Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:29, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение.
Источники формирования и направления использования государственного бюджета.
Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь.
Проблема сбалансированности бюджета.
Заключение.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Разбалансированность
отечественной экономики
Существующая
практика формирования бюджета
свидетельствует о том, что
доступ к государственным
Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели.
Субсидия
- денежные средства, предоставляемые
вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету
для выравнивания уровня социально-экономического
развития соответствующей административно-
Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы
государственного бюджета тесно
взаимосвязаны с его доходами.
С одной стороны, объем расходов
бюджета лимитируется жесткими
рамками поступающих бюджетных
доходов, причем последние в свою
очередь определяются экономическими
возможностями государства. С другой
стороны, расходы при надлежащем
использовании бюджетных
К основным показателям государственного бюджета относятся:
1. Доходы;
2. Официальные трансферты;
3. Расходы;
4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);
5.
Превышение доходов над
Особенностью бюджета 2011 года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, которые существенно упрощают систему налогообложения. В целом налоговая нагрузка в 2011 году снизится на 0,4% к ВВП.
«С 2011 года принципиально меняется схема распределения налога на прибыль в пользу местных бюджетов»- сообщил начальник главного управления бюджетной политики Минфина Беларуси Максим Ермолович.
Так, по его оценке, в следующем году доля поступающего в местные бюджеты налога на прибыль вырастет до 70% с 50% в этом году. По его мнению, это будет стимулировать местные органы госуправления к созданию новых производств, развитию инвестиционной и инновационной деятельности.
Проект
бюджета сформирован, исходя
В структуре
бюджета отмечен значительный
рост социального пакета за
счет повышения заработной
"Социальные
расходы - образование, здравоохранение
и социальная политика, в следующем
году вырастут на 40%, при том,
что расходы всего бюджета
увеличиваются на 18%. Это беспрецедентный
рост расходов на социальную
сферу - возрастут зарплата, социальные
выплаты, субсидии на услуги
ЖКХ и транспорта, поддержка жилищного
строительства, ассигнования
Он также отметил, что в составе социальных расходов бюджета предусмотрены значительные ресурсы на жилищное строительство, субсидирование стоимости жилищных кредитов. Запланированные расходы бюджета "позволят избежать существенного роста тарифов на услуги ЖКХ и транспорта", подчеркнул М.Ермолович.
Доходы консолидированного бюджета в 2011 году прогнозируются в размере Br54,5 трлн., что составит 118% к оценке 2010 года. Расходы консолидированного бюджета составят Br60,53 трлн. (118,3%).
Доходы
республиканского бюджета в
Структура доходов в будущем году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3%, налоги на доходы и прибыль - 12,8%, подоходный налог - 10,1%, акцизы - 9,8%. В 2011 году увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.
В проекте
бюджета страны на 2011 год предусмотрено
увеличение дефицита до 3% к ВВП
(или около Br6 трлн.). Финансирование
дефицита бюджета
Как
только государство стало планировать
свои доходы и расходы, появилась
проблема их сбалансирования. Для финансирования
всех прогнозируемых в государственном
бюджете расходов необходимо, чтобы они
покрывались доходами. Однако очень часто
расходы превышают прогнозируемые поступления
и затем мобилизованные доходы. В таком
случае возникает дефицит бюджета. [15,
с. 59].
Бюджетный
дефицит - это сумма, на которую ежегодные
расходы бюджета превосходят
его доходы. Государственный долг
- это сумма задолженности
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают
следующие виды бюджетных
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд. руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:
-
низкой эффективности
-
ограниченности финансовых
-
нерациональной структуры
-неустойчивости системы расчетов;