Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – анализ роли России в мировой экономике
Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи - рассмотреть этапы взаимодействия России с мировой экономикой, изучить структуру торговли России, движение факторов производства. Изучить экономику России и ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты интеграции России в мировое хозяйство 5 1.1 Формирование предпосылок и история выхода России на мировую экономическую арену 7
1.2 Социально-экономический потенциал России 9
2 Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике 13
2.1 Структура движения факторов производства в России 18
2.2 Внешняя торговля России 24
2.3 Перспективы интеграции России в мировое хозяйство 28
Заключение 32
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Россия в мировой экономике.docx

— 85.17 Кб (Скачать)

Тем не менее, обобщив все  имеющиеся в научной литературе мнения и подходы к пониманию  сущности и состава СЭПНХСС, оценке его роли и значения в практике национального хозяйствования, совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны можно  определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования  всех видов ресурсов, которыми располагает  страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в  области экономического и социального  прогресса, стоящих в конкретный период ее развития4.

Наиболее универсальным  показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный  уровень развития национальной экономики  страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность  функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности  в мировые интеграционные процессы и т.п5.

ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической  деятельности на территории страны в  течение длительного срока (не менее  года). Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения  доходов, конечного использования  материальных благ и услуг6.

При оценке постоянного объема ВВП как измерителя или характеристики (параметра) СЭПНХСС необходимо принимать  во внимание также влияние естественных условий, которые объективно оказывают воздействие на уровень возможной реализации СЭПНХСС. Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на размер и структуру СЭПНХСС, его динамику в каждом конкретном периоде:

  • объем и доступность располагаемых ресурсов экономики;
  • достигнутый уровень развития технического прогресса;
  • накопленный страной потенциал в области научных исследований, уровень подготовки кадров, определяющий качество трудовых ресурсов страны.

ВВП России по паритету покупательной  способности (ППС) на душу населения  вырос за 10 лет в 2 раза — с $8842 в 2002 году до $17687 до в 2012 году. Об этом свидетельствуют  статистические данные Международного валютного фонда (МВФ).

Поэтому показателю Россия находится выше таких стран, как Антигуа и Барбуда, но ниже Хорватии.

На постсоветском пространстве этот показатель выше только у Эстонии ($22991), Литвы ($20088) и Латвии ($18140). Белорусский  ВВП за последнее десятилетие  вырос в 2,7 раза — с $5867 до $16088. Позиция  Украины укрепилась значительно  скромнее (с $4002 до $7598).

Лидером рейтинга стал Катар, у которого ВВП по ППС на душу населения, как  и у России, удвоился. Однако от Катара РФ отстает почти в 6 раз.

 Как отмечает аналитик «Инвесткафе» Андрей Сахаров, некоторые аспекты данного рейтинга по России «требуют уточнения: это, в первую очередь, динамика численности населения и социальное неравенство». Их анализ позволяет сделать вывод о «качестве» «ВВП России на душу населения по покупательной способности».

«Численность населения (России —  ред.), составлявшая в 2002 году 145,6 млн  человек, сейчас снизилась до 142,9 млн  человек. То есть за 10 лет численность россиян снизилась без малого на 2%. Полагаю, что такое изменение вряд ли могло оказать значительное влияние на расчет индекса», — говорится в комментарии эксперта.

Кроме того, указывает он, необходимо помнить об усилении в стране социального  неравенства, приводящего к тому, что «богатые еще больше богатеют, а бедные – беднеют». Это явление  характеризуется индексом HDI (Human Development Index). Индекс HDI располагается в интервале  от 0 до 1. Чем ближе этот показатель к нижней границе диапазона, тем  сильнее неравенство. У России этот показатель составляет 0,68, а у, например, Великобритании — 0,88. То есть социальное неравенство в России по сравнению  с Великобританией выражено на 22% сильнее. Очевидно, что разница достаточно существенная. Таким образом, социальное неравенство остается одной из острейших  проблем и оказывает значительное влияния на «качество» среднедушевого ВВП.

