Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 02:40, курсовая работа

Описание работы

Об уровне развития рынка ценных бумаг в стране или регионе можно судить по качеству выполняемых им основных функций. Главная функция рынка ценных бумаг проявляется в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности, а также в переводе сбережений домашних хозяйств из непроизводительной в производительную форму. Рынок ценных бумаг способствует не только перераспределению денежных средств, но и перераспределению права собственности путем купли-продажи долевых ценных бумаг — акций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики…………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие корпоративных облигаций, эмитенты, инвесторы……...…... 5
1.2 Структура рынка корпоративных облигаций………...………………… 11
1.3 Особенности и преимущества облигационных займов………………... 21
2 Анализ проблем и перспектив развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….………………….............................. 23
2.1 Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….…………………......................................................................... 23
2.2 Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь …………………………………….……………......…. 25
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список использованных источников……………..………………………… 31

Работа содержит 1 файл

ВАЖНЫЙ КУРСАЧ - office 2003.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

      Примечание  – Источник [1, с. 35, таблица 5]. 

     Как известно, рыночная цена эмиссионных ценных бумаг может быть установлена на основе определенного количества сделок, и чем больше объем этих сделок, тем адекватнее будет отражаться истинное положение дел на рынке с конкретным активом. Вместе с тем показатель “рыночная цена” является достаточно важным для инвесторов, так как он служит основой для формирования финансовой отчетности, отражения доходов и расходов, создания резервов под обесценивание ценных бумаг.

     В связи с этим в Республике Беларусь расчет рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа”, установлен законодательно следующим образом: — в случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по эмиссионной ценной бумаге было совершено десять и более сделок, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной эмиссионной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня;

     — в случае если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по эмиссионной ценной бумаге было совершено менее десяти сделок (в том числе отсутствие сделок), то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной эмиссионной ценной бумаги по последним десяти сделкам, совершенным в течение последних 30 торговых

дней;

     — в случае если по эмиссионной ценной бумаге в течение последних 30 торговых дней было совершено менее десяти сделок, то рыночная цена не рассчитывается.

     Очевидно, что такие условия определения рыночной цены акций весьма лояльны. Однако попытка рассчитать рыночную стоимость предприятий, по которым за определенный период времени было хотя бы две реальных сделки, приводит к тому, что такая возможность имеется не более чем по 150 предприятиям. А ведь показатели рыночной цены и капитализации являются ключевыми для того, чтобы можно было говорить о создании репрезентативных условий для начала расчета индекса рынка акций.

     Мировая практика свидетельствует о том, что для создания ликвидного рынка акций, рынка, на котором законы формирования справедливой рыночной стоимости работают и ее можно включить в расчет объективного индекса, необходимо, чтобы доля свободнообращающихся акций, акций, распределенных среди мелких и средних инвесторов, составляла не менее 25% от общего объема эмиссии акций. На белорусском рынке акций должны появиться “локомотивы”, или “голубые фишки”, поскольку 5—7% свободнообращающихся акций мелких и средних региональных предприятий не сформируют полноценный национальный фондовый рынок.

     Таким образом, сегодня, несмотря на высокие темпы роста торговых оборотов на рынке акций, объективные условия для начала расчета национального фондового индекса представляются недостаточными. И даже полная отмена моратория с 2011 г. скорее приблизит, а не создаст окончательно

эти условия. Видимо, ключевые решения, от которых будет зависеть создание объективных с точки зрения мировой практики условий для расчета репрезентативного национального фондового индекса, лежат в плоскости активизации приватизационных процессов с их интерполяцией на широкие слои мелкорозничных и средних инвесторов.   

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                               В основу адекватной парадигмы, способствующей формированию эффективного рынка капитала в белорусской экономике, должно быть положено оптимальное сочетание экономического либерализма и государственного регулирования (не секрет, что именно низкий уровень последнего обозначен аналитиками в качестве одной из фундаментальных причин разразившегося финансового кризиса). В экономике Республики Беларусь имела место иная крайность – чрезвычайная зарегулированность, являвшаяся практически непреодолимым препятствием для развития вторичного рынка ценных бумаг. Вследствие данных обстоятельств оборот корпоративных ценных бумаг в структуре фондового рынка составлял десятые и сотые доли процента при абсолютном доминировании государственных ценных бумаг. В результате практически отсутствуют возможности осуществления одного из этапов фундаментального анализа, базирующегося на сопоставлении балансовой и рыночной стоимости активов, и соответствующего прогнозирования долгосрочных тенденций. В свою очередь, подобная ситуация предопределяет наличие низкой степени информационной эффективности рынка капитала, преодоление которой является одной из наиболее острых и актуальных проблем государственной политики на рынке ценных бумаг.

     В настоящее время в Республике Беларусь предприняты серьезные усилия по либерализации фондового рынка (главным образом в правовой плоскости), однако наилучшее сочетание взаимодействия государства и рынка в финансовой сфере пока не найдено.

