Существует
блок экономической политики государства
в области организации рынка труда,
который одновременно решает две задачи:
- За счет переобучения,
переквалификации безработных обеспечивается
рациональная занятость. Работник получает
возможность адаптироваться к новым требованиям
рынка.
Представляет
интерес то, что идея принудительной
занятости претворялась в жизнь в тоталитарных
государствах с плановым распределением
ресурсов, а также в государствах, придерживающихся
правил минимальной организации рынка
труда. Разрастание маргиналов вызвало
такую неожиданную реакцию даже у государств
рыночного типа;
- Процесс переобучения,
социальная защита населения уменьшают
время вынужденной безработицы. Возможность
такой ситуации обусловлена тем, что работник
приобретает именно ту конкретную профессию
и квалификацию, которую требует на современном
этапе рынок.1
Из
сказанного следует, что для снижения
безработицы в России необходимо
воздействовать на сложные взаимосвязанные
процессы, протекающие в сфере производства
и потребления путем активизации деятельности
предприятий и одновременно повышения
уровня благосостояния людей, как работающих,
так и временно безработных. Но добиться
этого можно будет лишь после завершения
структурной перестройки экономики и
решения судьбы сотен и тысяч предприятий,
являющиеся фактическими банкротами,
но не вступившими еще на путь финансового
оздоровления, а также существенного улучшения
работы служб занятости населения, которые
должны оказать безработным материальную
помощь и облегчить поиск рабочих мест.
Заключение
Важнейшим
показателем – индикатором социально-демографической
безопасности выступает уровень
безработицы. Возникновение безработицы
в России связано с развитием рыночных
отношений и, прежде всего, рынка труда.
В качестве материальной предпосылки
безработицы выступают спад производства
и структурные преобразования в экономике.
Масштабы безработицы оцениваются по
ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от факта регистрации
(по методологии МОТ); отсутствие работы,
независимо от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости.
Опыт прибалтийских стран свидетельствует,
что такое прямое измерение приводит к
недооценке действительного уровня безработицы,
поскольку из-за низких пособий по безработице,
люди не спешат регистрироваться. Если
западные страны обеспокоены щедростью
социальных пособий по безработице, что
может снижать стимулы к поиску нового
рабочего места и увеличивает продолжительность
безработицы, то в России нищенские пособия
способствуют сохранению невысокого официального
уровня безработицы. Таким образом, низкий
уровень безработицы в большей мере связан
с действующей системой регистрации безработицы,
чрезвычайно низким пособием по безработице,
ограниченными возможностями переподготовки
безработных и низкой вероятностью последующего
трудоустройства, предложением, как правило,
низкооплачиваемых рабочих мест, которое
сдерживает поступление квалифицированной
рабочей силы на рынок труда.
Очевидно,
чем более оперативный и кратковременный
характер носит та или иная проблема занятости,
тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку
решение вопроса о наличии избыточной
занятости в отечественной экономике
является приоритетным, именно меры по
ее снижению должны учитываться при разработке
концепции регулирования экономических
отношений занятости. Эта концепция должна
включать:
- макроэкономическое
регулирование, создающее общую среду,
содействующую эффективной занятости
(инвестиционная, структурная политика,
разгосударствление и приватизация, создание
благоприятных условий для мелкого бизнеса)
и улучшению качественных характеристик
человеческого капитала;
- государственную
политику занятости, воздействующую на
формы, структуру, уровень занятости и
безработицы административными, правовыми,
финансово – кредитными методами;
- регулирование
занятости на предприятиях за счет активизации
действий кадровых служб предприятий
в направление создания внутренних рынков
труда, их сотрудничества с региональными
центрами занятости;
- регулирование
отношений занятости с помощью общественных
организаций субъектов этих отношений.
Главными
стратегическими целями регулирования
занятости должны быть повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание условий для развития человеческого
капитала страны, совершенствование
экономических отношений занятости. Для
этого необходимо снижать уровень избыточной
занятости на предприятиях, гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие отрасли
и виды занятости. Эффективному проведению
подобных мероприятий будет способствовать
активное взаимодействие работников отделов
кадров предприятий и региональных центров
занятости населения. Нельзя сказать,
что в настоящее время такого взаимодействия
нет. Но оно существует в виде разовых,
единовременных мероприятий, которые
инициируются лишь государственной службой
занятости, хотя задача снижения уровня
избыточной занятости – это в первую очередь
проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб
предприятий, внесении необходимых изменений
и дополнений в должностные инструкции
их сотрудников, а также об организации
обучения и подготовки работников для
таких кадровых служб.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Список используемой
литературы
1.
Автономов В.С. Введение в экономику. –
М.: Вита – пресс, 2000.-548 с.
2.
Борисов Е. Ф. Экономическая
теория.-М.: Юристъ,2000.-586 с.
3.
Иохин В.Л. Экономическая теория.-М.:
Экономистъ,2005.-861 с.
4.Новикова
З.Т. Экономическая теория.-М.: Академический
проект, -384 с.
5.
Носова С.С. Экономическая теория.-М.:
Владос,2005.-519 с.
6.
Экономика. Под редакцией Булатова А. С.
-М.: Юристъ, 2001. -896 с.
7.
Экономическая теория. Под редакцией Добрынина
А. И., Тарасевича Л. С. - СПбГУЭФ: Питер,
2006. -544 с.
8.
Курс экономической теории. Под редакцией
Чепурина М.Р., Киселевой Е. А. -Киров: АСА,2006.-832
с.
9.
Экономическая теория. Под редакцией Сумцовой
Н.В., Орловой Л.Г. -М: Юнити,2000.-655 с.
10.Станковская
И.К., Стренец И.А. Экономическая теория.-М.:
Эксмо, Мирбис,2006.-448 с.
11.Миляева
Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы
// Экономист-2001.-№5.-С.51-58.
12.
Кохно П., Молева С. Современная ситуация
на рынке труда Беларуси и России. // Общество
и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.
13.Плакся
В.И. Безработица: теория и современная
российская практика.-М.:РАГС,2005.-384 с.
14.Павленков
В.А. Рынок труда. Занятость.
Безработица. –М.:МГУ, 2004.-368 с.
15.
www.gks.ru
Приложения
Приложение
1
Динамика
числа замещенных
рабочих мест в
организациях
(без субъектов малого
предпринимательства)6
|
Август
2007г.,
млн. |
В
% к |
Январь-
август
2007г.
в % к
январю-августу
2006г. |
Справочно |
августу
2006г. |
июлю
2007г. |
август
2006г. в % к |
январь-
август
2006г.
в % к
январю-
августу
2005г. |
августу
2005г. |
июлю
2006г. |
Всего
замещенных рабочих
мест (работников) |
40,3 |
101,0 |
99,8 |
101,3 |
100,7 |
100,0 |
100,4 |
в
том числе:
работников списочного состава (без внешних
совместителей) |
38,5 |
101,2 |
99,9 |
101,3 |
100,3 |
99,9 |
100,3 |
внешних
совместителей |
0,8 |
103,9 |
96,3 |
103,0 |
101,2 |
96,4 |
100,4 |
работников,
выполнявших работы по договорам гражданско-правового
характера |
1,0 |
92,6 |
98,6 |
102,0 |
118,0 |
108,8 |
107,0 |
|
Приложение 2
Динамика
численности безработных
на
конец месяца7
|
Общая
численность
безработных |
Численность
официально
зарегистрированных
безработных |
тыс.
человек |
в
% к |
тыс.
