Проблема сбалансированности бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение.
Источники формирования и направления использования государственного бюджета.
Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь.
Проблема сбалансированности бюджета.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

мой курсач.docx

— 61.49 Кб (Скачать)

  Расходы бюджета на управление обусловлены  выполнением государством хозяйственно-организаторской  функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы  деятельности. Бюджетные расходы  на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также  и в децентрализованном порядке  путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

  Разбалансированность  отечественной экономики выдвигает  на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств. Главная трудность  в решении этой задачи заключается  в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще  не создано непреодолимых преград,  а оценка бюджетных расходов  с  позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой  нормативной базы.

   Существующая  практика формирования бюджета  свидетельствует о том, что  доступ к государственным финансовым  ресурсам все еще сравнительно  свободен,  что создает возможности   для  неэффективного  использования   бюджетных ассигнований. Необходима  коренная перестройка бюджетных  отношений, прежде всего в материальном  производстве, где бюджетное финансирование  следует практически полностью  заменить системой субсидирования,  при которой обязательными условиями  предоставления средств выступали  бы конкурсная борьба претендентов  за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

  Замена  бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами позволит реально перейти  к использованию в практике бюджетной  работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета. 

  Все расходные  статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

  Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели.

  Субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

  Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.

  В составе  республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и  целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических  и других программ, ликвидацию последствий  возможных стихийных бедствий и  проведение других мероприятий, которые  не могли быть предусмотрены при  утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

  Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств  могут оказывать обратное влияние  на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь.

  К основным показателям государственного бюджета относятся:

  1. Доходы;

  2. Официальные трансферты;

  3. Расходы;

  4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);

  5. Превышение доходов над расходами  (профицит) или превышение расходов  над доходами (дефицит).

  Особенностью  бюджета 2011 года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, которые существенно упрощают систему налогообложения. В целом налоговая нагрузка в 2011 году снизится на 0,4% к ВВП.

  «С 2011 года принципиально меняется схема распределения налога на прибыль в пользу местных бюджетов»- сообщил начальник главного управления бюджетной политики Минфина Беларуси Максим Ермолович.

  Так, по его  оценке, в следующем году доля поступающего в местные бюджеты налога на прибыль  вырастет до 70% с 50% в этом году. По его  мнению, это будет стимулировать  местные органы госуправления к созданию новых производств, развитию инвестиционной и инновационной деятельности.

   Проект  бюджета сформирован, исходя из  темпа роста ВВП в 2011 году  на уровне 110%, годовой инфляции  на уровне 8%, среднегодового курса  доллара к белорусскому рублю  - Br3170.

   В структуре  бюджета отмечен значительный  рост социального пакета за  счет повышения заработной платы,  пенсий, стипендий и других социальных  гарантий обществу.

  "Социальные  расходы - образование, здравоохранение  и социальная политика, в следующем  году вырастут на 40%, при том,  что расходы всего бюджета  увеличиваются на 18%. Это беспрецедентный  рост расходов на социальную  сферу - возрастут зарплата, социальные  выплаты, субсидии на услуги  ЖКХ и транспорта, поддержка жилищного  строительства, ассигнования на  капитальный ремонт жилья и  адресная социальная помощь", - М. Ермолович.

  Он также  отметил, что в составе социальных расходов бюджета предусмотрены  значительные ресурсы на жилищное строительство, субсидирование стоимости жилищных кредитов. Запланированные расходы  бюджета "позволят избежать существенного  роста тарифов на услуги ЖКХ и  транспорта", подчеркнул М.Ермолович.

   Доходы  консолидированного бюджета в  2011 году прогнозируются в размере  Br54,5 трлн., что составит 118% к оценке 2010 года. Расходы консолидированного  бюджета составят Br60,53 трлн. (118,3%).

   Доходы  республиканского бюджета в 2011 году предусматриваются в сумме  Br33,6 трлн., или 116,9% к ожидаемому  исполнению 2010 года. Расходы республиканского  бюджета запланированы в размере Br39,6 трлн. (123,3%).

    Структура доходов в будущем году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3%, налоги на доходы и прибыль - 12,8%, подоходный налог - 10,1%, акцизы - 9,8%. В 2011 году увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.

   В проекте  бюджета страны на 2011 год предусмотрено  увеличение дефицита до 3% к ВВП  (или около Br6 трлн.). Финансирование  дефицита бюджета предусматривается  за счет внутренних и внешних  источников.

  Глава 4. Проблема сбалансированности бюджета.

       

      Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их сбалансирования. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Однако очень часто расходы превышают прогнозируемые поступления и затем мобилизованные доходы. В таком случае возникает дефицит бюджета. [15, с. 59]. 

  Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные  расходы бюджета превосходят  его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

  Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

   Различают  следующие виды бюджетных дефицитов: 

  • Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
  • Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
  • Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
  • Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  • Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
  • Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
  • Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

  Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).
 

      Бюджетный дефицит характерен для большинства  развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться  с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд. руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь.

      Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

      - низкой эффективности производства  при недостаточном развитии внешнеэкономических  связей;

      - ограниченности финансовых возможностей  государства изыскивать всевозможные  статьи доходов;

      - нерациональной структуры бюджетных  расходов;

  • высокого уровня расходов непроизводительного характера;
  • инфляции;
  • неустойчивости денежного обращения;

      -неустойчивости  системы расчетов;

Информация о работе Проблема сбалансированности бюджета