Проблемы фальсификации выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями, а также дать характеристику способом фальсификации выборов.

Содержание

Введение
Понятие и виды избирательной системы
Мажоритарная избирательная система
Пропорциональная избирательная система
Смешанная избирательная система
Понятие и структура избирательного процесса
Назначение выборов
Регистрация избирателей и составление избирательных списков
Образование избирательных округов и избирательных участков
Формирование избирательных комиссий
Выдвижение и регистрация кандидатов
Предвыборная агитация и информирование населения
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Проблемы фальсификации выборов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Выборы РФ.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

  Во-вторых, считают защитники пропорциональной системы, она позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система  способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.

  Однако  критики пропорциональной избирательной  системы приводят ряд своих контраргументов. Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы они относят: во-первых, пропорциональная система  дает слишком пеструю картину  политических сил, представленных в  парламенте. Многочисленные парламентские  партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства.

  Во-вторых, противники пропорциональной системы  отмечают, что, голосуя за партийный  список, избиратели знают лишь его  лидеров и не знают остальных  членов. В результате в парламент  попадают сомнительные и случайные  люди, которые никогда не были бы избраны, если бы баллотировались в  округах. Хотя партийные списки и  публикуются, избиратели их не читают, а главное - ничего не знают о кандидатах.

  К недостаткам  российской системы пропорционального  представительства относится непропорционально  большое влияние московских групп  и организаций.

  В молодых  демократиях, где не сформированы сильные  и значимые партии, пропорциональная система может дать весьма странные результаты. Личная популярность лидера партии может определенным образом  повлиять на расстановку сил в  парламенте. Примером этого является победа ЛДПР по партийным спискам  на выборах в Госдуму РФ в 1993 году. Эта партия получила первое место на выборах по партийным спискам: за нее проголосовало 22,8% избирателей. Триумф этой партии был связан с личностью Владимира Жириновского - неординарного, яркого и необычного политика. Голосование за партию Жириновского - это своеобразный протест против парламента, не способного, по мнению избирателя, решать насущные проблемы. Как видим, избирателям предлагалось выбирать между партиями и их программами, а они сделали выбор между лидерами. В таком выборе «виноваты» не только сами избиратели, не привыкшее к голосованию за партийные списки, но и сами партии - по сути представлявшие псевдопартийные организации.

  1.3 Смешанная избирательная  система

  Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных  вариациях Смешанная избирательная  система возникает тогда, когда  при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности  исключить или компенсировать их недостатки..

  В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 по пропорциональной избирательной  системе.

  Дискуссии вокруг приемлемости или неприемлемости избирательных систем к условиям разных стран ведутся давно. Особенно острые дебаты возникают в странах, в которых впервые после авторитарного  правления проводятся свободные  выборы. К числу таких стран принадлежит и Россия. В начале 1990-х гг. бурные дебаты разгорелись относительно способов формирования российского парламента и его палат, в частности, относительно типа избирательной системы. Предлагались разные варианты - и мажоритарная система во всех ее разновидностях, и пропорциональная система. В результате для выборов Госдумы РФ был принят промежуточный вариант - смешанная система. В обществе не стихают споры о создании оптимальной избирательной системы. Некоторые российские политики предлагают перейти к чисто мажоритарной системе. Их аргументы связаны с тем, что во-первых, нынешние партии представляют собой лишь группировки отдельных лидеров, готовых за спиной народа договориться друг с другом и поделить власть без участия народа, а, во-вторых, депутаты, прошедшие по партийным спискам, не представляют никого, кроме лидера партии, которому обязаны включением в список. Предлагается также и компромиссный вариант - сократить число депутатов, избираемых по пропорциональной системе с половины (225 депутатов) до одной трети (150). При этом выдвигается аргумент, что партии недостаточно развиты, суммарное число их членов и сторонников явно не достигает и половины числа избирателей. Конечно, можно вести дискуссии относительно того, какая система лучше, а какая хуже. Но непреложным остается факт: любая избирательная система должна отражать доминирующие в обществе ценности избирателей, быть понятной большинству людей, не создавать явных несправедливостей по отношению к отдельным группам избирателей или отдельным территориям, носить представительный характер. Наконец, очевидно правило: в любой стране в зависимости от применяемых избирательных систем результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов. Отсюда возрастает значимость выбора избирательной системы - выбора, цена которого всегда чрезвычайно высока - власть.

