Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 02:40, курсовая работа

Описание работы

Об уровне развития рынка ценных бумаг в стране или регионе можно судить по качеству выполняемых им основных функций. Главная функция рынка ценных бумаг проявляется в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности, а также в переводе сбережений домашних хозяйств из непроизводительной в производительную форму. Рынок ценных бумаг способствует не только перераспределению денежных средств, но и перераспределению права собственности путем купли-продажи долевых ценных бумаг — акций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики…………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие корпоративных облигаций, эмитенты, инвесторы……...…... 5
1.2 Структура рынка корпоративных облигаций………...………………… 11
1.3 Особенности и преимущества облигационных займов………………... 21
2 Анализ проблем и перспектив развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….………………….............................. 23
2.1 Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….…………………......................................................................... 23
2.2 Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь …………………………………….……………......…. 25
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список использованных источников……………..………………………… 31

Работа содержит 1 файл

ВАЖНЫЙ КУРСАЧ - office 2003.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Белорусский государственный  экономический 

университет» 

Бобруйский  филиал 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по  дисциплине: Макроэкономика

    на  тему: Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь 
 
 
 

Студентка

2 курса, М  091                                                                                       Т.М. Волчкова 
 
 

Руководитель

(ассистент)                                                                                          Н.П. Винницкая 
 
 
 
 
 
 
 

БОБРУЙСК 2010

      РЕФЕРАТ 
 
 

    Курсовая работа: 32 с., 3 рис., 3 табл., 35 источников 

    РЫНОК КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ, ЭМИТЕНТЫ, ИНВЕСТОРЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ 

    Объектом  и предметом исследования являются проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг.

    Цель  работы определить основные характеристики и особенности рынка корпоративных облигаций и установить основные проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь.

    В процессе работы рассматривается значение рынка корпоративных ценных бумаг, понятие корпоративных облигаций, их классификация, варианты размещения, особенности и преимущества облигационных займов, а также исследуются проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь. 
 

    Автор подтверждает, что весь аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

                                                                                                          _____________________

                                                                                             (подпись студента)

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Значение  рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики…………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие корпоративных облигаций, эмитенты, инвесторы……...…... 5
1.2 Структура рынка корпоративных  облигаций………...………………… 11
1.3 Особенности и преимущества облигационных  займов………………... 21
2 Анализ проблем и перспектив развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….………………….............................. 23
2.1 Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь…….…………………......................................................................... 23
2.2 Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь …………………………………….……………......…. 25
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список  использованных источников……………..………………………… 31

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Об  уровне развития рынка ценных бумаг в стране или регионе можно судить по качеству выполняемых им основных функций. Главная функция рынка ценных бумаг проявляется в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности, а также в переводе сбережений домашних хозяйств из непроизводительной в производительную форму. Рынок ценных бумаг способствует не только перераспределению денежных средств, но и перераспределению права собственности путем купли-продажи долевых ценных бумаг — акций.

     Важную  роль этот рынок играет и в осуществлении денежно-кредитной политики государства: посредством выпуска государственных ценных бумаг осуществляется финансирование дефицита государственного бюджета страны; для регулирования объема денежной массы в обращении центральные банки проводят операции на открытом рынке и используют для этого не только государственные ценные бумаги и ценные бумаги собственной эмиссии, но и надежные ценные бумаги других эмитентов, принимаемые в залог по выдаваемым центральным банком кредитам коммерческим банкам.

     Социальная  функция проявляется в предоставлении широким слоям населения права управления предприятиями в форме акционерных обществ посредством владения акциями этих предприятий, а также выражается в возможности использования ценных бумаг в качестве объекта инвестиций и по-

лучения дохода.

     Рынок ценных бумаг выполняет и ряд  других функций, среди которых наиболее яркими являются две следующие: путем использования производных ценных бумаг может осуществляться страхование ценовых и финансовых рисков; на основе анализа колебаний цен на ценные бумаги определенного эмитента можно сделать выводы о его экономическом состоянии, а динамика движения биржевых индексов ценных бумаг иногда позволяет определить состояние целых отраслей экономики.

