Проблемы безработицы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать типы, причины и показатели безработицы.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Исследовать безработицу как социально- экономическое явление.
2. Проанализировать проблемы связанные с безработицей в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление. 5
1.1 Сущность и структура безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 8
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 12
1.4. Пути преодоления безработицы 15
Глава II. Проблемы безработицы России. 19
2.1 Причины и факторы способствующие безработице в России 19
2.2 Занятость и безработица 24
2.3 Государственная защита населения в условиях безработицы 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Существует  еще так называемая безработица  по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение  на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

    Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Поэтому  полная занятость - нонсенс, не совместимый  с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная  занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. 

 

     1.3.  Социально-экономические последствия  безработицы

       

    Являются  ли последствия безработицы серьезной  проблемой? Несомненно. Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.   

    Действительно, в переходный период единственным средством  побудить большие массы людей  перемещаться в целях более рационального  формирования структуры занятости  является вытеснение их с неэффективных  производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

    Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

    Подчеркну, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или  косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

    Подобные  исследования представляют несомненный  интерес для России, поскольку  позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

    Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на  мой взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

    Проанализируем  социальные и экономические последствия  безработицы.

    К отрицательным социальным последствиям безработицы относят: обострение криминогенной  ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.

    В качестве положительных  социальных последствий безработицы обычно указывают следующие:  повышение  социальной ценности рабочего места; увеличение личного свободного времени; возрастание свободы выбора места работы; увеличение социальной значимости и ценности труда.

    К отрицательным экономическим последствиям безработицы большинство ученых – экономистов относят: обесценивание  последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений.

    Положительные экономические последствия безработицы  заключаются в следующем: создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

    Безработица – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили). Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных  макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости.    
 

 

     1.4. Пути  преодоления безработицы 

    Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

    Современные  мальтуазианцы  предлагают  поддерживать  стабильность  на  рынке  труда  с  помощью  государственной  политике  ограничения  рождаемости.

    Пигу  и  его  последователи,  считающие,  что  корень  зла – в  высокой  заработной  плате,  предлагают:

    · содействовать снижению  заработной  платы; 
    ·  разъяснять  профсоюзам,  что  рост  заработной  платы,  которого  они  добиваются,  оборачивается  ростом  безработицы. 
    ·  государству трудоустраивать работников,  претендующих  на  невысокий доход,  в частности,  поощрять  развитие   социальной  сферы.

    Из  рекомендаций  Пигу  широко  применяется  деление   ставки  заработной  платы  и  рабочего  времени   между  несколькими  работниками.   Использование  частичного  рабочего  дня  сокращает  безработицу  даже  при  сохранении   неблагоприятной  конъюнктуры.

    Кейсианские  программы   борьбы  с безработицей   предполагают  

    использование  двух  блоков  мероприятий (см.  схему). 

       Тактические  методы     Стратегические  мероприятия
    Организация  государством  общественных  работ     Государственные  заказы  частному  сектору     Снижение  учётной  ставки   процента

      

        Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в   краткосрочном  периоде,  когда   положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием  становятся    общественные  работы,  которые  должно  организовать  и оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти работы  сосредоточить в области формирования   производственной  и социальной  инфраструктуры  (строительство дорог,   больниц и т.д.).   Главное – занять  население   во  имя  социальной  стабильности  и  поддержания  хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны  работников.

            Второй   блок  охватывает  систему  стратегических  мер,  способных   оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как следствие -  потребительский спрос,  что должно  привести  к увеличению  товарной  массы и   занятости населения.  Этот  блок  включает  два рычага:  государственный заказ крупным фирмам и уменьшение  учётной ставки  за  счёт  увеличения государственных расходов  (возможно  при и росте дефицитного бюджетного  финансирования). Предполагается  осуществить   государственный заказ крупным фирмам,  имеющих большую сеть  хозяйственных связей.  Такой   заказ  поставщикам    и смежникам   значительно расширит  поле  инвестиционной  деятельности.   Приводится  в действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный заказ,  а целая их  сеть,  что,  безусловно,    увеличивает спрос на  рабочую силу  и соответственно  рассасывает безработицу.

          Кейсианские  программы  успешно  применялись  после  второй  мировой  войны  во  многих  странах.  Однако  наступил  период,  когда  возникли  естественные  объективные  трудности   для  их  претворения  в  жизнь.  Источниками  финансирования  этих  программ всегда  был  государственный   бюджет,  а  точнее  государственный долг.  Последний  беспредельно  разрастаться  не   может,   ибо   увеличение  долга  государства  ведёт  к  дополнительной  эмиссии  денег,  что  без   соответствующего  роста  товарной   массы  способствует   инфляции.  В  условиях  инфляции  инвестиционный  спрос  снижается.

       Кроме того,  процесс   воспроизводства поставил  новые проблемы,  которые государство не  могло решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко подорожали  ресурсы,   что  привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

        Такие  пути  были  найдены  экономической  школой,  получившей  название   монетарной  (от  слова  «монета»).  Монетаристы предлагают   в условиях,  когда безработица и спад  производства  протекают на  фоне  инфляции,   снять все нагрузки  на   государственный бюджет,  срочно  уменьшить государственный бюджетный дефицит.  В этих  условиях  государство вынуждено уклонятся от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к нагнетанию  социальной   напряжённости.

    Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду.

            Следующий шаг монетарной  программы связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в условиях  циклического   спада производства  банкротства приобретают массовый  характер.  После этой  суровой операции   рынок выдвигает на  авангардные позиции сильных и адаптированных  производителей,  которые наполняют рынок новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

          Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную  обстановку  и  провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями   экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы невозможно.  Нужны новые пути   выхода  из  спада и безработицы,  специфические для стран,  переходящей от  административно-командной системы к рыночной. 

        Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

    1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест (расширение или создание  подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

Информация о работе Проблемы безработицы России