Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования - выявление институциональных закономерностей хозяйственного развития для объяснения трансформационных процессов в постсоциалистических странах на основе изучения реформирования хозяйственного механизма. Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования - сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
1. Ведение
2. Переходная экономика как особый тип экономической системы.
3. Переходные экономические системы стран постсоветского пространства.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Распад Советского Союза и последующий переход к рыночной экономике произошел невероятно быстро, а масштабы этого процесса были небывалыми. Переход к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в экономике, распад торговых связей, отсутствие рыночных институтов. Важную роль в данном процессе играли международные экономические организации - группа Всемирного Банка (ВБ), Международный валютный фонд (МВФ) - они оказывали консультативную и техническую помощь странам с переходной экономикой, осуществляли кредитование проектов по реформированию, предоставляли безвозмездную помощь (гранты).
Как и ожидалось, в начале переходного периода отмечалось резкое падение ВВП. В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) экономический спад в переходный период был сравнительно незначительным, однако в странах СНГ (Содружества Независимых Государств) ВВП снизился в среднем более чем на 40 %, при этом резко увеличились масштабы бедности и неравенства. Ни одной стране СНГ не удалось восстановить уровень ВВП на душу населения к 2004г., который она имела до переходного периода.
Масштабы бедности выросли гораздо больше, чем ожидалось: если в начале 1990-х гг. на сумму менее 2,15 долл. США в день вынуждены были существовать менее 4% жителей региона ЕЦА, то к 1998 году, по оценкам, ниже этой черты опустился уровень жизни 20% его населения. Распространенность бедности в странах СНГ была гораздо выше, чем в странах ЦВЕ и Балтии (ЦВЕБ).
Страны
бывшего Советского Союза начали
реформирование позже стран ЦВЕБ,
что было обусловлено временем обретения
независимости. Начиная с 1993г. страны
ЕЦА активно заимствовали у ВБ
(а также у других международных
организаций) до 1999г. - это был период
осуществления комплекса
Разрыв
институциональных и
В Эстонии, Венгрии и Польше политика дисциплины и стимулирования проводилась наиболее последовательно. Данный вариант перехода явился наиболее болезненным для экономик этих стран и был назван методом "шоковой терапии", обнажившим проблемы экономики, принесшим на начальном этапе социальную напряженность, резкое снижение доходов населения и уровня жизни. Действительно, форсированная трансформация повлекла за собой наиболее быстрые, в том числе и негативные в самом начале, результаты.
В
Чешской Республике, Литве и Словацкой
Республике в рамках емкой категории
дисциплины и стимулирования долгое
время преобладали более мягкие
бюджетные ограничения - а, следовательно,
и менее высокий уровень
Болгария, Киргизская Республика, Молдова, Румыния, Российская Федерация и Украина либерализовали свою экономику, но долгое время им не удавалось поддерживать дисциплину посредством жестких бюджетных ограничений, а также они не смогли сдержать незаконное обогащение и расхищение активов с помощью закона или административного контроля. В условиях ослабленной дисциплины на старых предприятиях конкуренция за ресурсы между старыми и новыми предприятиями затрудняет стимулирование. Россия и Украина уже на начальном этапе переходного процесса стимулировали выход на рынок новых предприятий. Но захват государства узким кругом заинтересованных лиц - на старых предприятиях и тесно связанных с ними новых - препятствовали выходу на рынок новых предприятий на более поздних этапах переходного процесса и создавали неблагоприятный инвестиционный климат. В результате возникла система протекционизма и избирательного стимулирования.
В
Беларуси, Туркменистане и Узбекистане,
где не было ни либерализации, ни ужесточения
бюджетных ограничений, были созданы
сильные отрицательные стимулы
для выхода на рынок новых предприятий.
Доступ к иностранной валюте и
кредитам на специальных условиях смягчал
бюджетные ограничения для
В
большинстве стран
Опыт реформ в таких странах, как Польша и Россия (реструктуризация угольной промышленности) и Болгария (пенсионная реформа), свидетельствует о том, что как бы хорошо ни была разработана реформа, темпы ее реализации во многом зависели от заинтересованности правительства в ее проведении и от того, могла ли эта реформа получить поддержку общества в целом. Хорошо информированное гражданское общество нередко становилось одной из основных “движущих сил” преобразований.
Эффективность осуществления реформ хорошо отражают результаты исследования Всемирного банка - доклада «Бизнес 2005», опубликованного в сентябре 2004г. Динамика показателей данного обзора, являясь частью исследования по оценке инвестиционного климата в мире, позволяет судить о степени инвестиционной привлекательности экономики отдельной страны как результирующем индикаторе успешности реформ или их провала. В 2004 году из 145 стран мира, проанализированных ВБ, 58 улучшили деловой климат, дерегулировали бизнес и усилили институт частной собственности. Чемпионами по реформам стали Словакия и Колумбия, где был введен электронный способ регистрации новых предприятий, упрощены процедуры получения кредитов и приняты гибкие законы о рынке труда. По мнению авторов доклада, такие простые меры «ведут к созданию новых рабочих мест для женщин и молодежи, поощряют развитие частного предпринимательства в рамках экономической политики и способствуют экономическому росту». Среди мер, регулирующих начало предпринимательской деятельности и использованных успешными странами-реформаторами региона ЕЦА стали: создание «единого окна» регистрации (Россия); использование электронной регистрации (Молдова); правило «согласие по умолчанию» (Литва); стандартизация учредительных документов (Армения).
Реформы,
проходившие при поддержке и
участии международных
-развитие частного сектора;
-обеспечение надлежащего управления, управление государственным сектором и институциональное строительство;
-развитие финансового сектора;
-социальная защита;
-энергетика.
1. Развитие частного сектора
Преобразование
экономики, которая находилась в
собственности и под контролем
государства, в рыночную экономику,
ориентированную на частный сектор,
составляло главную цель переходного
периода. Для этого необходимо было
установить рыночную дисциплину на государственных
предприятиях, приватизировать
Тем
не менее, большинство вариантов
развития частного сектора свидетельствуют
в пользу проведения приватизации в
рамках широкой стратегии, нацеленной
на внедрение рыночной дисциплины и
системы стимулов, быструю продажу
мелких предприятий через открытые
и конкурсные аукционы, поэтапную
приватизацию средних и крупных
предприятий, обеспечение соблюдения
законодательства в области защиты
инвесторов, усиление конкуренции, обеспечение
прозрачности денежных потоков и
прав собственности на предприятия,
по-прежнему принадлежащие государству,
а также на проявление большей
осмотрительности, наряду с созданием
эффективной нормативной базы, при
передаче в частные руки предприятий
в секторах, связанных с естественной
монополией или олигополией.
2. Надлежащее управление, управление государственным сектором, институциональное строительство.
В
начале переходного периода экономисты
понимали необходимость переориентации
и укрепления институтов государственного
сектора, но серьезно недооценивались
последствия сохраняющейся
Установление
верховенства закона, в том числе
судебная реформа, имели решающее значение
для построения эффективной демократической,
рыночной экономической системы. И,
хотя большинство законов были внесены
и приняты, более широкая задача
проектной деятельности - обеспечение
системных изменений - не была решена.
Реформа УГС зачастую осуществлялась
лишь когда этого требовали
3. Финансовый сектор
Изначально
основное назначение финансовой системы
в странах с переходной экономикой
состояло в плановом распределении
средств при ограниченных возможностях
осуществления финансового