Рост ВВП России,  начиная  с 2000  года,  в значительной мере обусловлен ростом мировых цен на энергоресурсы и металлы, ростом экспорта нефти. Академик Д. С. Львов: «В стоимости производимого в России валового продукта 75% занимают природные ресурсы. За счет труда создается только 5% национального богатства. Но эти проценты дают нам 2/3 всех собираемых налогов.  Тогда как нефть,  газ,  лес,  металл и т.д.  дают лишь 13%  налоговых поступлений» .  Каковы перспективы развития России?  По мнению наших высокопоставленных экономистов, Россия достигнет уровня Германии по ВВП на душу населения к 2030 году (в каких же объемах в этом году будут вывозиться наши ресурсы и насколько уменьшится численность населения?). В стране всегда было с избытком руководителей – мечтателей. И, хотя мы уже имеем некоторое представление о масштабах и перспективах нашей сырьевой экономики, помечтаем вместе с ним счастливое будущее ждет наших здоровых, воспитанных и хорошо образованных детей и внуков7.

  1. Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике

Одной из важнейших  задач провозглашенного Россией  стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных  экономических отношениях, которые  в значительной мере регулируются нормами  и правилами данной организации.

Вместе с тем, присоединение  к ВТО сопряжено с решением комплекса сложных проблем, охватывающих не только наши внешнеэкономические  связи, но и экономику страны в  целом.

На сегодняшний день цель торговой политики России — изменение  экспортной структуры, постепенное  сокращение доли сырья и основных материалов и увеличение доли товаров  обрабатывающей промышленности.

В программах правительства  предусматривается направление  части государственных средств  на стимулирование экспортного производства в качестве льготных кредитов или  иных форм финансовой помощи, а также  освобождение экспортно-ориентированных  предприятий от налогов или их снижения. Все это потребует значительных бюджетных средств, изыскать которые  пока что, видимо, невозможно при нынешнем напряженном финансовом положении.

Но сбыт готовой продукции  вряд ли был бы более успешным и  при достаточном объеме финансовых средств.

Торговые барьеры, применяемые  на сегодняшний день в международной  торговле — большая помеха, и  членство в ВТО вряд ли вряд ли дает такие положительные результаты в устранении их, как этого хотелось бы.

Ведущие компании развитых стран достигли наилучшего использования  преимуществ международного разделения труда. Смогут ли производители России участвовать в конкуренции на мировом рынке, постепенно переходя к глобальной ориентации.

Россия могла бы воспользоваться  преимуществом режима наибольшего  благоприятствования, распространяющегося  на страны — члены ВТО, это означало бы и снижение таможенных пошлин на ее экспортные товары, что улучшит  инвестиционный климат в стране. Приток инвестиций позволил бы расширить масштаб  производства, снизить его издержки и получить возможность осуществления  экспортно-ориентированной стратегии  развития, успешной на примере других стран, преодолевших экономическую  отсталость.

Потребители внутри страны тоже получили бы некоторые выгоды, т.к. снижение импортных пошлин снизило  бы стоимость импортных товаров  и увеличило бы емкость рынка  за счет интенсивной составляющей.

Также, возможно, что снижение импортных пошлин на некоторые виды товаров позволило бы повысить конкурентную способность на внутреннем рынке (запчасти, различные материалы, технологии как  первого, так и второго порядка, машины и оборудование), что очень  важно и необходимо для отечественного производителя, который из-за высоких  цен вышеуказанных товаров не может наладить эффективное в  достаточной мере производство и  повысить качество своей продукции.

Конечно же, и правовые условия  внешней торговли, выработанные в  рамках ГАТТ за полувековой период, также могли бы принести пользу России в развитии нормальных внешнеэкономических  отношений.

Сейчас многие государства  применяют дискриминационные ограничительные  меры в своих торговых отношениях с Россией.

В Министерстве торговли уже с 1992 года отмечают, что внешнеторговых санкций, принимаемых на Западе против России, становится все больше и больше. В начале 90-х годов их было не более 10, сейчас — 1238. Общий ущерб, по оценкам Министерства торговли, — более 2,2 млрд. долл. в год. Общение с Россией идет по особым правилам — иначе ведутся антидемпинговые расследования, по-своему рассчитываются цены и таможенные пошлины. Начисление таможенных пошлин доходит до 300% (как, например, по нитрату аммония) или 177% (как по холоднокатаной стали). Министерство торговли старается регулировать торговые споры, с тем, чтобы минимизировать потери от этих санкций.

