Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать типы, причины и показатели безработицы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Исследовать безработицу как социально- экономическое явление.
2. Проанализировать проблемы связанные с безработицей в России.
Введение 3
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление. 5
1.1 Сущность и структура безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 8
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 12
1.4. Пути преодоления безработицы 15
Глава II. Проблемы безработицы России. 19
2.1 Причины и факторы способствующие безработице в России 19
2.2 Занятость и безработица 24
2.3 Государственная защита населения в условиях безработицы 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32
2.Организация
общественных работ (
3.
Поощрение частного
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5.
Использование гибких форм
6.
Широкая информация населения
о возможности трудоустройства,
При
разработке федеральной и региональной
программой обеспечения занятости
населения необходимо учитывать
определенную специфику России исходя
при этом из неоднократно проверенного
факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения трудоспособного
населения работой.
Глава
II. Проблемы безработицы
России.
2.1
Причины и факторы способствующие
безработице в России
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.
Однако прежде всего следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная структурная безработица. В России массовая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.
Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
По
признанию западных экономистов, безработица
сегодня- центральная проблема стран с
развитой рыночной экономикой. Экономические
потери периода массовой безработицы
значительно больше, нежели потери, связанные
например, с монополизацией. К тому же
потеря работы- это психологический стресс,
уступающий по уровню только стрессу,
вызванному смертью ближайшего родственника
или заключению в тюрьму. Поэтому мы считаем,
что в государстве необходимо проводить
активную политику занятости.
Численность экономически активного населения к концу сентября 2007г. составила, по оценке, 75,0 млн.человек, или около 52% от общей численности населения страны.
Преобладающая
часть занятого населения сосредоточена
в крупных и средних
В конце сентября 2007г., по оценке, 4,5 млн.человек, или 6,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,4 млн.человек, в том числе 1,2 млн.человек получают пособие по безработице(см. приложение 2)4.
Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости на конец августа 2007 г. Самое большое количество безработных (свыше 100 тысяч человек) зарегистрировано в Чеченской Республике (313,3 тыс.человек).
От 30 до 100 тысяч человек зарегистрировано в Красноярском крае(36, 6 тыс. человек), Кемеровской области(36,7 тыс. человек), Алтайском крае(59,4 тыс. человек), Приморском крае(35,1 тыс. человек), Республике Дагестан(53,3 тыс. человек), Кабардино-Балкарской республике(39 тыс. человек)5.
Подводя
итог по динамики численности безработных
за 2007 год можно сказать, что по
сравнению с 2006 годом количество
безработных за 3 квартала уменьшилось
в среднем на 12%. Что говорит
о эффективной политике занятости
государства.
2.3
Государственная
защита населения в
условиях безработицы
Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.
Организационное
воздействие механизма
Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.
Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
Кроме того, действуют и иные формы поддержки для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.
Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.