Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Содержание

Введение
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства
3.5 Малый бизнес в республике Коми
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все  вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени преиобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия  привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Важность малых  предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

2. Правовые основы  деятельности малых  предприятий

2.1. Создание, государственная  регистрация и  ликвидация малых  предприятий

Нормативной базой  для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и  предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может  быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового  коллектива.

Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права  юридического лица со дня его государственной  регистрации.

Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства  об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом.

Закон РСФСР  о предприятиях и предпринимательской  деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

2.2. Управление предприятием; хозяйственная и  иная деятельность предприятия.

Управление предприятием осуществляется учредителем,

являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

Для осуществления  текущего руководства деятельностью  предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут  приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяются учредителем.

3. Проблемы и перспективы  развития малого  бизнеса

3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких  масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать  лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним  из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Анализ развития предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции. 

3.2. Государственная  поддержка малого  предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

1.   Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2.   Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3.   Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4.   Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1.   разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

2.   проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3.   организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4.   подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5.   оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.  

Государством  принимается федеральная программа  поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась  на  1998-1999г, 2000-2001г.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России