     Представляется, что стратегия привлечения инвесторов на отечественный рынок капитала в первую очередь, будет сориентирована на внутреннего инвестора. Что касается долгосрочной перспективы, то только внутренних ресурсов будет недостаточно для обеспечения устойчивого экономического роста, поэтому привлечение иностранных инвестиций также является составной частью государственной политики на рынке ценных бумаг. Необходимо создание условий для привлечения всех категорий инвесторов из разных стран мира и, в первую очередь, интегрируемых стран. Но создание внутренней широкой инвестиционной базы является необходимым предварительным условием массового прихода иностранных инвесторов и одновременно выступает в качестве основного фактора устойчивости национального рынка. Поэтому в тактическом плане необходимо разрешение противоречия между формирующимся спросом на финансовые активы со стороны внутренних и зарубежных инвесторов, и их наличным предложением.

     Данное  противоречие проявляется в преобладании в настоящий момент времени акционерного капитала в структуре фондового рынка и сосредоточенности на акциях как на основном источнике инвестиций, идущее от англосаксонской модели. Это предложение не соответствует предъявляемому спросу на финансовые активы с заданными критериями инвестиционной привлекательности, т. е. с оптимальным сочетанием доходности и надежности вложений.

     Структура корпоративного финансирования на фондовом рынке должна выглядеть следующим образом: долгосрочные инвестиционные проекты обслуживаются за счет эмиссии облигаций, а пополнение оборотных средств осуществляется за счет выпуска классических векселей (не суррогатов), причем оба эти сегмента успешно развиваются и взаимно дополняют друг друга.

     Взаимообусловленность и взаимодополняемость данных сегментов связана с тем, что организация корпоративных заимствований посредством выпуска векселей и облигаций имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами банковского кредитования, способствуя облегчению доступа к долговым капиталам и формированию публичной кредитной истории. Последнее обстоятельство особенно немаловажно, ибо позволяет впоследствии не только успешно размещать облигационные займы, но и привлекать инвестиции с международных рынков капиталов через

эмиссию еврооблигаций.

     Этот  инвестиционный инструмент способен со временем выступить как в роли одной из наиболее привлекательных финансовых альтернатив, предлагаемых институциональным инвесторам на формирующихся рынках капитала, так и реализовать себя в качестве оптимального инвестиционного решения, приемлемого для индивидуальных сберегателей финансовых ресурсов. Представляется, что становление сегмента корпоративных облигаций с приемлемыми вариациями доходности и риска и наилучшим сочетанием интересов эмитентов и инвесторов является не просто одним из возможных

вариантов развития финансового рынка в  Республике Беларусь, но и, в некотором  смысле, приоритетным вариантом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 

1. Банкаўскi веснiк , №1, 2010

2. Берзинь Е.В., Стомма А.С. Рынок корпоративных ценных бумаг: реалии и тенденции // Финансы, учет, аудит, 2007, №9 (164)

3. Бюллетень банковской статистики, №1 (103), 2008.

4. Бюллетень банковской статистики, №1 (115), 2009.

5. Бюллетень банковской статистики, №1 (67), 2005.

6. Бюллетень банковской статистики, №1 (79), 2006.

7. Бюллетень банковской статистики, №1 (91), 2007.

8. Бюллетень банковской статистики, №2 (104), 2008.

9. В.В. Булатов. Фондовый рынок в структурной перестройке экономики. – М.: Наука. 2002. – 416 с.

10. ГК РБ: с изм. и доп. по состоянию на 1 апр. 2007 г. – 4-е изд., с изм. и доп. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 656 с.  

11. Губич А. Рынок корпоративных облигаций // Белорусский фондовый рынок. 2004. № 10.

12. Динамика объема эмиссии и стоимости акций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении // Сайт Национального банка Республики Беларусь - http://www.nbrb.by/statistics/securMarket/Secur_A.xls

13. Динамика объема эмиссии и стоимости облигаций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении // Сайт Национального банка Республики Беларусь - http://www.nbrb.by/statistics/securMarket/ Bonds_A.xls

14. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, Москва, 1997.

15. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.; БГЭУ, 2005. С. 524-540.

16. О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006г. № 277: Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008г. № 194.

17. О выпуске банками облигаций: Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006г. № 537.

18. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям банков, от обложения подоходным налогом: Указу Президента Республики Беларусь от 04 апреля 2006г. № 201

19. Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям ОАО «АСБ Беларусбанк», от обложения подоходным налогом: Указ Президента от 29 декабря 2004г. №626.

20. Облигационный бум начинается // Белорусы и рынок, №24(709) 26 июня - 3 июля 2006.

21. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2006 году // Протокол заседания коллегии Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь от 27.02.2007г. №1.: Минск, 2007.

22. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2007 году // Протокол заседания коллегии Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь от 04.04.2008г. №3.: Минск, 2008.

23. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в первом полугодии 2008 года //  Протокол заседания коллегии Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь от 09.10.2008г. №8.: Минск, 2008.

24. Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы // Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.01.2008 №78/1.

25. Раков А. Новые источники расширения ресурсной базы банков // Банковский вестник, 2007, №22 (387)

26. Рекомендации по применению инструментария фондового рынка для привлечения инвестиций предприятиями реального сектора экономики // Подготовлено Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2008 № 11/225-151.: Минск, 2008.

27. Республика Беларусь // О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ: Информационно-аналитический обзор Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ, Москва, 2008, С. 21-24.

28. Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития, Москва, 2000.

29. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / П.А. Маманович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 320с.

30. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.: ил.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь