Признаки рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 98.60 Кб (Скачать)

В-третьих, реклама создает  дифференциацию продуктов там, где  действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке  сигарет многие качественные отличия  носят мнимый характер. За мнимыми  отличиями качества очень часто  скрываются вполне реальные отличия  в рекламной подаче товара.

 Дифференциация продукта  обеспечивает фирмам известные  монополистические преимущества. Но  у ситуации есть и еще одна  интересная сторона. Ранее мы  говорили, что доступ в отрасль,  в которой сложились условия  монополистической конкуренции,  относительно свободен. Теперь уточним  эту формулировку: выход на такой  рынок не блокирован никакими  иными барьерами, за исключением  препятствий, связанных с дифференциацией  продукта.

Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы  преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно  повторить тонкий вкус знаменитого  ликера или хотя бы найти равноценный  ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают  и поддерживают дифференциацию, тем  самым добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно (вне зависимости  от своей воли — вспомним принцип  «невидимой руки») обеспечивая на рынке  страны многообразие товаров.

 

 

3. Характеристика  общего, среднего и предельного доходов фирмы в условиях совершенной конкуренции и не совершенной конкуренции.

Доход предприятия (выручка  от реализации произведенной продукции) зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход  – это всегда функция от цены и объема производства.

 В зависимости от  количества продаваемой продукции  различают совокупный, средний и  предельный доход.

Совокупный (валовой, суммарный, общий) доход (TR) - доход от всего объема продаж, равный произведению цены (P) на количество проданной продукции (Q):

TR = P *Q

Доход фирмы во многом зависит  от типа рынка (рынок совершенной  или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается  продукция, может представлять собой:

 в случае совершенной  конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может  воздействовать (фирма - "ценополучатель");

 в случае несовершенной  конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель").

Отсюда, доход фирмы, функционирующей  на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально  изменению выпуска продукции (рис. 1)

Рис. 1 Совокупный доход конкурентной фирмы

 

В то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке  несовершенной конкуренции, зависит  как от выбранного объема производства, так и от цены (рис. 2)

Рис. 2 Совокупный доход  неконкурентной фирмы (монополиста)

 

 Фирма-монополист для  того, чтобы продать больше продукции,  вынуждена снижать цену, поэтому  совокупный доход фирмы, функционирующей  на рынке несовершенной конкуренции,  по мере увеличения объема  продаж сначала растет, затем  начинает снижаться

Доход, получаемый от реализации единицы продукции – это средний  доход (AR)

AR=TR/Q

Очевидно, что средний  доход фирмы равен цене продукции:

AR=TR/Q=(PQ)/Q=P

В силу однородности продукции  и наличия большого количества совершенных  заменителей, ни одна фирма не может  продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма  очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать  всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать  товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию  по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

Производство дополнительной единицы продукции порождает  дополнительные издержки производства, однако приносит и дополнительный, предельный доход - третий показатель, характеризующий доход фирмы  и широко используемый в экономическом анализе.

Предельный доход (MR) - это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

MR=∆(TR)/∆Q

Предельный доход также  может быть определен как разность между совокупным доходом от продажи n и n-1 единиц продукции:

 

В условиях конкурентного  рынка фирма может продать  дополнительную единицу продукции  только по той же рыночной цене, что  и предыдущие единицы продукции, т.е. и предельный и средний доходы фирмы равны между собой и  равны цене, т.е.

MR = AR = P

Зависимость среднего и предельного  дохода от объема производства конкурентной фирмы описывается графиком среднего и предельного дохода (рис. 3)

 

Рис. 3. Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR < P

Подобное соотношение  между предельным доходом и ценой  объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу  продукции, фирма вынуждена снизить  на нее цену, но так как фирма  не может продавать одинаковую продукцию  по разным ценам, то она вынуждена  снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы.

 Отсюда: в условиях  несовершенной конкуренции предельный  доход фирмы равен цене дополнительной  единицы продукции за вычетом  убытков, возникающих в результате  снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма  продает 1-ю единицу продукции  за 14 ден. ед. Чтобы продать 2-ую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но снизив цену за 2-ую единицу до 12 ден. ед., фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, 1-ую единицу. В результате, продав 2-ую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12-(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

 Таким образом, поскольку  для продажи большего количества  товара фирме приходится снижать  цену, то кривая её среднего  дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода  окажется ниже кривой среднего  дохода (рис. 4)

Рис. 4. Средний доход (цена продукции) и предельный доход неконкурентной фирмы

 

Как видно из рис. 4, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

При совершенной конкуренции  текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может  воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем. В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска. Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).

1. Доход фирмы зависит  от рыночной цены продукции  и объема продаж. Совокупный доход  (выручка от реализации продукции)  равен произведению цены на объем выпуска. Доход конкурентной фирмы, поскольку цена задана, всецело зависит от выбранного объема производства; доход неконкурентной фирмы зависит как от объема производства, так и от цены, устанавливаемой фирмой. Средний доход (доход от продажи единицы продукции) равен цене. Предельный доход - это доход от продажи дополнительной единицы продукции. Для конкурентной фирмы предельный доход равен цене, для неконкурентной - меньше цены.

     2. Сопоставление  совокупного дохода и совокупных  издержек при разных объемах  выпуска позволяет фирме выбрать  оптимальный (наилучший) в данных  конкретных условиях объем производства. Превышение совокупного дохода  над совокупными издержками позволяет  фирме получать прибыль, превышение  совокупных издержек над совокупным  доходом означает убытки, равенство  совокупных издержек совокупному  доходу - нулевую прибыль. Если  убытки фирмы равны ее постоянным  издержкам, фирме безразлично,  продолжать работать или прекратить  производство. Если убытки фирмы  больше постоянных издержек, то  ей следует приостановить производство.

     3. Объем производства, при котором предельный доход  равен предельным издержкам (оптимальный  объем производства), обеспечивает  получение максимальной прибыли.  Если фактический объем выпуска  ниже оптимального, то фирме следует  расширять производство, - прибыль  будет увеличиваться; если объем  выпуска больше оптимального, то  для увеличения прибыли фирме  следует сокращать производство.

     4. Достижение  оптимального объема производства  еще не гарантирует получение  максимальной прибыли. При оптимальном  объеме производства фактические  результаты зависят от соотношения  рыночной цены и средних издержек  производства. Если цена выше  минимума средних совокупных  издержек производства, то фирма  получает прибыль; если они  равны, прибыль фирмы будет  равна нулю. Если цена выше  минимума средних переменных издержек, но ниже минимума средних совокупных, то фирма будет нести убытки. Если рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек, то фирме следует приостановить производство.

     5. Правило максимизации  прибыли (равенство предельных  издержек предельному доходу) объясняет,  как формируется предложение  фирмы. Сумма предложений отдельных  фирм образует рыночное предложение.  Отрасль находится в равновесии, если все фирмы производят  продукцию в объемах, соответствующих  равенству предельных издержек  предельному доходу, и получают  нулевую прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

1.Понятие “инвестиции”  в национальных счетах ВНП  и ЧНП включает:

А) любой продукт, произведённый  на государственном предприятии;

Б) покупка любой акции;

В) Рост запасов на конец года;

Г)любой товар,купленный потребителем, но полностью потреблённый к концу года;

Д) все перечисленные ответы не верны;

Верный ответ : В – рост запасов не конец года.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения прибыли.

ВНП –  это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

Чистый национальный продукт(ЧНП) = ВНП – амортизация.

вариант А не верен, т.к не уточнён в сроках производства, а в ВНП учитываются только товары произведённые в течение года.

Вариант Б не верен, т.к в ВНП учитываются только акции государственного предприятия.

Вариант Г не верен, т.к не уточнён производитель продукта.В ВНП учитываются только продукты  произведенные в данной стране в течение года.

2.какая из этих  величин не включается в ВНП,  рассчитанный по сумме расходов:

А) Валовые инвестиции;

Б) С+ I + G;

В) чистый экспорт товаров  и услуг;

Г) государственные закупки  товаров и услуг;

Д) зарплата и жалованье;

Верный ответ : Д – зарплата и жалованье

В показатель ВНП входят: Потребительские расходы ( С )— Расходы на личное потребление, государственные закупки товаров и услуг (G), чистый экспорт, валовые частные инвестиции( I ).

3.Косвенные налоги:

А) учитываются при расчёте  национального дохода;

Б) включают общий налог  с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины;

В) учитываются при расчёте  ВНП;

Г) все предыдущие ответы не верны;

Д) верны только ответы А) и В).

Верный ответ : А) учитываются при расчёте национального дохода

Ко́свенный нало́г — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. К ним относятся акцизы, пошлины, и т.п..

Косвенный налог не включает в себя общий налог, поэтому вариант  Б) не верен. И косвенные налоги не учитываются в расчёте ВНП.

  1. Повторный счёт это:

А) включение стоимости  промежуточных изделий в состав ВНП;

Б) более чем однократный  учёт одного и того же товара или  услуги;

В) специальнвй баланс. Составленный по принципу двойной записи;

Г) верны ответы А) и Б);

Д) все предыдущие ответы не верны;

Верный ответ : Г) верны ответы А) и Б);

ВВП не учитывает стоимость  товара в промежуточных стадиях  и учитывает лишь рыночную стоимость  конечного продукта. Делается это потому что в стоимость конечного продукта уже включены промежуточные стадии и товары. Если учитывать стоимость товара на промежуточных стадиях то возникнет повторный счет, завышающий реальные размеры ВВП.

Информация о работе Признаки рынка совершенной конкуренции