Но существует и более  серьезная угроза — Россия может  окончательно потерять свои позиции  на многих международных рынках. Заместитель  руководителя департамента по регулированию  внешнеэкономической деятельности говорит, что «страны Запада действуют  в соответствии со своими законами, в которых четко прописано, какие  правила применяются по отношению  к странам с рыночной экономикой, какие — к нерыночным, т.е. таким, как Россия. И чтобы Россия была признана «страной с рыночной экономикой»9 необходимо пройти определенную жесткую процедуру в соответствии с законодательством конкретного торгового партнера. Россия имеет статус страны с переходной экономикой, а особые права предоставляются только развивающимся странам, но Россия может рассчитывать на предоставление переходного периода для необходимой адаптации к условиям конкуренции, характерной для стран с открытой экономикой. При этом Россия сможет в течение первого этапа (4—7 лет) с помощью защищающих пошлин сократить использование своих ресурсов.

Следующий этап (10 лет) необходим  для структурных изменений экономики  в целом, налаживания выпуска  продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В этот период будут  продолжать действовать более высокие  импортные пошлины, чем в других странах — партнерах по ВТО.

В настоящее время Россия стоит  на пороге вступления в ВТО. Мы подали заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ в ВТО подтвердили свое намерение в декабре 1994 г. Сейчас Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

Вступив в ВТО, наша страна возьмет  на себя определенные обязательства. Именно это определит, как в перспективе  будет происходить интеграция РФ в мировое хозяйство, а значит и экономическое будущее страны.

Какие же плюсы получит Россия от вступления ВТО?

Прежде всего, распространится  принцип наибольшего благоприятствования. Это означает, что отечественная  продукция не будет попадать под  дискриминационные меры. Сейчас по степени дискриминации мы находимся  на втором месте в мире после Китая10.

Появится также возможность  разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу. Существенно  повысится роль стимулирующей и  оздоровляющей международной конкуренции  для отечественного производителя. В перспективе вступление в ВТО  — это возможность получить таможенные льготы, облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов, получить передовые  технологии.

После вступления в ВТО перед страной встанут  следующие проблемы:

1) Россия в значительной степени  должна будет либерализовать  свой внешнеторговый режим, реализуя  принципы свободной торговли  со странами-членами ВТО. Это  может подорвать и так невысокую  конкурентоспособность российских  предприятий.

2) Страна станет еще более  зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин  вытеснить импорт с отечественного  рынка будет очень сложно.

3)Страховой рынок может быть  полностью захвачен иностранными  страховщиками, имеющими значительно  больший капитал, чем отечественные  компании.

4)Наплыв дешевого импорта приведет  к закрытию ряда производств  и нарастанию безработицы.

Очевидно, что при вступлении в  ВТО России придется пойти на смягчение  таможенного режима. Этот момент имеет  два аспекта:

Во-первых, государство должно определить приоритетные отрасли и их защищать, а продукцию не конкурентоспособных  отраслей заменит дешевый импорт.

Во-вторых, выполняя свою фискальную функцию, таможенные пошлины формируют  до 37% федерального бюджета.

Итак, из анализа «за» и  «против» вступления России в ВТО  нельзя однозначно сказать, насколько  это целесообразно. Можно лишь отметить, что издержки присоединения, которые  придется нести национальным экономическим  субъектам, вполне реальны и возникают  непосредственно после завершения переговоров. Основная часть выгод  от присоединения, напротив, носит ожидаемый  характер. Иными словами, за них предстоит  побороться, но исход этой борьбы отнюдь не очевиден.

Но есть и другой мотивационный  аспект, несомненно, притормаживающий сегодня Россию на пути в ВТО. Это неясность, собственно, перспектив самой этой организации в посткризисном финансово-экономическом мироустройстве. Дело в том, что в последнее время лидеры многих государств, словно откликнувшись на призыв российского президента о "конкретике" предложений к весеннему саммиту "Большой Двадцатки", который должен определить, по словам Дмитрия Медведева, "контуры той самой новой архитектуры финансовой безопасности, рассчитанной на десятилетия вперед", начали излагать свои соображения относительно этой самой "архитектуры".

Информация о работе Проблемы и перспективы участия России в мировой экономике