Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Целью данной работы является показать установленный в республике порядок кредитования юридических лиц. Для этого предполагается выполнить следующие задачи: определить основные понятия кредитования, показать нормативно установленный порядок кредитования юридических лиц, проиллюстрировать на примере конкретного банка и его клиентов порядок кредитования, выявить основные проблемы, существующие в практике кредитования юридических лиц, поиск эффективного построения кредитных отношений банков с кредитополучателями и выявление причины не возврата кредита.
Введение……………………………………………………………………….3
Основные положения о кредитовании юридических лиц…………..5
Организация кредитных отношений банка с кредитополучателями.12
Проблемы действующей практики кредитования в РБ……………..19
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………….36
В условиях совершенствования системы банковского кредитования напрямую зависит от степени вовлечения в кредитные отношения различных предпринимательских структур, субъектов малого и среднего бизнеса, что потребует от банков внедрения новых банковских технологий, расширения спектра банковских услуг кредитного характера таких, как финансовый лизинг, учет коммерческих векселей, факторинг.
Следует также обратить внимание на проблему банковского законодательства и тщательной проработки принимаемых Национальным банком нормативные акты. Первостепенное внимание заслуживает проблема рационального и эффективного размещения ограниченных кредитных ресурсов, которая может быть решена только при условии соблюдения основополагающих принципов банковского кредитования.
Выдавая долгосрочные кредиты, банк несет большой кредитный риск – основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка. Кредитный риск определяется как существующий для кредитора риск неуплаты кредитополучателем основного долга и процентов по нему. Также банк несет риск, связанный с реализацией контракта, оценкой его на перспективу.
В настоящее время все банковские системы автоматизированы, существует риск информационно-коммуникационных технологий – это вероятность того, что ошибка в работоспособности компьютерных систем, нарушение режима их функционирования, просчеты в их создании приведут к событиям, в результате которых банк может потерять свои финансовые активы, пассивы и прибыль. Особенность этого риска его временная непредсказуемость.
Большинство банков испытывают ряд проблем и теряют значительные ресурсы именно на стадии взаимоотношений с реальными и потенциальными клиентами. Для клиента на первый план выходит качество обслуживания, поэтому необходимо знать своего клиента, а также его потребности и способность удовлетворять их. Данная проблема проявляется в комплексе аспектов, в частности, в таких, как низкое качество оказания услуг клиентам, отсутствие информации у потенциальных и действительных клиентов об услугах банка. Иногда сотрудники банка при работе с клиентом не имеют четких установок на приоритетность работы именно с этим клиентом. Существует также проблема информированности сотрудников одного подразделения об услугах других служб. Как правило, отсутствуют единые стандарты предоставления услуг клиентам. Вследствие этого, одна и та же услуга, оказанная различными специалистами, может отличаться по времени, набору действий и документов.
Качество банковских услуг в условиях традиционного ведения бизнеса напрямую зависит от способностей отдельных сотрудников банков и является случайной величиной. Для перехода на следующий этап развития банковских услуг в нашей стране необходимо создать систему, в которой отлажен четкий производственный и управленческий контроль в соответствии с мировыми общепризнанными стандартами.
Клиенты способны оценить качество банковских услуг только после того, как они оказаны. Эти услуги могут быть определены как «продукт опыта» в отличие от «продукта поиска», качество которого иногда устанавливается до момента потребления. Низкий уровень обслуживания может повлиять на репутацию банка и уменьшить спрос на его услуги [8].
В 2004 году тенденция роста объема кредитных вложений сохранится, тем более что условия для этого созданы достаточно благоприятные. Однако не все так просто в кредитной сфере — некоторые старые проблемы ушли, зато появились новые.
Как ни странно, но выдаваемые в республике кредиты в большинстве своем не способствуют финансовому оздоровлению предприятий. Число убыточных предприятий практически не уменьшается, а их удельный вес остается слишком высоким и составляет более 40%.
Кроме того, о сложном финансовом положении предприятий свидетельствует и ряд других показателей, в частности, сумма долгов перед поставщиками и бюджетом. Так, по состоянию на начало 2004 года кредиторская задолженность составила 227,3 млрд. BYR, задолженность по уплате налогов по сравнению с 1января 2003 г. выросла на 31,2 млрд. BYR и достигла 249,9 млрд. BYR. Также для ряда предприятий проблемой являются и полученные кредиты, поскольку отсутствуют источники их погашения. Напрашивается вопрос об эффективности кредитования или, точнее, о том, кого и для чего кредитуют банки и есть ли необходимость вообще кредитовать убыточные предприятия, если кредит, полученный такими клиентами, не выполняет роль финансового рычага.
Несмотря на все это, практически все убыточные предприятия как кредитовались, так и кредитуются. Препятствий для этого почти не существует. В соответствии с ранее действующими Правилами размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форма кредита, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.052001 № 116, чтобы убыточному предприятию получить кредит, достаточно наличие мероприятий по выходу из кризиса. Однако новая Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее - Постановление № 226), вообще не содержит каких-либо ограничений по кредитованию убыточных предприятий. Поэтому, скорее всего, банками опять будет применяться действующий механизм кредитования «под мероприятия». Цель разработчиков мероприятий в большинстве своем состоит лишь в том, чтобы убедить банк в их выполнимости. При целевом же кредитовании мероприятия являются чистой формальностью, простым оправдательным документом действий банка при принятии им решения о выдаче кредита[9].
Особой
популярностью у любителей
Согласно названному указу будет производиться реструктуризация задолженности по кредитам, выданным государственными банками. Смысл ее состоит в том, что хозяйственные общества на сумму подлежащей реструктуризации задолженности увеличивают свой уставный фонд и в счет задолженности передают акции банка.
Повышенный спрос на кредиты в рамках реализации правительственных программ обусловлен также еще и низкой процентной ставкой. Как правило, она не превышает ставки рефинансирования, к тому же зачастую уплачивается не кредитополучателем, а компенсируется из бюджета.
Следует отметить, что снижение процентной ставки за кредит является целенаправленной политикой Национального банка. До конца текущего года процентные ставки по рублевым кредитам планируется снизить до 15—17%. В настоящее время по аналогичным ставкам производится выдача кредитов в российских рублях. Правда, в основных направлениях денежно-кредитной политики проценты по кредитам планируются на уровне 18—20% годовых.
С одной стороны, снижение платы за кредит делает его более доступным для предприятий, а с другой — сам факт снижения процентной ставки не является экономически обоснованным. Если для субъектов хозяйствования это выгодно, то для банков создается масса проблем, поскольку постоянно сокращается основной доход банка. Если же учесть, что кем-либо из клиентов проценты не уплачиваются вовремя, а кредиты не возвращаются в срок, то банку необходимо постоянно изыскивать дополнительные резервы для получения доходов. Причем в немалых суммах, если исходить из того, что маржа по кредитам составляет максимум 3%, а резерв при невозврате кредита в срок в первый же месяц создается в размере 30% от всей суммы кредита, даже если просрочена только его часть. Остальные 27% банку надо заработать, и в основном путем наращивания кредитных объемов.
Необходимо отметить и тот факт, что происходит снижение процентной ставки не только по рублевым кредитам, но и по кредитам, выдаваемым в иностранной валюте. Например, по кредитам в СКВ свыше года процентная ставка в настоящее время не превышает 11%. Причем в текущем году спрос на кредиты в иностранной валюте слишком высок. Это связано с возможностью их конверсии в белорусские рубли и последующим проведением расчетов с резидентами. При неизменном курсе доллара США или даже при прогнозируемом росте кредит в иностранной валюте выгоднее кредита в белорусских рублях, за который необходимо платить 30%. Правда, это вовсе не означает, что выдача таких кредитов носит массовый характер. Чаще всего кредиты в иностранной валюте банки выдают на кредитование инвестиционных проектов. Конкуренция между банками — довольно сильный стимул для пристального взгляда на проводимую кредитную политику. Тем более что она становится еще более острой после вступления в силу Постановления № 226, поскольку банки получат большую свободу действий в вопросах выдачи кредитов. Не исключено, что одни банки пойдут путем либерализации, другие предпочтут более жесткие условия кредитования. Особенно в части подхода к контролю за целевым использованием кредитов, определению способа выдачи кредитов и установлению требований к подготовке пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выдаче кредита.
Скорее всего, условия выдачи кредитов для различного уровня клиентов будут разными и отдельные банки для небольших клиентов могут стать просто недоступными, хотя подобное наблюдается и в настоящее время. Например, в отношении индивидуальных предпринимателей.
Наряду с наличием некоторых нововведений на кредитном рынке, требования к кредитополучателям все же высокие, и важнейшим принципом кредитования остается возвратность кредита. Поэтому при его выдаче для банка очень важно видеть гарантию возврата кредита, например, ликвидное обеспечение кредитных обязательств.
Вместе с тем именно в связи с отсутствием такого обеспечения очень сложно получить кредит коммерческой структуре, занимающейся только торговлей и не имеющей недвижимости, — наличие в достаточном для залога количестве остатка товаров в расчет не принимается. Товар может быть реализован в достаточно короткие сроки и не заменен другим.
Не намного, а чуть-чуть лучше обстоят дела с залогом и на других предприятиях, поскольку не все недвижимое имущество пользуется спросом. Кроме того, регистрация сделок с недвижимым имуществом — довольно хлопотное мероприятие, и если предприятию необходимо в кратчайшие сроки получить кредит, то данный вид обеспечения вообще не приемлем. Он подходит для кредитных обязательств по кредитным линиям или при кредитовании долгосрочных программ.
Как
видим, 2004 год принес как некоторую
либерализацию кредитного рынка страны,
так и новые проблемы. С одной стороны,
это нормально: того требуют современные
рыночные отношения, а с другой — эти потрясения
предсказуемы, и многих из них можно было
избежать. В то же время Национальный банк
в последние годы очень оперативно реагирует
на негативные проявления в банковской
сфере, что внушает уверенность в быстром
устранении любых «кредитных неувязок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, успешная работа банков в условиях
рыночной экономики опирается на
правильную и эффективную организацию
их кредитных отношений с
Информация о работе Проблемы действующей практики кредитования в РБ