     Все перечисленные и некоторые другие функции рынка ценных бумаг постепенно увеличивают свою значимость и в развивающейся экономике Республики Беларусь. И роль этого рынка будет возрастать по мере его развития. 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Значение  рынка  корпоративных ценных бумаг для развития экономики 
 

     1. 1 Понятие корпоративных облигаций, эмитенты, инвесторы 
 
 

     Особым  видом корпоративных ценных бумаг  являются корпоративные облигации.            Облигация - это долговая ценная бумага, серийное долговое обязательство. Облигации выпускаются в рамках облигационного займа - сериями (траншами), которые состоят из ценных бумаг, равных между собою по объему предоставляемых прав.        Корпоративные облигации представляют собой ценные бумаги, выпускаемые компанией, представляющие собой срочные долговые обязательства компании перед их владельцем и дающие владельцу право на получение гарантированного дохода в виде процента.    Номинальная стоимость облигации - это стоимость, обозначенная на облигации и удостоверяющая размеры основного долга по ней. Курс облигации определяется в процентах к номиналу, например, при курсе тысячерублевой облигации в 97% ее рыночная цена составит 970 руб. Изменение курса облигации выражается в пунктах. Например, возрастание курса на 3 пункта означает, что облигация подорожала на 3%. Облигация может быть продана по курсу выше или ниже номинала. В первом случае говорят, что она продана “с премией”, во втором - “с дисконтом”. Дисконт (как и премия) - это разница между продажной ценой и номиналом облигации: в случае с премией это разница положительная, а в случае с дисконтом - отрицательная.  Корпоративная облигация отличается от акции тем, что её владелец не является участником акционерного общества и не имеет права голоса. Как правило, облигации продаются и покупаются на фондовой бирже по курсу, зависящему от спроса и предложения на них, а также от приносимого ими дохода.             Обычно корпоративная облигация обладает фиксированным доходом. Её эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определённый момент в будущем, а также с определенной периодичностью выплачивать купонный процент.         Чем выше размер купонного процента, тем выше доходность облигации. Величина купонного процента зависит, в первую очередь, от имиджа, надежности эмитента. Малоизвестный, сомнительный эмитент может привлечь инвесторов только высокой процентной ставкой, тогда как облигации эмитента с солидной репутацией будут расходится и при небольшом купоне.   Компания, решившая выпустить облигации, должна определить форму, сроки и иные условия погашения облигаций. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала компании либо величину обеспечения облигаций.     В отличие от акций, корпоративные облигации могут выпускать не только акционерные общества, но любые коммерческие организации. Корпоративные облигационные займы характеризуются небольшими объемами эмиссии.              Сегодня компании прибегают к организации и размещению облигационных займов, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.          Хотя явным преимуществом эмиссии корпоративных облигаций (неконвертируемых) является сохранение действующими акционерами корпоративного контроля, эмитенту приходится нести определенные обязательства по выплатам и погашению облигаций, установленные по условиям их выпуска. Пойти на это могут лишь компании, имеющие устойчиво высокую рентабельность. Кроме того, для поддержания инвестиционной привлекательности ценных бумаг сами условия выпуска должны быть не хуже, чем условия, предлагаемые другими структурами (включая государство), осуществляющими выпуск долговых обязательств.      Наличие большого числа сдерживающих факторов вовсе не означает, что у рынка корпоративных облигаций нет будущего. Предприятия испытывают огромную потребность в инвестициях, и облигации могут потенциально стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения средств, особенно в сложившейся ситуации, когда подорвано доверие инвесторов к государственным ценным бумагам.         В настоящее время выпуск облигаций содержит целый ряд привлекательных черт для компании - эмитента:       -посредством их размещения компания может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства держателей облигаций в управление финансово-хозяйственной деятельности заемщика;     -возможен выпуск облигаций под реализацию конкретного проекта (внедрение новой технологии, расширение производства, вывод в производство нового изделия и т. д.);           -одновременно с привлечением средств под новые проекты можно получить дополнительные финансовые ресурсы для увеличения объёма производства и реализации основной продукции. Можно встретить, например, автомобильные, квартирные, телефонные облигации;      -возможна эмиссия облигаций для реструктуризации своей задолженности перед бюджетом путем выпуска ценных бумаг - акций или облигаций в пределах сумм долга;         -при выпуске еврооблигаций появляется реальная возможность прямого выхода предприятия на западных инвесторов.     Облигации являются способом привлечения крупных объемов долгосрочного заемного финансирования. Поэтому закономерно, что эмитентами корпоративных облигаций являются как раз те, кто в таком финансировании нуждается - крупные предприятия, имеющие стабильный бизнес. Это, прежде всего крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, компании по оказанию коммунальных услуг, а также финансовые институты — в первую очередь банки. Облигации редко применяются предприятиями из быстрорастущих, высокотехнологичных отраслей, поскольку, эти предприятия обычно не имеют высокой кредитной репутации, а вероятность их банкротства существенно выше.         Облигации никогда не служат инструментом финансирования малого бизнеса. Это финансовый инструмент для крупных и, возможно, средних предприятий. В каждой стране есть некая минимальная величина, делающая выпуск облигаций рентабельным.         При этом в большинстве других стран доля облигаций, выпущенных финансовыми институтами, в общем объеме облигаций частного сектора существенно выше. В частности, в таких странах, как Германия и Япония, на облигации банков приходится подавляющее большинство облигационных займов частного сектора.           Традиционно облигации в США выступали в роли исключительно высоконадежного финансового инструмента, большинство облигаций имели высокий рейтинг. Конечно, в результате неблагоприятных изменений рейтинг облигации мог снизиться, однако первичного размещения низконадежных облигаций не проводилось. Ситуация резко изменилась в 80-х гг., когда появились так называемые бросовые облигации junk bonds. Бросовые облигации стали одним из основных инструментов финансирования быстрорастущих компаний. Данный вид облигаций часто выпускался в целях осуществления поглощения других компаний или выкупа компанией собственных акций с целью перераспределения структуры акционерной собственности. В любом случае за счет выпуска таких облигаций коэффициент задолженности (отношение заемных средств к собственным) резко возрастал, соответственно снижалась и надежность облигаций компании. Именно за счет выпуска бросовых облигаций было осуществлено большинство крупнейших поглощений 80-х в гг. в США.  Для того чтобы облигации применялись как финансовый инструмент, на них должен быть спрос. Спрос на облигации предъявляют инвесторы — то есть субъекты экономики, имеющие временно свободные денежные средства. При этом в большинстве случаев у инвесторов существует достаточно большой выбор альтернатив вложений своих средств — банковские депозиты, покупка акций, покупка иностранной валюты и золота, недвижимости и т. д. Ниже мы рассмотрим факторы, определяющие покупку инвестором именно облигаций, а не других инструментов.          Можно выделить следующие основные группы инвесторов, приобретающих корпоративные облигации:          -банки;             -небанковские финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды);         -частные инвесторы;           -корпоративные инвесторы.          По сравнению с инвестициями в акции инвестиции в облигации ориентированы на более консервативный круг, соответственно и структура держателей облигаций несколько иная, нежели держателей акций. Облигации в долгосрочном периоде времени являются далеко не самым доходным инструментом. За период 1970— 1990 годов (20 лет) средняя доходность облигаций в США составила 9,53% годовых, что заметно ниже доходности вложений в акции (12,32%), золото и антиквариат за аналогичный период [35]. Почему же облигации пользуются спросом у инвесторов? Тому есть ряд причин:         1) низкий риск (держатели надежных облигаций могут с большой долей 
вероятности быть уверенными в получении определенных сумм в будущем, 
чего не скажешь о владельцах акций);        2) удобство вложений (золото и антиквариат также представляют собой 
низкорисковую форму вложений, но работа с ними сопряжена с гораздо 
большими проблемами - его необходимо хранить, оберегать от кражи, кроме того, реализация золота и антиквариата может потребовать длительного 
времени и высоких затрат).         Поскольку облигации сопряжены с меньшим риском, они активно приобретаются теми, кто имеет высокий уровень риска по своим обязательствам, страховыми компаниями, пенсионными фондами, банками (в большинстве стран существуют законодательные ограничения по работе этих организаций с акциями, а вложения в облигации подвержены гораздо меньшим ограничениям). С другой стороны, физические лица зачастую готовы принять более высокий уровень риска для получения большего дохода — поэтому доля частных инвесторов среди держателей облигаций меньше, чем среди держателей более доходных инструментов (например, акций). Структура держателей облигаций в США отражена на рисунке 1.1.

     Рисунок 1.1 – Структура держателей облигаций в США

     Примечание -  Источник: [14].

     При этом структура держателей корпоративных  облигаций несколько отличается от общей структуры держателей облигаций.      Структура держателей корпоративных облигаций в США отражена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Структура держателей корпоративных облигаций в США

     Примечание -  Источник: [35]. 

      Похожей является и структура держателей облигаций в Японии, где частным лицам принадлежит около 22% облигаций, а остальное приходится на долю финансовых институтов. На Тайване доля частных инвесторов составляет 11%, а доля финансового сектора — 85%; в Корее на долю финансового сектора также приходится порядка 80% всех инвестиций в корпоративные облигации. Естественно, значимость той или иной группы инвесторов среди держателей облигаций различна в разных странах, хотя имеет место общая тенденция, состоящая в доминирующей роли финансового сектора, на долю которого приходится 70-80% всего объема инвестиций в корпоративные облигации.

      При этом среди инвесторов из финансового  сектора значительную роль играют небанковские финансовые институты (инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды). В странах, где эта группа финансовых институтов достаточно развита, они обычно опережают банки. Такая ситуация объясняется тем, что банковская деятельность состоит прежде всего в привлечении депозитов и выдаче кредитов и вложения в ценные бумаги в большинстве стран не являются существенной сферой банковской деятельности. Покупка корпоративной облигации во многом эквивалентна выдаче кредита. При этом, однако, выдача кредита обычно предпочтительна для банков, поскольку кредит в большинстве случаев выдается банками своим клиентам, с которыми у банков имеются длительные связи, и имеется возможность осуществлять мониторинг их деятельности. В отличие от банков другие группы финансовых институтов, такие как страховые компании и инвестиционные фонды, не имеют возможности заниматься прямым кредитованием. Более того, они не осуществляют расчетно-кассового обслуживания заемщиков и не имеют возможности осуществлять таким образом мониторинг их деятельности. Поэтому эти группы финансовых институтов в большей степени заинтересованы в приобретении облигаций, в том числе корпоративных, и именно страховые компании и инвестиционные фонды являются основными инвесторами на рынке облигаций.

      Все большую значимость в США и  ряде других стран приобретают так называемые инвестиционные фонды. Идея деятельности инвестиционного фонда состоит в том, что фонд аккумулирует сбережения за счет выпуска своих ценных бумаг и вкладывает их в ценные бумаги, существующие на фондовом рынке. При этом инвестору, вложившему деньги в фонд, принадлежит как бы часть портфеля фонда. Инвестиционные фонды могут вкладывать средства или в конкретные виды ценных бумаг (например, только акции или только облигации), или в различные виды ценных бумаг. Наиболее активны на рынке облигаций специализированные фонды облигаций и сбалансированные фонды, инвестирующие часть активов в акции и часть — в облигации. На денежном рынке роль паевых фондов (так называемых взаимных фондов денежного рынка) в структуре держателей корпоративных долговых бумаг (коммерческих бумаг) еще выше.

      Частные инвесторы обычно менее активны  на рынке облигаций, нежели на рынке акций. Сравнительно низкую значимость облигаций у частных инвесторов можно проиллюстрировать структурой вложений частных инвесторов в различные финансовые инструменты. В США облигации (государственные, муниципальные и корпоративные) занимали в 1998 году всего 11.1%, в Германии — 13% [28]. Этому можно дать достаточно логичное объяснение, поскольку вложения в облигации и банковские депозиты являются близкими заменителями друг друга, а возможная разница в процентных ставках может быть нивелирована комиссией брокера, особенно при небольших суммах вложений. С другой стороны, у рынка акций такого заменителя нет, хотя в последнее время основной объем вложений в акций во многих странах (прежде всего США) опосредуется инвестиционными фондами. В ряде стран существует практика выпуска специализированных сберегательных облигаций для населения, однако применяется это в основном при выпуске государственных или муниципальных облигаций (в этом случае государство не только хочет привлечь заемные средства, но и дать населению надежный инструмент сбережений). Из стран, где частные инвесторы занимают существенное место на рынке облигаций, можно отметить Китай. Из европейских стран частные инвесторы занимают значительное место в Португалии, что, впрочем, связано с тем, что уровень жизни населения и объем сбережений растет быстрее, чем происходит развитие финансовых институтов.

     В последние годы на мировых рынках капитала произошли существенные изменения. Среди фондовых инструментов, с помощью которых корпорации привлекают инвестиции, на первое место вышли эмиссии корпоративных обязательств, на второе — синдицированные кредиты, а эмиссии акций дают на порядок меньше средств.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных облигаций в Республике Беларусь