Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:29, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение.
Источники формирования и направления использования государственного бюджета.
Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь.
Проблема сбалансированности бюджета.
Заключение.
Определяющую роль в
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Содержание бюджета Республики Беларусь на 2011 г. показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.
Судя по
утвержденному бюджету на 2011 год,
проблема формирования и распределения
государственного бюджета очень актуальна
на сегодняшний день, т.к. он утвержден
по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей
исходя из прогнозируемого объема доходов
в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей. Это означает,
что уже 14.09.2010г.(дата принятия бюджета
на 2011 год Палатой представителей), для
Республики Беларусь планировалось установить
предельный размер дефицита республиканского
бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс.
рублей. И, конечно же, планирование бюджета,
изначально с дефицитом, не является показателем
хорошего экономического положения в
стране.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность
бюджетных отношений по формированию
и использованию бюджетного фонда
страны составляет понятие государственного
бюджета - определяющего финансового
плана в жизни государства. По
экономической сущности государственный
бюджет - это совокупность финансовых
отношений, возникающих у государства
с юридическими и физическими
лицами по поводу создания, распределения,
использования
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективных распределительных
отношений, выполняя специфическое
общественное назначение - по удовлетворению
потребностей общества и его государственно-
-государственный
бюджет является особой
-с помощью
бюджета происходит
-пропорции
бюджетного перераспределения
-область
бюджетного распределения
Сущность
государственного бюджета как экономической
категории реализуется через
его функции: распределительную (через
госбюджет перераспределяется от 20
до 60% национального дохода); контрольную
(движение бюджетных средств сообщает
о финансовом состоянии экономики
и позволяет его
Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.
В Законе
РБ "О бюджетной системе РБ
и государственных внебюджетных
фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный
бюджет" определен как "основной
финансовый план формирования и использования
денежных средств для обеспечения функций
государственных органов, экономического
и социального развития Республики Беларусь
или соответствующих административно-
Бюджетная
политика государства в сжатом выражении
- это выработка и реализация подходов
по формированию основных доходных источников,
определению приоритетов в
Более 70 лет
бюджетная политика осуществлялась
на основе общих в Советском Союзе
принципов финансового
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.
За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
В качестве
критериев эффективности
* уровень
собираемости бюджетных
* уровень
выполнения бюджетных
* величину
бюджетного дефицита и
* объем
финансовых ресурсов, отвлекаемых
на обслуживание
* величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
* динамику валового внутреннего продукта;
* уровень безработицы;
* степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Анализ
бюджетной политики, являющейся одним
из основных направлений экономической
политики, требует рассмотрения деятельности
государства по определению основных
задач и количественных параметров
формирования доходов и расходов
бюджета.
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм- доходов и расходов, выражающих последовательные
этапы перераспределения стоимости общественного
продукта, концентрируемой в руках государства.
Доходы и расходы бюджета - это объективно
обусловленные категории, каждая из которых
имеет общественное значение; доходы служат
финансовой базой деятельности государства,
расходы - удовлетворению общегосударственных
потребностей.
Доходы | Расходы |
Налоговые поступления | Социальные выплаты (трансферты) |
Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг | Инвестиции в экономику, дотации, субсидии (инъекции) |
Внутренний и внешний займы | Расходы на содержание аппарата управления |
Доходы от таможенной деятельности | Расходы
на оборону и поддержание |
Доходы от пользования государственной собственностью | Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования |
Доходы от разгосударствления и приватизации | Погашение задолженности по кредиту |
Доходы от конфискации имущества и др. | Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др. |