человек |
в
% к |
соответст-
вующему периоду предыду-
щего года1) |
преды-
дущему
периоду |
соответст-
вующему периоду предыду-
щего года |
преды-
дущему
периоду |
2006г. |
Январь |
5691 |
95,0 |
101,8 |
1839 |
94,9 |
100,5 |
Февраль |
5795 |
97,3 |
101,8 |
1906 |
94,4 |
103,7 |
Март |
5715 |
99,3 |
98,6 |
1905 |
95,4 |
100,0 |
I
квартал
(в среднем за месяц) |
5734 |
97,2 |
103,9 |
1883 |
94,9 |
107,4 |
Апрель |
5635 |
101,1 |
98,6 |
1875 |
95,1 |
98,4 |
Май |
5554 |
103,1 |
98,6 |
1793 |
95,2 |
95,6 |
Июнь |
5336 |
98,9 |
96,1 |
1732 |
95,4 |
96,6 |
II
квартал
(в среднем за месяц) |
5508 |
101,0 |
96,1 |
1800 |
95,2 |
95,6 |
Июль |
5118 |
94,6 |
95,9 |
1721 |
95,7 |
99,3 |
Август |
4900 |
90,3 |
95,7 |
1707 |
96,7 |
99,2 |
Сентябрь |
4933 |
90,0 |
100,7 |
1656 |
96,6 |
97,0 |
III
квартал
(в среднем за месяц) |
4984 |
91,6 |
90,5 |
1695 |
96,3 |
94,1 |
Октябрь |
4966 |
89,7 |
100,7 |
1634 |
96,7 |
98,7 |
Ноябрь |
4999 |
91,2 |
100,7 |
1678 |
96,4 |
102,7 |
Декабрь |
5129 |
91,8 |
102,6 |
1742 |
95,2 |
103,8 |
IV
квартал
(в среднем за месяц) |
5031 |
91,1 |
100,9 |
1684 |
96,1 |
99,4 |
Год
(в среднем за месяц) |
5314 |
94,9 |
|
1766 |
95,6 |
|
2007г. |
Январь |
5259 |
92,4 |
102,5 |
1742 |
94,7 |
100,0 |
Февраль |
5388 |
93,0 |
102,5 |
1744 |
91,5 |
100,1 |
Март |
5077 |
88,8 |
94,2 |
1711 |
89,8 |
98,1 |
I
квартал
(в среднем за месяц) |
5241 |
91,4 |
104,2 |
1732 |
92,0 |
102,9 |
Апрель |
4767 |
84,6 |
93,9 |
1643 |
87,6 |
96,0 |
Май |
4456 |
80,2 |
93,5 |
1575 |
87,9 |
95,9 |
Июнь |
4404 |
82,5 |
98,8 |
1492 |
86,1 |
94,7 |
II
квартал
(в среднем за месяц) |
4542 |
82,5 |
86,7 |
1570 |
87,2 |
90,6 |
Июль |
4352 |
85,0 |
98,8 |
1473 |
85,6 |
98,7 |
Август |
4300 |
87,8 |
98,8 |
1454 |
85,2 |
98,8 |
Сентябрь |
4481 |
90,8 |
104,2 |
1414 |
85,4 |
97,2 |
III
квартал
(в среднем за месяц) |
4378 |
87,8 |
96,4 |
1414 |
85,4 |
92,2 |
1)
C января 2006г. по октябрь
2006г. темпы роста рассчитаны
с учетом численности
официально зарегистрированных
безработных по Чеченской
Республике |
|
Приложение 3
Трудоустройство
граждан органами государственной
службы занятости1)8
|
Обратились
по вопросу трудоустройства |
Трудоустроены |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
|
Тысяч
человек |
Всего |
5122,4 |
4745,9 |
6438,0 |
6177,6 |
2217,9 |
3199,4 |
4075,8 |
3937,1 |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые
трудовой деятельностью |
169,9 |
177,7 |
172,5 |
184,9 |
17,9 |
96,7 |
116,6 |
126,6 |
учащиеся,
желающие работать в свободное от учебы
время |
849,1 |
1285,2 |
1225,3 |
1120,8 |
806,1 |
1242,6 |
1194,2 |
1089,2 |
незанятые
трудовой деятельностью2) |
3937,3 |
3283,0 |
5040,3 |
4871,9 |
1362,5 |
1860,2 |
2765,0 |
2721,3 |
из
них ищущие первую работу
(ранее не приступавшие к
трудовой деятельности) |
619,3 |
2049,1 |
2470,5 |
2344,5 |
194,5 |
1622,5 |
1828,9 |
1719,5 |
|
В
процентах к итогу |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые
трудовой деятельностью |
3,3 |
3,7 |
2,7 |
3,0 |
0,8 |
3,0 |
2,9 |
3,2 |
учащиеся,
желающие работать в свободное от учебы
время |
16,6 |
27,1 |
19,0 |
18,1 |
36,3 |
38,8 |
29,3 |
27,7 |
незанятые
трудовой деятельностью2) |
76,9 |
69,2 |
78,3 |
78,9 |
61,4 |
58,1 |
67,8 |
69,1 |
из
них ищущие первую работу
(ранее не приступавшие
к трудовой деятельности) |
12,1 |
43,2 |
38,4 |
38,0 |
8,8 |
50,7 |
44,9 |
43,6 |
|