Проблема перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление институциональных закономерностей хозяйственного развития для объяснения трансформационных процессов в постсоциалистических странах на основе изучения реформирования хозяйственного механизма. Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования - сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.

Содержание

1. Ведение
2. Переходная экономика как особый тип экономической системы.
3. Переходные экономические системы стран постсоветского пространства.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 42.63 Кб (Скачать)

    -макроэкономическая стабильность,

    -нормативно-правовая  база,

     -системы бухгалтерского учета с особым акцентом на банковский сектор.

    Данные  принципы были задействованы в большинстве  стран, где реализовывались программы  МБРР. Большинство стран с переходной экономикой добились заметных успехов  в продвижении к рыночной финансовой системе. Однако в некоторых программах исследований и программах помощи не была учтена взаимозависимость между  реформированием банковского сектора, с одной стороны и предприятий, с другой, что позволило действующим  совместно директорам банков и владельцам компаний подорвать процесс перехода к новой системе. Частные банки, тесно связанные с крупными предприятиями-заемщиками, едва ли способны функционировать в  качестве полноценных и эффективных  финансовых посредников. Необходимо было, чтобы на начальном этапе были приняты меры, обеспечивающие применение пруденциальных норм, в том числе  лимитов на концентрацию займов и  кредитование родственных структур. Несмотря на значительные масштабы приватизации, банки, находящиеся в государственной  собственности, нуждались в укреплении путем совершенствования управления, ужесточения бюджетных ограничений, отделения филиалов и введения ограничений  на сферу действия банковских лицензий. 

    4. Социальная защита

    Первоначально реформа системы социальной защиты в странах с переходной экономикой рассматривалась как средство смягчения  последствий структурных реформ. Правительства осуществляли попытки  помочь службам занятости справиться с ожидавшимся всплеском безработицы. Однако потерявших работу оказалось  меньше, чем прогнозировалось, а  низкие темпы роста возможностей для альтернативной занятости подрывали  усилия по переподготовке кадров. Кроме  того, недостаточно внимания уделялось  более долгосрочной проблеме тех  граждан, которые в силу возраста едва ли могли рассчитывать на переподготовку или на получение новой работы, что привело к сокращению поступлений  пенсионных фондов и увеличению расходов на программы досрочного оформления пенсий по возрасту и пособий по инвалидности. Финансовые затруднения, связанные с пенсионным обеспечением, стали главной проблемой в  налогово-бюджетной сфере большинства  этих стран. В то же время ухудшение  экономической ситуации приводило  к резкому росту показателей  бедности, обнажая слабые стороны  действующих программ социальной помощи.

    В некоторых странах реформа пенсионного  обеспечения была отсрочена. В других странах это привело к преждевременному принятию многоуровневых систем, уделявших  недостаточно внимания фискальной устойчивости базовой пенсионной системы и  возможностям создания предпосылок  для создания частной пенсионной системы. В отношении пенсионной реформы необходим четкий стратегический подход, дифференцируемый в зависимости  от способности данной страны обеспечить управление пенсионной системой и ее финансирование.

    В особенности в области социальной помощи бедным слоям населения и  государства, и международные организации  выделяли значительно меньше средств, чем на пенсионную реформу. Слишком большая доля пособий, таких, как пособия на детей и субсидии на услуги, направлялась в домашние хозяйства с более высоким уровнем доходов. Жителям более бедных регионов страны было труднее доказать свое право на получение пособия, и они получали меньше пособий; при этом размеры пособий слишком малы и не играют большой роли в борьбе с бедностью. Во многих случаях в результате нежелания заемщиков платить за техническое содействие в рамках кредитования игнорировались административные реформы, в итоге пенсионная и другие программы социального обеспечения пострадали от недостатков административного управления. Ретроспективно, следовало уделять больше внимания решению дополнительных проблем, которые стали препятствием для реформирования системы социальной защиты практически во всех странах с переходной экономикой.  

    5. Энергетика

    Страны  с переходной экономикой унаследовали обширную энергетическую инфраструктуру, состоящую из вертикально интегрированных  государственных монополий. Потребление  и производство энергии в значительной мере субсидировалось, при этом обслуживание потребителей находилось на неудовлетворительном уровне, равно как и техническое  обслуживание объектов. Проблемы в  области энергоснабжения усугублялись низкой эффективностью энергопотребления, отсутствием контроля за объемами потребления  и нежеланием потребителей платить  за электроэнергию. Полностью отсутствовали  необходимая для коммерческой эксплуатации объектов нормативно-правовая и институциональная  база, опасного уровня достигли проблемы экологии.

