Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования - выявление институциональных закономерностей хозяйственного развития для объяснения трансформационных процессов в постсоциалистических странах на основе изучения реформирования хозяйственного механизма. Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования - сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
1. Ведение
2. Переходная экономика как особый тип экономической системы.
3. Переходные экономические системы стран постсоветского пространства.
4. Заключение.
5. Список литературы.
-макроэкономическая стабильность,
-нормативно-правовая база,
-системы бухгалтерского учета с особым акцентом на банковский сектор.
Данные
принципы были задействованы в большинстве
стран, где реализовывались программы
МБРР. Большинство стран с переходной
экономикой добились заметных успехов
в продвижении к рыночной финансовой
системе. Однако в некоторых программах
исследований и программах помощи не
была учтена взаимозависимость между
реформированием банковского
4. Социальная защита
Первоначально
реформа системы социальной защиты
в странах с переходной экономикой
рассматривалась как средство смягчения
последствий структурных
В
некоторых странах реформа
В
особенности в области
5. Энергетика
Страны
с переходной экономикой унаследовали
обширную энергетическую инфраструктуру,
состоящую из вертикально интегрированных
государственных монополий. Потребление
и производство энергии в значительной
мере субсидировалось, при этом обслуживание
потребителей находилось на неудовлетворительном
уровне, равно как и техническое
обслуживание объектов. Проблемы в
области энергоснабжения
Первоначально государства ЕЦА осуществляли реформы, направленные на коммерциализацию, акционирование и регулирование на принципах рыночной экономики. К 1996 году МБРР принял подход, при котором основное внимание уделялось разукрупнению и приватизации энергетических предприятий в целях перевода их деятельности на рыночную основу. Реализация проектов МБРР по восстановлению, оказанию чрезвычайной помощи и финансированию критического импорта, на которые приходилось более трети энергетических проектов, сталкивалась с трудностями, связанными с проблемами закупок и противоречиями между краткосрочными и долгосрочными задачами; такие проекты должны быть направлены на сведение к минимуму отсрочек и отказ от создания отделов по реализации проектов и постановки долгосрочных задач реформирования. Почти две трети проектов МБРР по реформированию в секторе энергетики были направлены главным образом на достижение долгосрочных целей, при этом удовлетворительные итоги приносил программный подход, сочетавший займы на цели структурных преобразований с инвестиционными займами, которые дополнялись аналитическими исследованиями. Такой подход позволил включить вопросы, выходящие за рамки кредитования объектов энергетического сектора, такие, например, как отмена субсидий предприятиям энергетического сектора; укрепление дисциплины при учете объемов потребления, выставлении счетов и сборе платежей; реформирование политики ценообразования и закрытие нерентабельных энергетических объектов. В некоторых случаях положительные результаты принесло участие заинтересованных сторон, например, при приватизации российских угольных шахт. В целом эффективными оказались меры по учету экологических проблем. Слишком большое внимание уделялось приватизации и реструктуризации и недостаточное - регламентированию, повышению результативности финансовой и управленческой деятельности коммунальных предприятий, борьбе с коррупцией.
В
настоящее время становится все
более очевидно, что многие страны
Европы и Центральной Азии уже
не вписываются в стандартную
модель “переходной экономики”. Для
стран ЦВЕБ, интегрирующихся в
Западную Европу, пожалуй, более характерны
проблемы, стоящие перед странами
со средним уровнем доходов. Другие страны
больше соответствуют таким категориям,
как страны с высоким уровнем задолженности,
страны, преодолевающие последствия конфликтов,
или страны с низкими доходами, находящиеся
в неблагоприятных условиях. Проблемы,
стоящие перед Венгрией и Чешской Республикой,
значительно отличаются от проблем Туркменистана
и Кыргызской Республики. Если термин
“переходный период” использовался в
отношении процесса рыночных преобразований,
то обозначение “переходная экономика”
представляется уже неуместным. Однако
уроки этого периода могут иметь более
общее применение к различным областям
реформирования в отстающих странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходная
экономика явилась феноменом
пограничной ситуации, в которой
по обстоятельствам объективной
необходимости оказались вновь
обретшие независимость государства
постсоветского пространства. В начале
периода трансформации данный тип
экономической системы
Наиболее
последовательные в реформировании
старой системы правительства Эстонии,
Венгрии, Польши добились успеха в переходе
к рынку уже на первом этапе, предприняв
в сжатые сроки меры по либерализации
торговли и цен, приватизации государственной
собственности, реформированию финансового
сектора, системы социальной защиты,
реструктуризации предприятий. Как
бы хорошо ни была разработана реформа,
темпы ее реализации во многом зависели
от заинтересованности правительства
в ее проведении и от того, могла
ли эта реформа получить поддержку
общества в целом. Мягкие бюджетные
ограничения и отсутствие надлежащего
управления госсектором в Чехии,
Литве, Словакии, Болгарии, Киргизии, Молдове,
России и Украине в условиях либерализации
экономики спровоцировали незаконное
обогащение и расхищение активов с помощью
закона или административного контроля.
В Беларуси, Туркменистане и Узбекистане,
где не было ни либерализации, ни ужесточения
бюджетных ограничений, были созданы сильные
отрицательные стимулы для выхода на рынок
новых предприятий.Опыт реформирования
большинства государств доказал право
на жизнь как метода шоковой терапии, так
и постепенного перехода к рынку со стремление
обеспечить минимальные социальные издержки
реформирования.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Меморандум президента Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации исполнительным директорам о стратегии сотрудничества для Республики Беларусь. Документ Всемирного банка. Отчёт №23401. 21.02.2002г.
2. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка 2002г.
3. Подвицкий А. 178 бурлаков - «золотая лига» белорусского бюджета. Белорусская газета, № 34. 30.08.2004г.
4. Белорусская газета. 29.11.2004г. №47.
5. Страны с переходной экономикой. Содействие Всемирного банка: оценка ДООД. Элис К. Галенсон. Международный банк реконструкции и развития. Всемирный банк. 2004г.
6. http://lnweb18.worldbank.org/ ECA/Rus.nsf.
7. http://rru.worldbank.org/
8. http://www.mfa.gov.by/rus/
9. http://www.naviny.by/ru/print/