  2. Структура избирательного процесса

  Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий: 1. назначение выборов; 2. регистрация избирателей  и составление избирательных  списков; 3. образование избирательных  округов и избирательных участков; 4. образование избирательных комиссий; 5. выдвижение и регистрация кандидатов; 6. предвыборная агитация и информирование населения; 7. голосование, подсчет голосов  и установление итогов голосования;

  2.1 Назначение выборов

  Это начальная  стадия избирательного процесса, которая  заключается в установлении даты голосования. Правом назначать выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством  органы или должностные лица и  в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации – высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления – главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченном на то органом издается соответствующий на то нормативный акт7. С этого момента начинается избирательная компания.

  Конституция Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок  назначения региональных и муниципальных  выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных  образований8.

  2.2 Регистрация избирателей  и составление  избирательных списков

  Регистрация избирателей является необходимым  условием реализации гражданином своих  избирательных прав, поскольку участвовать  в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения  свободы по вступившему в законную силу приговора суда.

  Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в  списки избирателей особых категорий  российских граждан, не имеющих возможности  зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся:

  1. Военнослужащие
  2. Студенты и аспиранты
  3. Российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ или находящиеся в длительной заграничной командировке.
  4. Избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях

  В списках  избирателей содержится только самая  необходимая информация – фамилия, имя, отчество, год рождения (если избирателю исполняется 18 лет в год проведения выборов, то и дата рождения), адрес (место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной  комиссией.

  Списки  избирателей подписываются председателем  и секретарем территориальной и  участковых избирательных комиссий и представляются для всеобщего  ознакомления и дополнительного  уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин  в праве заявить о не включении  его в списки избирателей, а также  о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную  комиссию. Избирательная комиссия обязана  в течение 24 часов (а в день голосования  – в течении 2 часов) с момента  обращения, но не позднее момента  окончания голосования устранить  допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием  причин отказа.

  2.3 Образование избирательных  округов и избирательных  участков

  Для проведения выборов образуются избирательные  округа. Избирательный округ –  это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов  и выборных должностных лиц. Границы  избирательных округов, перечень входящих в каждый круг населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в  каждом округе и т.д. утверждает соответствующий  представительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры  зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся – президентские, парламентские или муниципальные.

  Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа. Одномандатным (униноминальным) является округ, в  котором избирается один депутат, не зависимо от числа кандидатов, претендующих на это единственное депутатское  место. Так, на выборах в Государственную  Думу РФ образуется 225 одномандатных  избирательных округов. В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно избирается несколько  депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов  голосует персонально.

  Избирательные округа в РФ образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные  округа должны быть равными по числу  избирателей.

  Для проведения голосования и подсчета голосов  на территории избирательного округа образуются избирательные участки. Для избирательных участков федеральным  законодателем установлена предельно  допустимая норма численности избирателей  – не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Основным критерием  образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям. Поскольку голосование  проводится только на избирательных  участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность  всем категориям избирателей реализовать  свой избирательные права. Так, избирательные  участки могут также образовываться:

  1. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях); на судах, находящихся в день голосования в плавании;
  2. В воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районов;
  3. Для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания;

  Избирательные участки образуются главой муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров  участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений  для голосования) не позднее чем  за 25 дней до дня голосования.

  2.4 Формирование избирательных  комиссий

  Основную  организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные  комиссии. В зависимости от конкретных выборов – федеральных, региональных или муниципальных – образуются соответствующие избирательные  комиссии. В соответствии с законодательством  в РФ действуют следующие избирательные  комиссии:

  1. Центральная избирательная комиссия РФ;
  2. Избирательные комиссии субъектов РФ;
  3. Окружные избирательные комиссии;
  4. Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
  5. Участковые избирательные комиссии;

  Полномочия  и порядок деятельности избирательных  комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального  или муниципального уровня. На избирательные  комиссии возлагается обязанность  по обеспечению, реализации и защите избирательных прав граждан, по осуществлению, подготовке и проведению выборов.

Информация о работе Проблемы фальсификации выборов