    Первоначально государства ЕЦА осуществляли реформы, направленные на коммерциализацию, акционирование и регулирование на принципах  рыночной экономики. К 1996 году МБРР принял подход, при котором основное внимание уделялось разукрупнению и приватизации энергетических предприятий в целях перевода их деятельности на рыночную основу. Реализация проектов МБРР по восстановлению, оказанию чрезвычайной помощи и финансированию критического импорта, на которые приходилось более трети энергетических проектов, сталкивалась с трудностями, связанными с проблемами закупок и противоречиями между краткосрочными и долгосрочными задачами; такие проекты должны быть направлены на сведение к минимуму отсрочек и отказ от создания отделов по реализации проектов и постановки долгосрочных задач реформирования. Почти две трети проектов МБРР по реформированию в секторе энергетики были направлены главным образом на достижение долгосрочных целей, при этом удовлетворительные итоги приносил программный подход, сочетавший займы на цели структурных преобразований с инвестиционными займами, которые дополнялись аналитическими исследованиями. Такой подход позволил включить вопросы, выходящие за рамки кредитования объектов энергетического сектора, такие, например, как отмена субсидий предприятиям энергетического сектора; укрепление дисциплины при учете объемов потребления, выставлении счетов и сборе платежей; реформирование политики ценообразования и закрытие нерентабельных энергетических объектов. В некоторых случаях положительные результаты принесло участие заинтересованных сторон, например, при приватизации российских угольных шахт. В целом эффективными оказались меры по учету экологических проблем. Слишком большое внимание уделялось приватизации и реструктуризации и недостаточное - регламентированию, повышению результативности финансовой и управленческой деятельности коммунальных предприятий, борьбе с коррупцией.

    В настоящее время становится все  более очевидно, что многие страны Европы и Центральной Азии уже  не вписываются в стандартную  модель “переходной экономики”. Для  стран ЦВЕБ, интегрирующихся в  Западную Европу, пожалуй, более характерны проблемы, стоящие перед странами со средним уровнем доходов. Другие страны больше соответствуют таким категориям, как страны с высоким уровнем задолженности, страны, преодолевающие последствия конфликтов, или страны с низкими доходами, находящиеся в неблагоприятных условиях. Проблемы, стоящие перед Венгрией и Чешской Республикой, значительно отличаются от проблем Туркменистана и Кыргызской Республики. Если термин “переходный период” использовался в отношении процесса рыночных преобразований, то обозначение “переходная экономика” представляется уже неуместным. Однако уроки этого периода могут иметь более общее применение к различным областям реформирования в отстающих странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Переходная  экономика явилась феноменом  пограничной ситуации, в которой  по обстоятельствам объективной  необходимости оказались вновь  обретшие независимость государства  постсоветского пространства. В начале периода трансформации данный тип  экономической системы характеризовался форсированным разрушением административно-командного типа управления, стихийным формированием  рыночных институтов, в упорядочении процесса создания которых сыграли  не только сами правительства, но и  международные организации. Переход  к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в  экономике, распад торговых связей, социальная напряженность, рост коррумпированости  и кризисных ситуаций. Сочетание  правительственной политики дисциплины и стимулирования с протекционизмом  и подавлением предпринимательской  инициативы обнаружило два контрастирующих  друг с другом режима регулирования, сочетания которых определили четыре альтернативных пути переходного процесса в постсоветских государствах.

    Наиболее  последовательные в реформировании старой системы правительства Эстонии, Венгрии, Польши добились успеха в переходе к рынку уже на первом этапе, предприняв в сжатые сроки меры по либерализации  торговли и цен, приватизации государственной  собственности, реформированию финансового  сектора, системы социальной защиты, реструктуризации предприятий. Как  бы хорошо ни была разработана реформа, темпы ее реализации во многом зависели от заинтересованности правительства  в ее проведении и от того, могла  ли эта реформа получить поддержку  общества в целом. Мягкие бюджетные  ограничения и отсутствие надлежащего  управления госсектором в Чехии, Литве, Словакии, Болгарии, Киргизии, Молдове, России и Украине в условиях либерализации  экономики спровоцировали незаконное обогащение и расхищение активов с помощью закона или административного контроля. В Беларуси, Туркменистане и Узбекистане, где не было ни либерализации, ни ужесточения бюджетных ограничений, были созданы сильные отрицательные стимулы для выхода на рынок новых предприятий.Опыт реформирования большинства государств доказал право на жизнь как метода шоковой терапии, так и постепенного перехода к рынку со стремление обеспечить минимальные социальные издержки реформирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Меморандум президента Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации исполнительным директорам о стратегии сотрудничества для Республики Беларусь. Документ Всемирного банка. Отчёт №23401. 21.02.2002г.

    2. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка 2002г.

    3. Подвицкий А. 178 бурлаков - «золотая лига» белорусского бюджета. Белорусская газета, № 34. 30.08.2004г.

    4. Белорусская газета. 29.11.2004г. №47.

    5. Страны с переходной экономикой. Содействие Всемирного банка: оценка ДООД. Элис К. Галенсон. Международный банк реконструкции и развития. Всемирный банк. 2004г.

    6. http://lnweb18.worldbank.org/ ECA/Rus.nsf.

    7. http://rru.worldbank.org/doingbusiness.

    8. http://www.mfa.gov.by/rus/index.php?d=economic/investment&id=21.

    9. http://www.naviny.by/ru/print/?id=34445. 

Информация о работе Проблема перехода к рыночной экономике