов во взаимодействии
с мировой экономикой. По мнению
автора, эти этапы имеют следующие
временные границы и
1 этап. 1917-1945 гг. Политическая
и экономическая изоляция. Экономико-политическая
ситуация в Европе
2 этап. 1945-1985 гг. Сотрудничество
с социалистическим лагерем.
3 этап. 1985-1991 гг. Преодоление
тоталитарного наследия. Полная
открытость на фоне
4 этап. 1991-2000 гг. "Братание"
с бывшими соперниками.
5 этап. 2000 г. – настоящее
время. Внешнеэкономический
Наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы.
ВВП России по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения вырос за 10 лет в 2 раза — с $8842 в 2002 году до $17687 до в 2012 году.
Рост ВВП России, начиная
с 2000 года, в значительной мере
обусловлен ростом мировых цен на
энергоресурсы и металлы, ростом
экспорта нефти. Академик Д. С. Львов: «В
стоимости производимого в
По мнению наших высокопоставленных экономистов, Россия достигнет уровня Германии по ВВП на душу населения к 2030 году
Информация о работе Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике