Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

Работа содержит 1 файл

Курсик.docx

— 160.45 Кб (Скачать)

                            1001,2203                          1411,1417,1051,1052

                                                Расход 7339 на сумму залога

  • Если кредит своевременно не погашается клиентом в установленные сроки, то относим кредит на просроченную  задолжность:
 

                          Дт                                          Кт

                          1424                                   1411,1417

  • Если просроченная задолжность погашается клиентом:
 

                           Дт                                           Кт

                   1001,2203,2211                            1424

  • Если кредит своевременно не погашается клиентом в установленные сроки, то согласно требованию НБРК создается провизия на покрытие убытков от кредитных операций, и мы погашаем просроченную  задолжность за счет провизий банка:
 

                             Дт                                          Кт

                           1428                                        1424

  • Если с заемщика удалось взыскать задолжность, то производится списание средств с текущего счета или вносятся наличные в кассу, тем самым пополняется провизия банка:
 

                              Дт                                           Кт

                          2203,1001                                  1428 

  • Начисленные вознаграждения по кредитам мы учитываем  на активном счете 1740,а суммы начисленных  вознаграждений относим на доходы нашего банка и учитываем их на счете 4411,4417
 

                               Дт                                            Кт

                              1740                                  4411,4417 

  • При взыскании  вознаграждений закрывается счет 1740
 

                                 Дт                                            Кт

                                        1001,2203                                1740 

  • Если же начисляем вознаграждения по непогашенным займам, то относим на счет 1740                        

                                           Дт                                         Кт

                                      1741                                      1740 
     

  • Если погашается просроченная задолжность:

                                             Дт                                         Кт

                            1001,2203                                     1741

 

Глава3. Проблемы и перспективы  развития потребительского кредитования в республике Казахстан

     Основная  проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше чем корпоративных. А это предъявляет совершенно другие требования к работе банка и его кредитных офицеров в плане скорости и технологичности. Если корпоративный кредит можно сравнить со штучной уникальной работой, то потребительский кредит должен выпускаться массовой серией, для чего требуется коренным образом менять принципы рассмотрения и одобрения кредитных заявок. Для автоматизации процесса необходимо уменьшить до минимума человеческий фактор. Последние исследования показали, что, не смотря ни на что, потребительский кредит зачастую относится к наиболее прибыльным кредитам, которые может выдать банк. Но банковские услуги, нацеленные на потребителей, могут быть также одними из дорогостоящих и рискованных банковских услуг, так как финансовое положение отдельных лиц может быстро измениться вследствие болезни или потери работы. В настоящее время потребительские ссуды предоставляются индивидуальным заемщикам разными коммерческими банками. При этом к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая стабильность, уровень официальной процентной ставки НБ РК, инфляционные ожидания населения, покупательная способность тенге, ее стабильность, развитость валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.). Эти и многие другие факторы принимает во внимание банк при разработке своей кредитной политики, определяющей сроки кредитования, уровень взимаемых процентных ставок и другие условия кредитования.

     Все это отрадно. Однако мы все же имеем  дело с феноменом: в стране с весьма низкими доходами населения динамично  развиваются самые дорогие виды потребительского кредитования. Больше всего вопросов вызывает структура спроса, то есть тот круг клиентов, на который сегодня ориентируется казахстанский кредитодатель.

         По растущему в последние месяцы  числу предложений вне сектора  самого дорогого кредитования  можно судить о движении рынка  в сторону постепенного ухода  от элитарности. Все банки второго  уровня в Казахстане сейчас  переходят от корпоративного  бизнеса к розничному. Поскольку банковский рынок уже перенасыщен работой с корпоративными клиентами, мы все больше поворачиваемся к рознице. В этой связи наблюдается такое оживление на рынке розничного кредитования. Сейчас идет интенсивный поиск механизмов вложения капитала, поэтому банки, работающие с физическими лицами, стремятся к расширению своей клиентской базы. Большую роль в завоевании симпатий населения играет конкуренция между кредитодателями, в частности, сейчас среди банков наметилась тенденция к понижению процентных ставок. Рынок адаптируется к низкой покупательной способности населения, создавая эффективные механизмы перераспределения его частных накоплений. Главное препятствие, заставляющее нас во многих случаях идти на непопулярные для клиента условия, - это высокие риски".

Одна  из основных проблем при получении  кредита - гарантии банку. Оформляя любой  достаточно крупный кредит, вы неизбежно  сталкиваетесь с проблемой залога. Им должен стать ваш дом, автомобиль, драгоценности, дорогая бытовая  техника. Проблема состоит не столько  в том, что далеко не всегда ценности, эквивалентные по стоимости требуемой  сумме, найдутся у клиента, сколько  в том, что в случае невозврата какой-то части суммы он теряет все. Если же вы оформили кредит с торговой фирмой, реализующей какой-либо товар (автомобиль или квартиру), под залог самого этого товара, то вы, недоплатив в срок, скажем, 15-20% от общей суммы, опять-таки рискуете потерять все приобретение.

     Риски банков заключаются в невозврате кредита, несоответствии стоимости залогового имущества объему кредита, низкой стабильности доходов населения в республике. Еще одна проблема связана с присутствием в обращении недекларируемых денег, выплачиваемых сотрудникам отдельных компаний в виде так называемой “черной наличности". Зарплату, не отраженную в бухгалтерских документах, можно потратить, но ее нельзя представить банку как подтверждение вашей платежеспособности. Ни один банк не пойдет, скажем, на предоставление ипотечного кредита тому, кто представил справку о заработной плате в 100-150 долларов США, сколько бы он ни получал на самом деле в виде “черной наличности".

     Исследование показало, что современная  казахстанская практика кредитования  физических лиц на потребительские  цели требует своего совершенствования  как с точки зрения расширения  объектов кредитования, так и  дифференциации условий предоставления  ссуд.

Так в  мае 2010 г. объем ежемесячного кредитования на потребительские цели граждан  составил  около 27,5 млрд. тенге. Для  сравнения, в мае 2007 г. объемы кредитования составляли около 140 млрд. тенге. Т.е. объемы кредитования в этом сегменте во время  кризиса упали более чем в 5 раз:

     Перспективными направления в сфере кредитования организаций можно назвать более тесную работу с населением с учетом зарубежного опыта. Это требует серьезных маркетинговых исследований для поиска новых неосвоенных форм кредитования либо изменения существующих условий кредитования для повышения конкурентоспособности банка в сфере уже освоенных кредитных продуктов, но все эти мероприятия на сегодняшний момент отсутствуют.

Говоря  о кредитовании физических лиц в  целом, можно сказать, что, несмотря на довольно высокие расходы по ведению  этого направления кредитования, они заслуживают внимания, т.к являются стабильным источником дохода банка. В сфере кредитования физических лиц наиболее перспективными представляется; выдача потребительских кредитов под покупку дорогостоящего ликвидного имущества - новых автомобилей, дорогой мебели и пр., по которым дополнительные затраты как времени, так и денежных средств невелики относительно суммы выдаваемого кредита, а спрос стабилен. Срок кредитования не позволит имуществу сильно упасть в цене в процессе эксплуатации, а возможность пользоваться приобретаемой вещью в период кредитования позволяет клиенту застраховаться на случай повышения цен на эту продукцию. Данное направление уже начало развиваться, заключаются договора с фирмами, торгующими соответствующими видами товаров и при соответствующей рекламной кампании сулит неплохие перспективы.

Также перспективен практически неосвоенный  рынок жилья, а именно предоставление ссуд под покупку квартир или  частных домов. Кредитование под  покупку недвижимости относится  к довольно крупным долгосрочным операциям, что в перспективе  будет обеспечивать банку стабильный длительный доход.

В условиях рынка конкурентную борьбу выдерживает  тот банк, который постоянно расширяет  круг оказываемых клиентам услуг, улучшает качество вкладного и кредитного обслуживания, предлагает разного рода комиссионно-посреднические услуги.

С учетом зарубежного  опыта и при  сохранении курса  нашей экономики  на рыночные отношения  основные направления  развития банковских операций по кредитованию населения могут  быть следующими:

1)Формирование  целевых вкладов для приобретения  жилья. Проблема источников финансирования  жилищного строительства, на мой  взгляд, может быть решена при  взаимодействии банков, строительных  организаций и местных органов  власти.

2)Применение  пластиковых карточек как эффективного  средства привлечения новых вкладчиков. В перспективе казахстанскими банками мог бы быть взят на вооружение и опыт работы банков США, предлагающих населению пакет различных услуг - счетов связанных услуг, например обычный чековый счет, на который при необходимости переводятся средства со сберегательного вклада, с него же выставляются аккредитивы и туристические чеки, допускается овердрафт, выдаются кредитные и дебитные карточки, чековые книжки.

3)Банки  должны активно предоставлять  населению кредиты на разнообразные  цели. Прежде всего, необходимо  развитие потребительских кредитов и кредитов, стимулирующих индивидуальную трудовую и частную предпринимательскую деятельность населения. Кредиты на потребительские нужды населения в Казахстане требуют дельнейшего улучшения организации кредитования индивидуальных заемщиков.

При строительстве и  покупке жилья  гражданам должно быть предоставлено  право на получение  кредита под залог, в том числе  недвижимости. В процессе развития залогового кредитования, по нашему мнению, будут происходить:

1)увеличение  потоков подготовительных информационных  материалов (законодательной базы, правил работы банков, прав и  обязанностей заемщиков и др.) для расширения круга потребителей;

2)снижение  уровня процентных ставок по  кредитам и соответственно повышение  банками качества услуг в интересах  заемщиков, предложение дополнительного  сервиса без повышения процента;

3)повышение  доверия к банкам в результате  улучшения информирования населения  о результатах работы банков, инвестиционных программах, проектах  и т.д.

Положительный эффект могут оказать: введение целевых  жилищных сертификатов и жилищно-строительных вкладов и предоставление на этой основе первоочередного права на получение инвестиционного кредита  владельцам сертификатов и вкладов  после соблюдения установленных  условий (срока хранения и необходимой  суммы накопления средств на сертификатах и вкладах); повышение уровня информированности  частных заемщиков с новых  видах кредитов и банковских услуг; соблюдение банками индивидуального подхода при кредитовании и учет интересов заемщика; проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах кредитов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в республике Казахстан