Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать типы, причины и показатели безработицы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Исследовать безработицу как социально- экономическое явление.
2. Проанализировать проблемы связанные с безработицей в России.
Введение 3
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление. 5
1.1 Сущность и структура безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 8
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 12
1.4. Пути преодоления безработицы 15
Глава II. Проблемы безработицы России. 19
2.1 Причины и факторы способствующие безработице в России 19
2.2 Занятость и безработица 24
2.3 Государственная защита населения в условиях безработицы 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
Таким
образом, безработица является характерной
чертой рыночной экономики. Поэтому
полная занятость - нонсенс, не совместимый
с идеей рыночного хозяйства.
В то же время понятие “полная
занятость” не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется естественным уровнем
безработицы.
1.3. Социально-экономические последствия безработицы
Являются
ли последствия безработицы
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Проанализируем социальные и экономические последствия безработицы.
К отрицательным социальным последствиям безработицы относят: обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.
В качестве положительных социальных последствий безработицы обычно указывают следующие: повышение социальной ценности рабочего места; увеличение личного свободного времени; возрастание свободы выбора места работы; увеличение социальной значимости и ценности труда.
К
отрицательным экономическим
Положительные
экономические последствия
Безработица
– опасное и в политическом
отношении явление. На волне
массовой безработицы возникли
самые реакционные в истории
человечества политические режимы
(примером может служить приход
к власти Гитлера в Германии
и Пиночета в Чили). Серьёзность
экономических, социальных и
политических последствий безработицы
служит основанием для включения
в число основных макроэкономических
функций государства политики
регулирования ранка труда и
стабилизации занятости.
1.4. Пути преодоления
безработицы
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политике ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:
·
содействовать снижению заработной
платы;
·
разъяснять профсоюзам, что
рост заработной платы, которого
они добиваются, оборачивается
ростом безработицы.
·
государству трудоустраивать работников,
претендующих на невысокий доход,
в частности, поощрять развитие
социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают
использование
двух блоков мероприятий (см.
схему).
Тактические методы | Стратегические мероприятия | |
Организация государством общественных работ | Государственные заказы частному сектору | Снижение учётной ставки процента |
Первый блок нацелен на
ослабление безработицы в
краткосрочном периоде, когда
положительные сдвиги в
экономике ещё не ощущаются.
Его содержанием становятся
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
Кейсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источниками финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается.
Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.
Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:
1.Трудоустройство
непосредственно на